Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Оксана Татульян - телеведущая телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- О.Т: Добрый вечер, дорогие друзья! На «Вашем общественном телевидении» - «Полчаса с главредом», и сегодня ведущая – я, Оксана Татульян. А в гостях у меня замечательный, обворожительный, очаровательный и обаятельный Алексей Германович Лушников! Здравствуйте!
- А.Л: Оксана, здравствуйте! Здравствуйте, уважаемые телезрители! Я не знаю, что сказать или сделать после такого вступления. Наверное, просто уйти.
- О.Т: Ни в коем случае! Это будет ваш телевизионный конферанс.
- А.Л: Вот как? Просто у нас программа «Полчаса с главредом» без мёда.
- О.Т: Конечно!
- А.Л: И без халвы.
- О.Т: Да-да, без мёда и без халвы. Мы с вами будем говорить о четвертой власти.
- А.Л: Давайте!
- О.Т: Я объясню телезрителям, что это за термин. Четвертой властью называют СМИ – газеты и журналы, телевидение, радио, интернет и т.д. Начну я с жалобы.
- А.Л: Попробуйте.
- О.Т: Субботний вечер. Я приехала к своим родителям, а они смотрят на федеральном телеканале, если не ошибаюсь, «Сегодня вечером» с Андреем Малаховым. Обсуждается интересная тема - 100-летие Ванги. Что меня зацепило? Родители смотрели, раскрыв рты. При этом в студии было много медийных лиц – политиков и даже научных деятелей, которые с пеной у рта и, «разрывая на себе рубашки», обсуждали то, о чем стыдно говорить вслух: мракобесие, темные силы и т.п. Неосязаемое и недоказанное, религиозную чушь...
- А.Л: Ну, мракобесие вполне осязаемо. Помните историю с Галилеем?
- О.Т: Конечно.
- А.Л: Кто и что с ним сделал? Это и есть мракобесие.
- О.Т: Не хотелось бы накликать беду.
- А.Л: Вас задело, что серьезные люди говорят...
- О.Т: …абсолютную чушь! Даже бывший помощник Бориса Николаевича Ельцина.
- А.Л: Вы знаете, я не смотрю, к сожалению...
- О.Т: Или к счастью?
- А.Л: Для кого как, а для себя - к счастью, я не смотрю названные вами телеканалы и программы, потому что они не имеют никакого отношения к жизни, являются интертейментом - развлечением. Что здесь обсуждать? Вот стоят салфетки, давайте их обсудим!
- О.Т: Что делать-то?
- А.Л: Поверьте, заранее договорившись, вполне можно проговорить об этом час-другой. В свое время, много лет назад мы почти так же говорили о сексе с доктором Щегловым, разыгрывая определенные комбинации. Причем программа строилась на экспромте, была известна лишь тема. Как КВН - на уровне фишек.
- О.Т: Перебросок.
- А.Л: Да. Иногда получалось смешно, иногда не очень. Здесь взяли за основу юбилей Ванги. Кстати, о ней даже телесериал сняли. Чуть ли не Иисус Христос прошлого века! Начали мусолить тему. И чем больше неожиданностей и вранья, тем люди охотнее верят, прикольно.
- О.Т: Это и обидно.
- А.Л: Идем дальше. Ну, с актерами понятно - они участвуют в таких постановках за деньги или ради славы, реализуют свое эго. Вопрос, кто это снимает? Снимают ересь те, кто прекрасно понимает, что делает. Конечно, среди них есть люди, ограниченные по части интеллекта. Но Константин Эрнст к ним явно не относится. Для чего это делается? Чтобы отвлечь людей - от неубранной картошки, затопленного Хабаровска и от личных, семейных проблем (неурядицы, трагедии, нет денег, сложности на работе и т.п.). Иногда такие программы играют терапевтическую роль: важно, чтобы человек, оказавшийся в сложной ситуации, не наложил на себя руки. Лучше отвлечь. Мне трудно до конца согласиться с таким подходом, но, тем не менее. И, как я уже сказал, это абсолютный интертеймент (развлечение). Информация, которая озвучивается, мягко говоря, не проверенная, вряд ли соответствует действительности и постановочная.
Второй вопрос: кто это смотрит?
- О.Т: Сейчас мы расчихвостим аудиторию.
- А.Л: Нет, не расчихвостим. Дело в том, что мы говорим об этом открыто. Например, я - не политик, которому нужно набирать очки для выборов. В принципе, мне все равно, кто и что обо мне думает. Я знаю некоторые правила жизни и могу смело говорить о вещах, которые, к сожалению, смотрит недалекая часть населения. Хотя и среди моих близких есть люди, которые ЭТО смотрят. Мы конфликтуем, но я не могу оттащить их от телевизора. Конечно, это проблема самих людей.
- О.Т: Непосредственно.
- А.Л: Да. С одной стороны, им навязывают выбор: популярный канал, удачное время, известные ведущие. А с другой - они почему-то не включают Discovery и не хотят смотреть фильмы и передачи о путешествиях, животных. В конце концов, те же рецепты. Понимаете? Люди подсажены на дребедень без капли правды. Одни эмоции и разговоры. Как в вашем примере – о темных силах и т.д. Полная дремучесть!
- О.Т: Абсолютно!
- А.Л: Все на уровне язычества. Одним словом, неграмотный народ - это большая проблема.
- О.Т: Становится страшно, когда советуют есть щавель на 18-е лунные сутки...
- А.Л: Ну да. И при этом все так делают!
- О.Т: Вернемся к тому, с чего я начала. СМИ, четвертая власть формирует национальное сознание. Тем более, федеральные каналы. Они не могут вещать неправду!
- А.Л: Слушайте, а когда Леонид Ильич Брежнев говорил в эфире двух телеканалов страны, что через несколько лет граждане СССР будут жить при коммунизме, который наступит после развитого социализма? Неужели в это верили? Не особо... Безусловно, кто-то верил. Но была и часть населения, травившая анекдоты на эту тему в курилках и на кухне.
- О.Т: Совсем малая часть.
- А.Л: Не малая, а большая часть населения, хочу я вам сказать. Потому что жизнь была одна, а по телевизору говорили и показывали совсем другое. А как проверить, есть ли темные силы, особенно когда в них хочется верить?
- О.Т: И как сформировать собственное мнение?
- А.Л: Читать книжки, изучать науки. Просвещаться! Другого пути нет.
- О.Т: Вы правы.
- А.Л: Вообще существует два пути. Первый - просвещение. Об этом во всем мире говорят последние лет шестьсот. И идут в данном направлении. Россия подключилась примерно 300 лет назад; иногда она сворачивает, но потом возвращается. А второй путь абсолютно дремучий, в никуда - это незнание и уход во власть рефлексов, ближе к животным.
- О.Т: Это именно то, что пытаются сделать на телевидении. Очень жаль… Пользуясь тем, что людям постоянно нужны хлеб и зрелища, их «кормят» сценами насилия, убийствами и т.п. Формируют непонятный психический механизм. Мне становится страшно за молодежь.
- А.Л: Оксана, несколько эфиров назад мы говорили об этом в «Главреде». Очень острая проблема. Дело в том, что последние шесть-семь лет я прямо говорю: смотреть главные российские телеканалы вредно для здоровья. И это не метафора, а чистая правда. Я подсчитал количество убийств в одном анонсе и привел пример, что если бы его пустили на французском ТВ, создателям ролика грозило бы уголовное преследование. Это то же самое, что «крутить» порнографию на национальном канале. Неокрепшую психику легко разрушить. Ссылка на игровую форму здесь не работает. Понимаете?
- О.Т: Ну, да.
- А.Л: Для взрослого человека это не так чувствительно. А вот дети и молодежь все воспринимают буквально, могут выйти на улицу и начать реализовывать увиденное.
- О.Т: Определенно.
- А.Л: Ведь речь и идет о формировании личности. А мы потом удивляемся: «Откуда пошла такая агрессивная молодежь?». То, простите за выражение, дерьмо, которое показывают по телевизору, оно и пошло!
- О.Т: Как вы жестко, Алексей Германович! А почему с этим не борются и ничего не регламентируют?
- А.Л: Вы знаете, к сценам насилия в чистом виде я бы еще добавил тупость, как шаблон поведения. Например, сериал задает некий формат взаимоотношений. При этом используются банальные и глупые тексты. Молодежь смотрит и переносит их в реальность.
- О.Т: Сознание до конца не сформировалось.
- А.Л: Они перенимают модели поведения, увиденные на экране, и общаются, используя слова «из телевизора». Все и вся, кто выше этого уровня, например парень, который читает книжку и рассказывает про Анну Каренину, вызывает отторжение: «Ты кто? Ты че тут? Давай, до свидания!». Понимаете меня?
- О.Т: Конечно.
- А.Л: Стереотипы, формируемые телевидением, очень опасны. Развлечения, глупость, насилие, низкий уровень интеллекта… Я невольно вспоминаю советские годы. Да, была цензура и множество фильтров, но такие вещи исключали. Пожалуй, на определенных этапах развития общества и цивилизации нужно регулировать массовое потребление. И делать это должна элита, не заинтересованная в материальных благах от подобной, с позволения сказать, продукции. О цензуре, как таковой, речь не идет. Но различать и не пускать насилие, глупость на телеэкраны, по-моему, необходимо. Вплоть до серьезных административных мер. Многие говорят, что это создаст уйму проблем: как отличить? Кто будет принимать решение? И так далее.
- О.Т: Зачем забивать этим голову?
- А.Л: Да. Но по-другому не получится.
- О.Т: А зачем нас отупляют?
- А.Л: Есть разные интересы – политические, экономические…
- О.Т: Опять же, отвлечение?
- А.Л: Давайте вспомним историю с программой «Моя семья». Ее вел Валерий Комиссаров, долгие годы возглавлявший Комитет по средствам массовой информации в Государственной Думе. Чиновник высокого федерального ранга, член «Единой России»! Как он продавал свой майонез и кетчуп? Сделал программу, которую все смотрели. Товары были дешевые, и их стал покупать массовый зритель. Затем появился другой «продукт», рассчитанный на определенный интеллектуальный уровень - «Дом», «Дом-2» и т.д.
- О.Т: Ужас!
- А.Л: Здесь задействованы очень разные процессы. На эту тему можно сделать отдельную передачу. Экономическая целесообразность налицо - продать брендовый продукт, ориентированный на определенную целевую аудиторию, которая смотрит ту или иную программу. Согласитесь, трудно продать кетчуп слушателям концертов симфонической музыки. Поэтому под продукт делалась программа. Не наоборот! Это первое. И второе. Безусловно, присутствует политический акцент: чем народ тупее, тем им проще манипулировать. И придумал это не Лушников, а задолго до него. Этой мысли, как минимум, пара тысяч лет.
- О.Т: Потому и страшно становится. Я считаю своих родителей умными и эрудированными людьми, интеллектуалами, а приехала и увидела такое… Конечно, я была в шоке, и у нас завязалась дискуссия.
- А.Л: А вы не спросили, почему они не смотрят премьеру с Брэдом Питом - «Войну миров Z»?
- О.Т: Я думаю, мои пенсионеры ничего не ответят на такой вопрос.
- А.Л: Простите за рекламу, уважаемые телезрители - она не имеет никакой коммерческой цели – но я советую купить за 100 долларов Apple TV. Там надо нажимать всего две кнопки и регулярно вносить абонентскую плату с банковской карточки. Все! Пусть смотрят лучшие кинопремьеры, причем в хорошем качестве. И стоит, поверьте, 2 копейки, подходит для людей с разным достатком.
- О.Т: Мне ответят, что на федеральном канале не врут. Знаете, недавно я увидела в интернете демотиватор (картинку) с Иваном Ургантом, где было написано: «Я честен. Я работаю на «Первом». Очень смешно! И главное - не поспоришь.
- А.Л: Я бы не стал использовать критерии «честно» - «нечестно». Это более прозрачные понятия. Что касается Ивана Урганта, он может так работать, потому что сам честный. И никто не заставляет его врать. Просто подходят перед программой и говорят: «Ванечка, сегодня надо сказать так». Есть некая информационная машина, формирующая программную политику. Кто ставит и снимает сериалы? Я сейчас говорю не конкретно про «Первый», а в принципе. Почему они именно такого качества?
- О.Т: Потому что востребованы.
- А.Л: Нет-нет. Когда действовала советская государственная машина, был такой телеканал - «Российские университеты». Его создали на базе какого-то образовательного канала. Так вот там прямо говорили: «Мы ставим классическую музыку, хотя понимаем, что ее будут слушать немногие. Мы показываем программу такую-то и так создаем программинг, который по интеллекту чуть выше среднестатистического». Понимаете? Необходимо подтягивать народ!
- О.Т: Подтягивать, именно!
- А.Л: А сейчас стоит другая задача - делать чуть ниже среднего интеллектуального уровня, поскольку реклама рассчитана на массового потребителя.
- О.Т: Да, исключительно в личных целях.
- А.Л: Разница есть?
- О.Т: Безусловно.
- А.Л: В свое время мы говорили об этом с ныне покойным Романом Трахтенбергом. Рома был экзальтированной личностью, многое себе позволял, в том числе и то, что нельзя. Я утверждал: «Максимально высокий рейтинг на российском ТВ даст голая задница на экране».
- О.Т: Вы правы, как ни странно.
-А.Л: А еще больший – скрытые камеры наблюдения, установленные в общественном туалете. Все будут говорить: «Какая гадость!» - и смотреть.
- О.Т: Да-да.
- А.Л: Единственный сдерживающий механизм – культура. И это больше, чем просто музеи, картины и т.п. Она не позволяет человеку совершать поступки, не принятые в данном обществе. А если вы даете шаблон, согласно которому все можно, уровень культуры падает. Постепенно можно дойти до уровня плинтуса, когда будет нечего показывать, кроме голых задниц и туалетов. А верхнего предела нет, можно подниматься выше и выше...
- О.Т: И подтягивать.
- А.Л: Вы и ваши родители испытали на себе воздействие современного телевидения. Оно пока не на уровне плинтуса, но опускается все ниже.
- О.Т: Потому я и возмутилась.
- А.Л: Помните программу «Окна» с Дмитрием Нагиевым?
- О.Т: Да.
- А.Л: По сравнению с тем, что показывают сейчас, она была в высшей степени интеллектуальной. За последние годы уровень ТВ сильно снизился. Еще лет десять, и все...
- О.Т: Страшно! Ведь масс-медиа постоянно растут.
- А.Л: Да, конкуренция увеличивается и все больше участников рынка борются за куски «рекламного пирога». Причем уже в интернете.
- О.Т: Алексей Германович, а вы за что боретесь?
- А.Л: Я? Ни за что.
- О.Т: Хорошо, не буду вас больше мучить. Может, вы сделаете какую-нибудь программу, типа ликбеза и развенчаете главные мифы?
- А.Л: Зачем? В голову другого человека нельзя вложить свою жизнь и опыт. Тем более, если он этого не хочет. А тот, кто хочет знать, все сам найдет в интернете. Сейчас, слава Богу, информация открыта и доступна. Не как в советские годы, когда можно было только подслушивать, что говорят на «Радио «Свобода». Плюс читать самиздат. Все остальное - государственная пропаганда. А отличать правду от неправды нужно учиться: читать серьезные книги и статьи, слушать специалистов, искать тех, кому вы доверяете.
- О.Т: Здорово! Мне нечего добавить. Пора прощаться – наше время истекло.
- А.Л: Спасибо!
- О.Т: Спасибо вам, Алексей Германович!
- А.Л: До встречи!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
30 сентября 2013, 21.30
Ведущая – Оксана Татульян, программа «Форум».
polit.pro