Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Александра Кирсанова - телеведущая телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- А.К: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире - «Полчаса с главредом» и в студии - Александра Кирсанова. Сегодня обсуждать проблемы и перспективы развития ЖКХ в России я буду с главным редактором телеканала «ВОТ!», Алексеем Германовичем Лушниковым. Здравствуйте, Алексей Германович!
- А.Л: Здравствуйте, здравствуйте! ЖКХ - это сильно. Вы нашли, с кем обсудить такую тему, да еще под Новый год. Давайте попробуем…
- А.К: Алексей Германович, вы - человек с активной гражданской позицией. Приходилось ли вам сталкиваться с проблемами ЖКХ? Если да, как вы с ними боретесь? А если нет, как вам это удается?
- А.Л: Простите за неформатный вопрос, ЖКХ - это что?
- А.К: Жилищно-коммунальное хозяйство.
- А.Л: Это понятно. Что вы подразумеваете под ним?
- А.К: Возможно, вас не устраивает то, как в нашем городе работает транспорт; не нравится обслуживание вашего дома управляющей компанией или благоустройство Петербурга, освещение улиц и т.д.
- А.Л: Меня не устраивает все вышеперечисленное.
- А.К: Расскажите, какие пути решения данных проблем вы видите.
- А.Л: Если честно, я не вижу путей.
- А.К: Вы много путешествуете и знаете, как такие вопросы решают в других странах. У кого можно перенять опыт и знания, методы управления городским хозяйством, чтобы наладить его в Петербурге?
- А.Л: Перенять опят можно практически в любой стране, которая находится западнее России.
- А.К: В европейской стране?
- А.Л: Не побоюсь этого слова, даже Белоруссия может быть примером по части состояния дорог, чистоты улиц и т.п. Если же говорить о европейских традициях, думаю, начать стоит с порядка в собственных квартирах. Давайте спросим у наших телезрителей, как у них дома? Причем я имею в виду не красивые стены и беленые потолки, а элементарный порядок: не разбросаны ли вещи, все ли лежит на своих местах, всегда ли убрано и нет пыли, фикусы политы и т.д. У меня есть подозрение, что таких квартир очень мало. И если мы говорим об определенном порядке за их пределами, в том, что называется ЖКХ, речь идет, позвольте мне такое слово, о красоте...
- А.К: Да, безусловно.
- А.Л: Увы, рано так говорить! Можно ли исправить ситуацию? Пока люди думают и живут так, как считают нужным, нет. Потому что все управдомы, начальники милиции, «грозные» водопроводчики и прочие сделаны из такой же материи. Помните, фильм «Миссия невыполнима»? Эта миссия невыполнима, пока не изменятся люди. А когда они изменятся, данные вопросы исчезнут сами собой. Никакая телепрограмма и обсуждение не понадобятся. Как лед и снег тают по весне, «растают» и проблемы. Естественно, люди будут моделировать поведение, которое отражает их интересы. Сегодня большинство думает, что кто-то должен за них все сделать. Но так не бывает! Человек может делать только сам и лишь тогда увидит желаемое в своем дворе и доме.
- А.К: К вопросу о том, чувствует ли человек себя хозяином не только собственной квартиры, но и придомовой территории.
- А.Л: А что такое «собственная квартира»? Ведь собственность – понятие условное, ее легко отобрать. Например, ветхий дом. Сколько процентов износа? Будем сносить! Почему? Потому что надо построить торговый центр. Ладно, не торговый центр, а провести капремонт. Человек не получит адекватную замену квартиры, находившейся в его собственности. Сколько таких примеров! Речь идет лишь об ощущении собственности...
- А.К: Мне кажется, что если мы будем чувствовать себя собственниками не только конкретных четырех углов...
- А.Л: Вы совершенно правы!
-А.К: …тогда и придет то, о чем вы сказали.
- А.Л: Правильно говорите! Однако наша беда в том, что даже в пределах этих четырех углов, маленькой или большой квартиры, мы не чувствуем себя хозяевами, понимая, что в любой момент кто-то может захотеть ее приобрести или захватить. То же самое – в отношении земельного участка или отдельного здания. Сколько у нас случаев мошенничества с недвижимостью!
Я уже приводил в эфире слова одного француза, который сказал примерно следующее: «Вы не понимаете, что дом начинается не за входной дверью вашей квартиры, а во дворе и на улице перед ней». Я бы сказал шире - дом начинается с родного города. Хотя, безусловно, понятие красоты и культуры у всех разное. Для некоторых, если в их подъезде не гадят, уже хорошо. А я знаю людей, для которых норма – чистый и оборудованный, хорошо отремонтированный подъезд с фикусами на подоконниках и лифтом без надписей с известными адресами. Для кого-то это роскошь. Более того, им это не нужно. Отношение к улице и городу соответствующее.
- А.К: Значит, надо развивать культуру.
- А.Л: Компромисс не реален. Все упирается в уровень образования и миропонимание.
- А.К: Менталитет?
- А.Л: Очень многое. Например, есть люди, с которыми я никогда не смогу найти общий язык по части «красиво» – «не красиво».
- А.К: Но если речь идет об элементарной чистоте, можно найти взаимопонимание...
- А.Л: Смотря что понимать под чистотой. Для кого-то это отсутствие окурков, соплей и прочего. А, в моем понимании, чисто, когда двор и брусчатка вымыты с мылом и земля с песком не летит из-под колес автомобилей с проезжей части на тротуар.
- А.К: Вы видели это, а многие наши сограждане не знают другой жизни, им не с чем сравнивать.
- А.Л: Требования к ЖКХ могут быть разные. Я говорю о чем-то среднем. Поверьте, есть люди, которые намного серьезнее относятся к обустройству и состоянию общественных территорий.
- А.К: Мне кажется, проводится мизерное количество мероприятий, которые в доступной форме объясняют людям, что может быть лучше, но для этого надо приложить усилия. Как вы считаете, что здесь поможет? Ведь если сейчас что-то организуют, мало кто придет.
- А.Л: Все произойдет естественным образом: появятся районы, где будут жить люди, для которых чисто и красиво станет нормой. Но останутся и неухоженные территории с соответствующими жильцами. Например, в Париже есть 16-й округ, где живут приличные люди...
- А.К: И негритянский квартал.
- А.Л: Да, есть север французской столицы. Попав туда, ты вообще не понимаешь, где находишься. Хотя для его обитателей все красиво и замечательно. У нас тоже будет какое-нибудь Купчино с коллективными поселениями узбеков, киргизов, таджиков и прочих. И в то же время Крестовский остров, где уже сейчас действительно красиво. Ветхие и необустроенные дома – не вина, а беда людей, которые в них живут. Они были построены много лет назад. Я сейчас говорю даже не о «хрущевках», а домах некогда элитной 137-й серий и так называемых «кораблях», куда все стремились попасть. Теперь они представляют жалкое зрелище, выглядят очень печально. В этих районах одно хорошо – много зелени, что смягчает ситуацию.
Так происходило и происходит во всем мире. Люди, у которых появляются соответствующие финансовые возможности, будут уезжать за город или переезжать в более благополучные районы, а в «гетто» останутся те, кому под силу купить лишь недорогую квартиру. Про дома социального найма я вообще не говорю.
- А.К: А жилье, которое находится в плохом состоянии? Вы слышали, что вчера приняли закон о капитальном ремонте? Как вы к нему относитесь и что думаете о региональном фонде?
- А.Л: Безусловно, капитальный ремонт нужен. Но, в моем представлении, он должен начинаться в самом начале: купили квартиру и давайте потихоньку откладывать денежки на капремонт, если он вдруг потребуется.
- А.К: Обязательно потребуется.
- А.Л: Конечно! Если вы купили жилье за 5 млн рублей, должны понимать, что придется инвестировать часть денег в некий общий фонд. И вместе с соседями контролировать его использование. А если человек живет в «хрущевке», которая не сегодня - завтра развалится, в приватизированной квартире, по сути, он не имеет к ней отношения.
- А.К: Вы считаете, что это несправедливо?
- А.Л: Послушайте, о справедливости речь не идет. Здесь могут быть лишь определенные интересы. Если граждане готовы платить небольшую сумму на капитальный ремонт «хрущевки», а ее будут сносить, какие разговоры? Я предполагаю, что некоторые дома просто не подлежат ремонту, единственный выход – снос. Эти дома строились на много лет, но годы прошли.
- А.К: А некоторые строились, как временные жилища...
- А.Л: Мы же не будем испытывать судьбу? Однажды – через пять-десять лет - эти дома начнут сыпаться: усталость металла, износ конструкций и прочее. Кончено, можно промазать швы, сменить кровлю и т.д. Но нельзя так делать до бесконечности. Вообще я бы всерьез говорил об обязательном страховании жилья. Мне кажется, с помощью страховой системы данный вопрос можно решить: человек платит страховые платежи, и если дом начинает разваливаться, получает страховку. Хотя все равно история сложная.
Например, с кем в случае возникновения спорных ситуаций будет судиться страховая компания? С государством или с УК? Это смешно. Как можно судиться с государством? Уже все приватизировано, квартира в той же «хрущевке» является собственностью человека, который ее купил. Он пошел на риск: приобрел жилье не в новом доме за 5 миллионов, а здесь за 800 000. Значит, несет солидарную ответственность… Одним словом, требуется общение и кропотливая работа специалистов.
- А.К: Тем не менее, закон приняли и уже весной 2014 года начнут взимать по 2 рубля за квадратный метр. Их будут платить все жильцы, независимо от того, новый дом или старый, какой фонд и т.д. Логичнее было бы дифференцировать дома по их состоянию.
- А.Л: Извините, я хочу сразу ответить вам репликой. Говорить о том, что будет сформирован некий фонд, собирающий платежи на капремонт жилья, из которого средства будут выделяться по мере необходимости, по-моему, несерьезно. Сколько каждому дому реально достанется? Думаю, чтение комиксов будет эффективнее.
- А.К: Есть два варианта: региональный фонд и собственный фонд дома.
- А.Л: Послушайте, невозможно сделать качественное жилье из «хрущевок»!
- А.К: Только поддерживать состояние?
- А.Л: Да, поддерживать. Но это не капитальный ремонт.
- А.К: Почему? А если делать поэтапно? Например, вначале заменить инженерные системы и то, что пришло в полную негодность. Безусловно, первоначальное состояние дому не вернут. Во-первых, это очень дорого, и, во-вторых, долго. И, простите, куда девать жильцов? Кто будет платить?
- А.Л: Я предполагаю, что какие-то вопросы можно решить через страхование. Мне это кажется более разумным выходом, чем скидываться по 2 рубля с квадратного метра.
- А.К: Платеж будет увеличиваться.
- А.Л: Наверное, с его помощью удастся что-нибудь сделать. Дай-то Бог! Но, на мой взгляд, - простите за не телевизионное литературное выражение! - это мертвому припарки.
- А.К: Я думаю, что инициатива в любом случае должна идти от жителей. Дома «стареют» и определенные вложения необходимы. Но если жители сами не хотят это делать, государство их принуждает. Вопрос, готовы ли граждане сами обслуживать дом или доверят его региональному фонду.
- А.Л: Вы меня спрашиваете?
- А.К: Я интересуюсь вашим мнением.
- А.Л: Лично я никому бы не доверил.
- А.К: Вы живете в многоквартирном доме?
- А.Л: И в многоквартирном тоже.
- А.К: У вас есть инициативные жильцы, которые готовы взять на себя ответственность?
- А.Л: Мои жильцы хотя бы парадную привели в порядок...
- А.К: То есть вы выбираете собственный фонд дома?
- А.Л: Вы сейчас говорите очень важные и нужные вещи.
- А.К: Которые жителям никто не объясняет…
- А.Л: Просто реальность другая. Мы можем собирать по 2 или 3 рубля, а потом окажется, что «я не твоя»: фонд куда-то делся, деньги кто-то потратил и т.п. Речь не о швейцарском банке, с которым ничего не случится, сколько бы лет ни прошло. У нас это научная фантастика. Простите, но я живу по Станиславскому - не верю! Миссия невыполнима.
- А.К: Мне кажется, нужно перенимать опыт у европейских стран, а не изобретать велосипед. Целенаправленно действовать по четкой системе.
- А.Л: Ошибаетесь, Саша! Дело в том, что европейские страны и, в том числе их ЖКХ, создано в условиях конкретной исторической модели общества. Там существует определенная культура. Да, есть свои неплательщики. Но если один человек не заплатил за какую-то коммунальную услугу, отключат весь дом. Это у нас такой персонаж становится героем, а в Европе он - мерзавец, из-за которого все страдают. Другая культура!
- А.К: Мы тоже должны приспосабливаться к такой культуре.
- А.Л: Должны, но на это уйдет много времени. Я бы посоветовал людям с другим, нежели у большинства, восприятием, уезжать за город, на свой маленький кусочек земли, где можно все делать так, как считаешь правильным и красивым. Чтобы не зависеть от соседей по лестничной площадке, которые гадят или курят... Кстати, недавно приняли закон об ограничении курения. По-моему, он действует с 1 июня.
- А.К: Да, верно.
- А.Л: И что? В моей парадной даже неприлично попросить людей не курить: посмотрят, как на идиота. Они – герои, потому что делают то, что запрещено! При этом зайти в парадную невозможно.
- А.К: Это одна из составляющих нашей жизни...
- А.Л: В России жизнь и законы находятся в разных плоскостях. Можно принять специальный закон, но курить от этого никто не перестанет.
- А.К: Значит, нужно жестко контролировать.
- А.Л: Да вы что? Это как? Бить палкой по голове? Многие понимают только силу, убеждения и просьбы не работают. Скажи нашему человеку: «Не кури! Здесь ходят некурящие, ты портишь им здоровье и создаешь дискомфорт». Он ответит: «Чего? Не курить?! Да я всегда тут курил. Кто ты вообще такой?».
- А.К: Хорошо, вернемся к нашей теме… Вы большую часть жизни прожили в Ленинграде. По сравнению с современным Петербургом, поведение людей того времени было лучше?
- А.Л: Нет такого, лучше – хуже. У каждого времени свои герои и антигерои, своя среда. При СССР в городе жили как положительные, так и отрицательные персонажи. Сейчас тоже много тех и других, это нормальное явление.
- А.К: Мне кажется, в то время люди были более дисциплинированными.
- А.Л: Я бы так не сказал. Просто они жили другой жизнью и в ином информационном поле. Были другие надежды и желания.
- А.К: И другие требования.
- А.Л: Конечно. Ходили в баньку по субботам, потому что во многих квартирах, особенно на Васильевском острове, не было ванных комнат. Душ утром? Как бы не так! Взяли полотенчико, намочили его, протерли себя в некоторых местах и - на работу, к станку.
- А.К: Тем не менее, мне кажется, что в то время ответственность людей не только за то, что они имеют, но и за то, что их окружает, была более ярко выражена.
- А.Л: Вы знаете, в какой-то степени я с вами согласен. Но, скорее всего, между людьми просто существовали другие отношения. Не хочу сказать, что тогда все были прекрасны - обыкновенные люди, как и сейчас. В советское время тоже проблем хватало.
- А.К: Боюсь, отведенное нам в эфире время подходит к концу – осталось буквально несколько секунд. Я хочу поблагодарить Алексея Германовича за интересную беседу. Напоминаю, что сегодня со мной обсуждал, в том числе новый закон о капремонте, Алексей Германович Лушников - главный редактор телеканала «ВОТ!».
- А.Л: Мне кажется, Саша, что мы с вами сегодня обсуждали не столько ЖКХ, сколько, как мы вообще живем. Очень важно, где начинается человек и его пространство. Как и понятия «красиво» – «некрасиво». Реальная жизнь, безусловно, на нас давит и каждый видит ее по-своему (смеется).
- А.К: Эту программу для вас провели Алексей Лушников и Александра Кирсанова.
- А.Л: Уважаемые телезрители! Наверное, это одна из последних передач «Полчаса с главредом». Мы заканчиваем данный цикл. В новом, 2014 году у нас обязательно будут новые получасовые истории. Надеюсь, мы с вами еще «станцуем»! Саша, большое спасибо!
- А.К: Спасибо вам!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
25 декабря 2013, 21.30
Ведущая – Александра Кирсанова, программа «ЖКХ-микс».
polit.pro