По сложившейся традиции, пятничный эфир программы «Особый взгляд» посвящен актуальным и тревожным событиям уходящей недели. Сегодня историк Даниил Коцюбинский в прямом эфире телеканала «Ваше общественное телевидение!» обсудил с ведущим Валерием Костиным ситуацию в России и в мире.
«Россия – это страна, где единство достигается путем отказа от свободы»
Во время сегодняшней встречи президента с молодыми юристами, Владимир Путин дал понял, что законопроект о запрете пропаганды сепаратизма принят администрацией, а значит – фактически начал свое действие. По мнению Даниила Коцюбинского, это будет самым серьезным нововведением в российской политической системе, поскольку речь в данном законопроекте идет об очень серьезном ущемлении свободы слова. «Теперь предлагают запретить ставить под сомнение целостность государства. А это означает, что под этот законопроект можно поставить кого угодно. Ведь также и 12 июня 1991 года, которое мы празднуем как день независимости – это очень сепаратистский праздник. И символика России – как государства, сформировавшегося в ходе сецессии – тоже сепаратистская символика».
У власти есть мотив действий, считает историк Даниил Коцюбинский. Россия как империя разваливается уже 100 лет кряду, и сейчас не может вписаться в современность со своим устаревшим политическим механизмом. «В условиях двадцать первого столетия, существование государства представляет собой неживое явление. И это естественно – ведь в современных условиях инноваций руководить большой страной из одного центра невозможно. Однако либерализация порождает дезинтеграцию. Но пока стоит Путин, пока стоит ржавая вертикаль власти – такая же ржавая, как и вода из-под крана в доме Путина – Россия будет функционировать. После того, как царь рухнет – рухнет вместе с ним и имперский каркас. Путин сохраняет единство, что бы там не думали господа «болотные либералы». Но надо понимать, что единство страны, к сожалению, сохраняется путем отказа от свободы».
Естественно, говоря о системе государства Российского, историк Даниил Коцюбинский считает, что необходимо срочное реформирование государства, чтобы оно было действительно инновационным. Но как это должно происходить? «Это должна быть парламентская республика на корню – без всевозможных игр с вертикалью власти и выборами единого президента-батюшки-царя. Мы сейчас живем в эпоху "бархатных революций” – в целом, там не было жуткой войны. Эпоха гражданских войн, тоталитарных режимом и харизматичных лидеров прошло. Не надо пугать людей новым семнадцатым годом – у нас 1991 год еще жив в памяти, наша "бархатная революция”».
Майдан как новый орган власти.
Говоря о событиях текущей недели, нельзя обойти историю вокруг украинского Евромайдана. Здесь Даниил Коцюбинский развенчал два основных фантома, связанных с проблемой событий на Украине. «Во-первых, ассоциированное членство с Евросоюзом – это очень эфемерная вещь. Турция уже давным-давно подписала договор об ассоциированном членстве, но войти в ЕС она до сих пор не может. Во-вторых, кризис на Украине в меньшей степени связан с ЕС. Теперь главным требованием является отставка кабинета министров и самого Януковича. Им необходимы досрочные выборы, и уж только потом – ассоциированное членство. В целом, есть разочарованность в действии нынешней политической элиты, и негативное отношение к российскому давлению».
Даниил Коцюбинский уверен: кризис на Украине – это закономерный кризис ее политической системы. «Почему возник Майдан? Янукович фактически восстановил систему Кучмы: вертикаль с одной стороны и оппозиция с высокой степенью свободомыслия – с другой. Но и Кучма в свое время довел историю до первого Майдана. Долгое время Украина жила в условиях свободомыслия и парламентаризма. Потом пришел Янукович – своего рода украинский пахан - и восстановил систему».
То, что происходит на Украине, считает историк Даниил Коцюбинский – это большой мастер-класс для российской внесистемной оппозиции. «Если Украина дожмет Януковича, это покажет пример, как выдавить Путина. И если бы Путин знал, что будет Майдан – он бы триста раз подумал, прежде чем говорить с Януковичем. Они оба повели себя неразумно с точки зрения своих интересов. А то, что происходит на Украине – это востребование той свободы, которая у нее была раньше, и которую у нее отняли. Перспектива нового цикла политической свободы дает надежду на то, что Украина сможет эволюционировать. А если в России произойдет либерализация – то сможет эволюционировать и Россия».