Программа «Особый взгляд» продолжает подводить в прямом эфире итоги уходящего 2013 года. Чем удивил нас год, и чем – возможно – мы его удивили? На эти вопросы ответил наш постоянный эксперт, общественный деятель Сергей Цыпляев.
Внешнеполитические достижения.
2013 год оказался очень благодатным для государства Российского в мировом плане. В этом году Россия сделала много важных шагов в мировой политике, констатировал Сергей Цыпляев, и добилась многих внешнеполитических побед. «Первая история – это Сирия, где мы смогли уговорить Асада вывести химическое оружие. Вторая история – это Иран: после выборов и изменения политики с иранской программой, режим начинает осознавать необходимость идти на компромисс – очень сильно ударили санкции по Ирану».
Третье внешнеполитическое событие года – это, безусловно, история с Украиной. «Ребята на Украине долго говорили: снизьте цену на газ, помогите. Мы им дали скидку, дали преференции – но взамен поставили Украину в очень жесткую позицию, мол, никуда вы от нас не денетесь. В итоге, год назад Украина начала движение в сторону Евросоюза. Россия включила мощную артиллерию экономического давления. И руководство Украины отказалось от дальнейшего движения – но теперь на наших плечах лежит ответственность, чтобы страна не развалилась. Потому что Украине потребуется дополнительная доза финансирования. Потребовать назад мы деньги можем когда угодно – но не обязательно, что мы получим эти деньги назад», - считает Сергей Цыпляев.
Политическая «оттепель» декабря: причины и следствия.
Многие аналитики утверждают, что есть прямая связь между урегулированием украинского вопроса и помилованием Михаила Ходорковского. Сергей Цыпляев, в свою очередь, предложил иную схему развития событий вокруг «оттепели» во властных структурах. «Можно провести аналогию и с концом советской истории: в 1982 году рухнули цены на нефть, и СССР остался в долгах. В 1985 году приходит Горбачев, и изначально мы взяли на вооружение лозунг шестидесятников – построить социализм с человеческим лицом. Внезапно в 1987 году начинают освобождать политзаключенных, началась повальная демократизация – а страна ходила за кредитами по международному сообществу».
Что же сейчас? «У нас окончательно остановилась экономика. Никаких абстрактных законов развития экономики нет: каждое решение принимают люди. И есть логичное ощущение, что полет экономики завис. Когда начинают читать доходную часть бюджета – то начинают понимать, что это не доход, это ожидание чуда. По всем уровням страны денег нет. Да, у нас есть Резервный фонд – но части денег тоже нет: что-то в Украине, что-то в Олимпиаде».
«Экономики у нас больше нет»
Таким образом, единственное логичное обоснование освобождения Навального, Ходорковского, «Arctic Sunrise», «Pussy Riot», по мнению Сергея Цыпляева – это необходимость срочно искать деньги в кредит: «Нет иллюзий – Россия не остров стабильности. И это тоже итог года: экономика года фактически не растет. Мы постарались максимально реставрировать советскую модель экономики: большая часть экономики в государственном активе. И никто не рвется, не конкурирует с соседом – зачем, все же на окладе, все в подчинении у власти. Снова страна не понимает и не принимает идеи предпринимательства и конкуренции – и ждет, что придет некто и создаст экономику по мановению руки. Конечно, в 90е, как и в любую эпоху первоначального накопления капитала, было много всего – но из этого состояния и формируется элита, а у нас приняли решение все скосить и закатать асфальтом. И экономики у нас в итоге больше нет».
Экономика, как справедливо заметил Сергей Цыпляев – это ядерный реактор: надо следить за стержнями, чтобы вовремя разогнать реакцию или ее погасить. «У нас же сложилось так: в перестройку мы разогнали реакцию до такой степени, что в 1991 году реактор взорвался. Дальше все понеслось в хаотичном порядке, и мы опустили стержни настолько глубоко, что реактор полностью остановился. Но для того, чтобы экономику снова запустить, необходимы в первую очередь свободная инициатива и управление со стороны государства только сложных стратегических моментов. А ручное управление, о котором так много говорят в Кремле – это миф: это команда "стоять-бояться, ждать приказа”. Но еще и люди должны еще понять: нужно срочно выворачивать штурвал в другую сторону».