Игорь Абрамович Шадхан - режиссер документального кино, лауреат международных кинофестивалей и премии Союза журналистов СССР, заслуженный деятель искусств РФ. Зинаида Суворова- правозащитник. Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- И.Ш: Добрый вечер!
- З.С: Здравствуйте!
- И.Ш: Это «Впечатления» и я, Игорь Шадхан. Сегодня у меня замечательная гостья - Зинаида Васильевна Суворова. Прежде всего, Зинаида Васильевна, поздравляю вас с прошедшим 8 Марта.
- З.С: Спасибо большое!
- И.Ш: Не так давно, наверное, пару лет назад, я снял картину под названием «Дело Суворовой». Она была посвящена мужу Зинаиды Васильевны – капитану 1-го ранга Николаю Михайловичу Суворову, командиру подлодки. Так случилось, что он оказался в экстремальной ситуации: ему дали под командование борт К-429, который впоследствии затонул, за что командиру дали тюремный срок. Сколько лет?
- З.С: 10 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
- И.Ш: Зинаида Васильевна Суворова, которая сейчас сидит рядом со мной, посвятила жизнь тому, чтобы объяснить и доказать, что ее муж не виновен в произошедшей трагедии. Ведь на подлодке погибли люди...
- З.С: 14 погибли в отсеке и еще двое - при выходе из подводной лодки, лежавшей на грунте.
- И.Ш: Фильм «Дело Суворовой» я снял вместе с Андреем Бабуровым - тоже подводником, который помог нам и финансово, и организационно, за что мы ему очень благодарны. Правда?
- З.С: Да, конечно. Кроме того, он помог написать книгу «Дело Суворова».
- И.Ш: Я хочу представить Зинаиду Васильевну кадрами из фильма. Пожалуйста, покажите нам первый фрагмент.
(Показывают отрывок из фильма.)
- 3.В.Суворова: Меня всегда приглашали танцевать моряки, а мою подругу - летчики. В конце концов, она и вышла замуж за летчика, а я – за моряка. Хотя когда мне было лет 18, сестра одной моей подруги выходила замуж за подводника, и я, узнав об этом, выпалила: «Как, за смертника?!». В моем понимании это было именно так. И добавила: «Я бы никогда не вышла замуж за подводника!».
- И.Ш: Желая сделать фильм о трагедии на К-429 более достоверным, мы с художником Сергеем Чижовым построили в павильоне нечто, напоминающее обстановку подводной лодки… Бухта Саранная на Камчатке. Здесь в 1983 году затонула на тот момент самая современная атомная подлодка. Нигде в мире не было такого, чтобы сквозь 45-метровую толщу воды смогли всплыть 104 человека. Они бы все погибли, если бы не командир - капитан 1-го ранга Николай Суворов.
- И.Ш: Спасибо вам за вступление, вы очень хороши.
- З.С: Спасибо вам!
- И.Ш: Всплыть матросам и офицерам удалось потому, что Николай Михайлович не выполнил указание адмирала Ерофеева сразу идти на место стрельб, где была жуткая глубина.
- З.С: До 2000 метров.
- И.Ш: Это так называемая дифферентовка подводной лодки – проверка на погружение.
- З.С: Да-да, происходит выравнивание подлодки.
- И.Ш: Суворов не решился идти сразу на большую глубину, видимо, что-то предчувствуя. Об этом рассказано в другом маленьком фрагменте.
(Показывают отрывок из фильма.)
- Мужчина 1: Из рубки связи шли доклады, что Ерофеев торопит – дифферентуйтесь в 21-м районе, где глубины, как говорил наш механик: «30 минут на автобусе». Я спросил Суворова: «Где будем дифферентоваться?». Он ответил: «Только в районе дифферентовки». А когда старший похода, Гусев, тоже пришел из рубки связи...
- Мужчина 2: Он начал давить – идем сразу в район, где должны быть торпедные стрельбы.
- Мужчина 1: Суворов сказал: «Алексей Алексеевич, запиши в вахтенный журнал, что ты вступил в командование лодкой, и дифферентуйся, где хочешь». Тот ответил: «Ну, что ты, Николай Михайлович! Нет-нет». И так мы пошли в район дифферентовки.
- И.Ш: Теперь ответьте мне на вопрос, Зинаида Васильевна: что вас или нас заставило сегодня начать этот разговор и вспомнить фильм «Дело Суворовой»?
- З.С: Передача Андрея Караулова «Момент истины».
- И.Ш: Это «Пятый канал»?
- З.С: Да. Обычно Караулов начинает свои передачи словами: «Я, Андрей Караулов, отвечаю за каждое свое слово». Мне казалось, что если человек отвечает за каждое слово, то, что он говорит и показывает, основано на фактах и документах. Первые сомнения в этом у меня появились после эфира о «Комсомольце».
- И.Ш: О подводной лодке «Комсомолец»?
- З.С: Да. Он был в июне прошлого года. Я не только знакома с родственниками погибших на «Комсомольце», но читала много литературы: Чернова, Мормуля, заместителя генерального конструктора АПЛ «Комсомолец» - Романова. Я решила, что если Караулов утверждает другое, вероятно, он имеет на руках документы, с которыми названные компетентные авторы и исследователи не знакомы. А когда показали передачу о К-429, стало очевидно, что это не «Момент истины» - скорее, «Момент лжи». Свое мнение об этой передаче высказали многие подводники, в том числе участник аварии, Валерий Маслов. Позвольте, я прочту...
- И.Ш: Да ради бога.
- З.С: «Такой лицемерной лжи в эфире не было и, надеюсь, никогда не будет!». Позиция Андрея Викторовича вызывает у меня глубокое неуважение к нему и недоверие к программам, которые он делал ранее.
- И.Ш: И будет вести дальше.
- З.С: Да. Мне кажется, что если такая истина прошла по нашей лодке, вероятно, она не единственная - их много.
- И.Ш: Хорошо сказали: «прошла по нашей лодке». Вы так считаете?
- З.С: Абсолютно.
- И.Ш: Именно по вашей?
- З.С: Да, моей. Знаете, что еще меня удивило? Караулов пригласил на программу адмирала Ерофеева и представил его как эксперта. Ведущий забыл сказать, что в 1983 году Ерофеев был начальником Штаба 2-й флотилии и именно он отправил К-429 в море.
- И.Ш: После ремонта...
- З.С: Она стояла в ремонтной базе!
- И.Ш: Я имею в виду, что ее ремонтировали.
- З.С: Суворов повел лодку в поход прямо из дока 23 июня в 23:00, а 24-го она затонула.
- И.Ш: Ужас…
- З.С: Ее нужно было принять у другого экипажа за 18 часов!
- И.Ш: Атомную подводную лодку?
- З.С: Да! На суде привлекли экспертов в погонах, и они признали, что за такое количество времени Суворов физически не мог принять лодку качественно. Но почему-то судьи обошли вниманием этот момент.
- И.Ш: Как я понял, экипаж был недоукомплектован.
- З.С: Да. На борту было 48 членов экипажа Суворова, а хотели отправить в море 106. Плюс 58 прикомандированных из разных экипажей. И потом добавили еще 14. В итоге в поход отправились 120 человек. А Ерофеев – просто эксперт! Почему Караулов его правильно не представил и не сказал о настоящей роли адмирала? Какие задачи он выполнял?
Хочу сказать, что уголовное дело на сегодняшний день рассекречено и все, что я говорю, основано на его материалах. А это 12 томов, которые я изучила не один раз и провела анализ - какой способна провести жена командира. И вот, что я нашла в показаниях Ерофеева: «Я утверждаю, что не был инициатором выхода в море 24 июня 1983 года, а не в июле, как это предусмотрено планом». На самом деле, в плане стоял август-сентябрь. Он уже тогда путался в показаниях.
- И.Ш: Врал.
- З.С: Конечно! «Штаб - это, в частности, Алкаев и Гусев, не я», - категорически утверждает Ерофеев. То есть он сразу, в 1983 году, пытался переложить всю вину на своих подчиненных. Понимаете? И потом, ввод ГЭУ (главной энергетической установки) был произведен 23 июня без разрешения оперативного дежурного части и оперативного дежурного флота. Суточным планом флотилии он предусмотрен не был, лишь суточным планом части. Получается, в тот день флотом управляли подчиненные, а не адмирал. Ерофеев не считает, что несет какую-то ответственность.
- И.Ш: Сейчас Ерофеев - пенсионер?
- З.С: Я так понимаю, что да. Был момент, когда он командовал Северным флотом. Более того, в интернете прошла информации, что его прочили на пост главнокомандующего ВМФ. Но не случилось, и вот почему. Я процитирую выписку из интернета со ссылкой на статью в «Комсомольской правде» под названием «Неподсудные генералы». Там опубликовали список фамилий 120 генералов и адмиралов. Под № 35 Олег Александрович Ерофеев - адмирал, командующий Северным флотом - идет с такой характеристикой: «Злоупотребление должностными полномочиями. Систематическое направление в город Москву для ремонта личной квартиры военнослужащих, подчиненных воинских частей. Ущерб - около 66 миллионов неденоминированных рублей (на тот момент). Статья 285. Был привлечен к уголовной ответственности, но в 1999 году уволен по результатам уголовного дела. Вся сумма ущерба возмещена им из личных средств, а уголовное дело прекращено по амнистии».
- И.Ш: Вот так?
- З.С: Да.
- И.Ш: Меня больше волнует Андрей Караулов, которого я достаточно хорошо знаю. Почему он за это взялся? Скажите, что именно возмутило ваше личное спокойствие?
- З.С: По-моему, это не только ложь. У меня такое ощущение, что для Андрея Караулова, как для «желтой» прессы, главное - сенсация. Причем любой ценой, даже ценой дискредитации командиров. Видимо, он получает от этого удовольствие. Точно я не знаю и не понимаю. Но уверена: Ерофеев знает, что дело рассекречено и к нему есть доступ. Думаю, он знает и о том, что готовится книга. Правда всплывет, все лжегерои и герои...
- И.Ш: Тот же Андрей Бабуров...
- З.С: Да-да. Скрыть правду невозможно. Но, вероятно, передачей он решил нанести удар и в какой-то степени предупредить выход книги.
- И.Ш: Опережая?
- З.С: Да, опережая и обливая грязью. Позиция Караулова мне в любом случае непонятна. Сенсация любой ценой и все! Задета честь и достоинство не только моего мужа, но и других командиров. Это плевок в подводников. Если я не путаю, в программе принимал участие капитан 1-го ранга Сазанский. Получается, материал смонтирован: судя по картинке, Суворов отправился в поход после пьянки. Разве Караулов не отвечает за монтаж?
- И.Ш: Отвечает, конечно!
- З.С: Тогда каким образом, когда командир 1-го ранга говорит о том, что был пьян капитан сухогруза, звучит, что пьяный Суворов?
- И.Ш: Фразы подставлены таким образом...
- З.С: Монтаж! Чье задание? Какова цель? Мне трудно сказать. Но смотреть передачу Караулова больше не хочется.
- И.Ш: Надеюсь, ваше отношение не распространяется на всех киношников?
- З.С: Нет. Речь идет конкретно об Андрее Караулове. Меня потрясло его поведение. Андрей Викторович хотя бы задался вопросом: «Почему вдрызг пьяный командир не был лишен званий и наград?».
- И.Ш: Несмотря на десятилетний срок.
- З.С: Конечно! Капитан 1-го ранга прибыл для отбытия наказания в колонию-поселение. Очень интересный факт в истории советского флота! Но почему-то у Андрея Караулова не возникло таких вопросов к эксперту Ерофееву.
- И.Ш: Николая Михайловича исключили из партии?
- З.С: Да, исключили. Еще я хочу сказать, что когда вы снимали фильм, у вас был Белобородов - старший эксперт на суде.
- И.Ш: Потрясающий дядька!
- З.С: Потрясающий. Этот человек первый сказал мне: «Многим нужно очистить совесть». И начал с себя - дал мне документы, заверенные нотариусом, о том, что на суд не представили нужные бумаги, и что председатель трибунала сказал конкретно ему: «Нам приказали посадить двух человек». Я читала расшифровки с вашего фильма, которые не попали в итоговую версию.
- И.Ш: Да-да.
- З.С: Этот материал войдет в книгу. Позвольте, я зачитаю, что сказал на суде старший эксперт Белобородов. «Я прибыл. Представился, как положено, Андрееву (полковнику). Говорю: «А почему на скамье подсудимых один Суворов? Где остальные?». Он сразу рявкнул: «Вы - коммунист? Я - коммунист! Меня родители не воспитывали по-хамски и неэтично вести себя со старшим по возрасту!». - «Я вижу по орденам, что вы - участник войны. Я намного младше вас, но по званию мы с вами одинаковы». Он понял и завел другой разговор: «Я не знаю эти ваши подводные лодки. Мне сказали осудить командира и механика». Приговор уже был вынесен». Вот, о чем свидетельствует дважды - в документах, заверенных нотариусом, и у вас в фильме - старший эксперт Белобородов.
- И.Ш: Чтобы зрители поняли, я объясню. Дело в том, что тактика адмирала Ерофеева была ясна - найти стрелочника...
- З.С: Конечно!
- И.Ш: И снять вину с себя. Это, наверное, психология большого количества советских и нынешних начальников. Такова структура.
- З.С: Да-да.
- И.Ш: Хорошо. Ваши действия сегодня?
- З.С: Давно, познакомившись с делом Суворова и Лиховозова, контр-адмирал Чернов сказал: «Из уголовного дела ясно, что командир невиновен». Это было, когда еще ни у меня, ни у мужа не было возможность перечитать бумаги. Я ему поверила и, естественно, пошла дальше сражаться за мужа - с большей уверенностью. Более того, адмирал Чернов – между прочим, Герой Советского Союза - написал заявление о пересмотре уголовного дела и под ним поставили свои подписи еще 22 человека: капитаны 1-го ранга, контр- и вице-адмиралы.
- И.Ш: О чем он там написал?
- З.С: «Есть основания считать, что провозглашенный приговор является несправедливым и незаконным». То есть у меня еще тогда появилось основание. А после прочтения дела я нашла массу доказательств.
- И.Ш: Противоречащие друг другу вещи?
- З.С: Противоречия приговора и материалов.
- И.Ш: И того, что случилось на самом деле?
- З.С: Да.
- И.Ш: Давайте ненадолго прервемся - я хочу показать еще один фрагмент, тоже удивительный.
(Показывают отрывок из фильма.)
- Мужчина: Между жизнью и смертью было 1,5 минуты - 90 секунд. Раз, два, три. Представляете? Нет, вы не представляете! (Смеется.)
- З.С: Может, осторожность спасла? А так была бы улица имени Суворова. Он мне говорил: «Утонули бы, не было бы ни суда, ни разборок. Назвали бы улицу моим именем».
- Мужчина: Один из наших, не Ерофеев, а его зам, вместе с Новиковым - был такой механик - прилетели из Москвы разбирать нашу лодку. Я сидел наверху, на плавдоке, а они стояли вдвоем внизу и рассуждали: «Как было бы хорошо, если бы экипаж туда пошел, утонул и никто бы не вспоминал. Сказали бы, что виноват экипаж и лодка».
- З.С: Когда мой муж выходил с затопленной подводной лодки, вынес на груди дифферентовочный журнал. Он понимал важность того, что делал, - чтобы не оказаться голословным. Потом он говорил на следствии: «Ведь я мог не записать команды, которых считал, что не было, или если что-то неправильно сделал. Но у меня была честь и совесть офицера, я не мог себе позволить и не позволил так сделать. Вынес все в таком состоянии, как было». И вдруг к началу суда этот журнал пропал - моего мужа можно было обвинять, в чем угодно.
- З.С: И пропал не только журнал. В материалах уголовного дела есть всего три кассеты с записями работы комиссии под руководством Горшкова. Остальные – с допросом Суворова, Маркмана и Ерофеева - исчезли и суду не были предоставлены.
И еще одну вещь хочу сказать. Согласно акту комиссии Горшкова и по заключению экспертов причина аварии - не та, которую назвал господин Ерофеев. В приговоре написано: «Авария произошла вследствие несанкционированного открытия захлопок носового кольца судовой вентиляции, расположенной в 4-м отсеке, перед дифферентовкой подводной лодки. Причина несанкционированного открытия захлопок экспертами и судом не установлена в связи с гибелью личного состава 4-го отсека». А что мы слышим в передаче Караулова?
- И.Ш: Поэтому лодка на ремонте и стояла. Видимо, заметили, что с вентиляционными делами не очень хорошо.
- З.С: Вы знаете, ремонтная ведомость есть в уголовном деле, я ее читала. Это заявка на ремонт ключа (пульта-ключа) и датчика, а пульт-ключ показывал, что все отверстия задраены и можно погружаться (по сигнализации), хотя на самом деле они оказались открыты.
- И.Ш: Да-да.
- З.С: То есть ремонтировать должны были пульт-ключ, но не успели.
- И.Ш: Зинаида Васильевна, нам с вами осталось в эфире 00:01:36. Видите?
- З.С: Да-да. Мало.
- И.Ш: Что-нибудь еще скажите?
- З.С: Вы знаете, я борюсь не столько за справедливость, сколько за правду. Дело потихоньку движется и скоро страна узнает правду. А закончить передачу я хочу словами Александра Володина:
Правда почему-то потом торжествует.
Почему-то торжествует.
Почему-то потом.
Почему-то торжествует правда.
Правда, потом.
Ho обязательно торжествует.
Людям она почему-то нужна.
Хотя бы потом.
Почему-то потом.
Но почему-то обязательно…
- З.С: Надеюсь, правда проявится, и народ сам сделает выводы, кто - лжегерои.
- И.Ш: Вы верите в правду?
- З.С: Прошло 30 лет, но правда найдет дорогу, прорвется.
- И.Ш: Караулова не хотите заставить признать, что то, что он говорил..?
- З.С: У меня были такие мысли. Я надеюсь, подводники мне в этом помогут. Но мне бы хотелось, чтобы Андрей Викторович нашел в себе смелость и сам пригласил меня на передачу с документами этого уголовного дела.
- И.Ш: Спасибо вам огромное!
- З.С: На здоровье!
Телеканал «ВОТ!»,
«Впечатления»,
10 марта 2014, 21.00
polit.pro