СЕГОДНЯ: на сайте 17515 телепрограмм и 3497 фоторепортажей

03:21
Полит.про polit.pro Видеоархив, фотоархив, , Информационный политический, , сайт Полит.Про, Лушников, программы, видео,Полит.ПРО, Телеканал ВОТ, Алексей Лушников, новости Санкт-Петербург, телеканал Петербурга, мнения, анонсы, культурная столица
НОВОСТИ: Сергей Цыпляев "Мир как никогда близко стоит к угрозе третьей мировой войны" Модельер Владимир Бухинник "Мода это страсть мужественных людей" Сбербанк надеется договорится со всеми валютными ипотечниками – Греф В России в IV квартале начнут выпускать продовольственные карты В Кремле отметили «глубокий кризис» в отношениях с Турцией Миллера переизбрали главой «Газпрома» еще на пять лет Фильм "Батальон" получил четыре награды на кинофестивале во Флориде В Германии заявили о желании сохранить диалог с Россией Турция уведомила Москву о введении «журналистских виз» для российской прессы Украина приостановила транзит российских грузовиков по своей территории

КАЛЕНДАРЬ

Lushnikov Live TV  — 15:29 20 Декабря 2013

Алексей Лушников: «Ходорковский – третья победа Путина в 2013 году, наравне с Сирией и Украиной»

Публицист Алексей Лушников и Валерий Костин в телепрограмме «Особый взгляд»
Публицист Алексей Лушников и Валерий Костин в телепрограмме «Особый взгляд»
Алексей Лушников, Валерий Костин
Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»

Валерий Костин - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!".


Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург

- В.К: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире - программа «Особый взгляд». И своим особым взглядом сегодня с нами поделится Алексей Лушников.
- А.Л: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Валерий! Всем добрый вечер!

- В.К: Начнем с темы, которая у всех на устах – с освобождения… от занимаемой должности Курбан Бердыева.
- А.Л: Наконец-то!
- В.К: Леша, это серьезная потеря для российского футбола.
- А.Л: Футболист?
- В.К: Это главный тренер казанского «Рубина» (смеется).
- А.Л: А я думал, президент республики...
- В.К: Татарстан?
- А.Л: Нет.
- В.К: Как раз президент его и освободил.
- А.Л: Я думал, что-то азиатское.
- В.К: У Татарстана хороших команд нет, и я не знаю, что он будет делать.
- А.Л: Ну, хорошо.

- В.К: Мы разовьем эту тему в конце программы, если останется время, потому что она действительно очень интересная - экономико-политическая. А начнем все-таки с освобождения Ходорковского. Тема «горячая» и любопытная со всех сторон. Почему это произошло именно сейчас? «Дарьядонцовщина» вторглась в нашу жизнь.
- А.Л: Я бы не сказал, что это бульвар. Мне кажется, страсти кипят настоящие, и мы видим, как делается реальная политика. Более того, считаю, что Ходорковский – третья уникальная победа Владимира Путина в 2013 году, наравне с Сирией и Украиной. Президент России - однозначно «человек года» во всех Times и Euronews, по всем возможным версиям. Я объясню свое видение.
- В.К: Да-да, это очень интересно.
- А.Л: Буквально вчера мы обсуждали заявление Путина, сделанное после пресс-конференции, о том, что он получил прошение Ходорковского об амнистии и готовит указ об освобождении в связи с болезнью его мамы. Очень по-человечески…
- В.К: Почему он не сделал это на пресс-конференции?
- А.Л: Тогда пресс-конференция не имела бы смысла – все поглотила бы одна тема. Зачем портить? Меня удивило другое. По официальным данным Ходорковский покинул колонию в Карелии в 12:20.
- В.К: Потрясающе!
- А.Л: И не просто так, а согласно неподтвержденной информации, его увезли на борту вертолета МЧС.
- В.К: В Петербург?
- А.Л: Да. А в петербургском аэропорту его ждали спецсотрудники, выдавшие загранпаспорт.
- В.К: С шенгенской визой?

- А.Л: Да. Кстати, посольство Германии не прокомментировало ситуацию: выдавали они визу или нет. Понятно, что ФМС все сделало по упрощенной процедуре. Михаил Борисович сразу получил штамп о пересечении границы России, сел в частный самолет хорошей компании…
- В.К: Бывшего министра Германии.
- А.Л: Да. И улетел в Берлин. А там его встретил Ганс-Дитрих Геншер - бывший министр иностранных дел. Я познакомился с ним в свою бытность депутатом Ленсовета, когда ездил в Германию, и мы общались.
- В.К: Скажу тебе больше: я встречался с ним этим летом в Берлине, в российском посольстве.
- А.Л: Это очень авторитетный человек, несмотря на то что его высокие должности в прошлом.
- В.К: Он продвигает тему России.

- А.Л: Как случившееся отразилось во внутрироссийском информационном потоке? Вроде уехал! И якобы адвокаты ничего не знали. Как это? Сначала сказали, что с Ходорковским в Берлин летит его адвокат. Потом оказалось, что он встретил его в Германии вместе с Геншером. Что еще? Сведения из колонии отрывочны, только: «Да, ушел». Борт МЧС прилетел по другой причине, но заодно сделал доброе дело. В Петербурге, как мы понимаем, никто ничего не знал и не слышал, потому что вертолет прилетел прямо на взлетно-посадочную площадку частной авиации в «Пулково-2».
Далее схема еще более любопытная. Мотив освобождения мы помним. Так вот, корреспонденты позвонили матери Ходорковского, и она им сказала, что об освобождении сына и его отъезде в Берлин узнала из новостей. Более того, Михаил Борисович даже не позвонил матери, которая живет в подмосковной деревне! Наверное, у него просто не было при себе мобильного телефона. Лишь паспорт и виза.
- В.К: Еще не заработал!
- А.Л: Между прочим, с борта вполне можно позвонить. То есть Ходорковский полетел не к больной маме и вся гуманитарная составляющая его освобождения… Валера, если бы тебя или любого другого нормального человека, к числу которых я отношу и Михаила Борисовича, отпустили бы из тюрьмы после 10 лет за решеткой, ты бы наверняка, прежде всего, поехал к маме, которая больна, которой нужна помощь и которая давно не видела сына. А он полетел в Берлин! Сейчас, говорят, уже перебрался в Швейцарию и к нему туда вылетел сын из Нью-Йорка. Непонятно, что происходит.
- В.К: Версий много.
- А.Л: В моем представлении, одна. И я никому ее не навязываю.
- В.К: Сбежал из тюрьмы?
- А.Л: Нет.

- В.К: Жаль, красивая версия! Представляешь, Ходорковский сбежал из тюрьмы, и Путину пришлось подписать освобождение.
- А.Л: Валера, ты не тех книжек начитался.
- В.К: (Смеется.)
- А.Л: Мне кажется, одним из условий освобождения Ходорковского был возврат денег в страну, и он поехал на Запад обеспечивать данный процесс. Не знаю, где находятся его сейфы и счета, но это единственное нормальное объяснение того, что сразу после тюрьмы Михаил Борисович отправился не к больной матери, а в другое место, чтобы выполнить главное условие освобождения.
Коллеги! Появилось первое официальное заявление Ходорковского. Итак: «Дорогие друзья! 12 ноября я обратился к Президенту России с просьбой о помиловании в связи с семейными обстоятельствами и рад положительному решению. О признании вины вопрос не ставился. Я бы хотел поблагодарить всех, кто долгие годы следил за делом «ЮКОСа», и за поддержку, которую вы оказывали мне, моей семье и всем, кто был несправедливо осужден, до сих пор преследуется. Я очень жду минуту, когда смогу обнять моих близких и лично пожать руку всем друзьям, коллегам. Я постоянно думаю о тех, кто еще находится в тюрьме. Отдельно благодарю господина Ганса-Дитриха Геншера за его личное участие в моей судьбе. Прежде всего, я собираюсь отдать мои долги родителям, жене, детям и очень жду встречи с ними. Жду возможности отпраздновать наступающие праздники в кругу семьи. Я желаю всем счастливого Рождества и Нового года». Ни о чем! Михаил Борисович, объясните, пожалуйста, по какой причине вы едете не к маме, а в противоположную сторону - не на Восток, а на Запад? С какой целью?
- В.К: Деньги - хорошая версия.

- А.Л: Я вижу ситуацию так.
- В.К: Причем деньги не «ЮКОСа», а личные.
- А.Л: Неважно, какие. Видимо, не удалось вернуть достаточно большую часть средств, которая, по версии российского следствия, была нажита незаконным путем. Вот и прозвучала мысль: «Хочешь свободу - отдай деньги». Поэтому я и говорю, что мы видим серьезную победу Владимира Путина.
- В.К: Хорошо, Алексей…
- А.Л: А у тебя другие ощущения и мысли? Может, они есть у наших телезрителей? Звоните! Какой еще мотив? Мама - это свято, больная мама - вдвойне. Но все сделано в форме спецоперации, за считанные часы. К чему такая спешка?
- В.К: У меня есть версия.
- А.Л: Пожалуйста!

- В.К: Конечно, мы здесь все обсуждаем лишь с точки зрения здравого смысла, но, тем не менее… Любимое детище Владимира Владимировича Путина – Олимпиада, а это миролюбивое средство налаживания контактов и объединения людей, в том числе, политиков. И тот факт, что буквально в последние дни выясняется, что, наверное, 80% мирового западного бомонда на Игры не приедет - своего рода пощечина. Вероятно, российские власти предупреждали, что никакой Олимпиады, пока не выпустят Ходорковского. Официально это звучит так: «Мы не согласны с политикой Российского государства, поэтому не едем на Игры в Сочи». Напомню, точно не приедут Обама и Ангела Меркель. В итоге запоздалым решением, в попытке исправить ситуацию Ходорковского выпустили. Нам осталось ввести в начальных классах школы урок пропаганды геев и гомосексуализма – только приезжайте!
- А.Л: Валера, я тебе сразу отвечу. Мне кажется, Владимир Путин - не тот человек, с которым можно разговаривать с позиции силы.

- В.К: Согласен.
- А.Л: Очевидно, что даже если лидеры мировых держав отказались приехать на Олимпиаду по тем или иным причинам, Путин не станет сдавать свои позиции. В любом случае, твоя версия не объясняет поспешность проведения операции.
- В.К: Отъезд в Германию - нет, а поспешность операции - да.
- А.Л: Нет, ничего не объясняет. Вчерашнего заявления президента было вполне достаточно, чтобы изменить предполагаемую ситуацию с Играми в Сочи.
- В.К: Еще одна версия! Предположим, решение о выпуске Ходорковского из тюрьмы Путин принял вопреки мнению сильнейших и авторитетных членов его силовой команды. Как ты знаешь, есть третье уголовное дело, нависшее над Ходорковским, которое, вероятно, повлияло на написание прошения об амнистии. Может, Владимир Владимирович решил его отпустить вопреки своей команде и сказал: «Парень, только быстро уезжай!». Иначе он ничего не смог бы сделать и Михаила Борисовича перехватили, как многих других, отпущенных из зала суда.
- А.Л: Валера! Есть огромное количество людей, перехваченных не во время отъезда, а уже там, когда они спокойно жили. Фамилии ты сам хорошо знаешь.
- В.К: Вот ему и сказали: «Быстрее уезжай!».
- А.Л: Нет. Я думаю, Владимир Путин контролирует ситуацию.
- В.К: Михаил Ходорковский почти 10 лет сидел в тюрьме и не знает, какая в стране ситуация. Ориентируется на то, что ему говорят адвокаты и другие собеседники.
- А.Л: Это еще одна версия?
- В.К: Да. Человека выпустили за один день, у него шоковое состояние, он испугался и улетел.
- А.Л: Подожди секундочку! Без непосредственного участия спецорганов провести такую операцию - в полдень он еще сидел в Карельской зоне, а ранним вечером оказался в Берлине - невозможно.
- В.К: Органы бывают разные: ФСО, Следственный комитет, прокуратура. Каждый из них может вести свою игру. Вспомни Собчака, который за один день уехал в Париж.
- А.Л: Это совершенно другая история. Он не сидел, а лежал в больнице. И такое стало возможно благодаря стечению обстоятельств. К тому же не забывай, что в те годы в России действовала другая правовая система.

- В.К: Хорошо, давай искать объяснение! За деньгами можно было уехать и через 2 часа, после встречи с мамой.
- А.Л: Мне кажется, это главный лейтмотив.
- В.К: Сначала - за деньгами, а потом - к маме?
- А.Л: Сначала - за деньгами, а потом - свобода. Валера, я не вижу других грамотных объяснений. Давай я процитирую фрагмент беседы корреспондента Газеты.ру с Мариной Филипповной Ходорковской:
- Вы знаете, когда ваш сын вернется?
- Мне нечего сказать. Я ничего не знаю.
- Вы решили, как будете встречать Михаила Борисовича?
- Я ничего не решила, потому что я ничего не знаю.
- Возможно, вы пытались выяснить, когда и куда он прибудет?

- У кого мне выяснить? Через кого? Я ничего не знаю. Адвокаты тоже. Мне тревожно. Во всем какая-то тайна.
Сотрудники ИТАР-ТАСС дозвонились маме Ходорковского, уже когда появилась вся информация о его освобождении и о том, что он летит в Германию. Цитата: «Я не знаю, почему сообщают, что Михаил полетел ко мне в Германию. Я там лечилась некоторое время назад. Но сейчас нахожусь в Подмосковье, в Ромашкино. Михаил со мной не связывался. Думаю, у него нет телефона».
- В.К: Мы рассматриваем разные версии. Может, его просто ввели в заблуждение, что мама находится в Германии? Причем сознательно, чтобы вывезти из страны? Как бы эмиграция. Вытолкали, а теперь лишат гражданства. Такое возможно?
- А.Л: А зачем?
- В.К: Скольких людей у нас так вывезли!
- А.Л: Логика в чем?
- В.К: Троцкого же выслали...
- А.Л: И Шемякина. Но тогда это было вполне официально, на базе той правовой базы. А Ходорковского помиловал Президент РФ, который объявил об этом на весь мир.
- В.К: Помиловал, но, например, лишил российского гражданства.
- А.Л: Валера, совершать в отношении Ходорковского те или иные действия - убийство, инсценировка убийства и т.п., которые ты предлагаешь, - значительно легче…
- В.К: Я предлагаю?!

- А.Л: Ты предлагаешь нам поверить в такую версию.
- В.К: Что его выслали?
- А.Л: Нет, что его выслали, потому что опасались за его жизнь.
- В.К: Нет! Опасались, что Ходорковский возглавит оппозицию и станет политическим лидером, возглавит борьбу против власти. Причем тут жизнь?
- А.Л: Это «шито белыми нитками».

- В.К: Все «шито белыми нитками» - от факта подписания до...
- А.Л: Мне кажется, что если президент подписал указ об освобождении Ходорковского, он уверен, что тот не представляет для него угрозы. Более того, предусмотрена регламентация дальнейшей жизни Михаила Борисовича.
- В.К: Некоторые аналитики говорят, что личных денег у Ходорковского осталось не больше сотни миллионов долларов.
- А.Л: Совсем две копейки.
- В.К: Да, две копейки. Их точно не хватит для ведения политической игры или войны. А не могут быть просто личные указания: «Мы тебя освобождаем, но чтобы ноги твоей не было в стране в течение 15 часов!»?
- А.Л: Тогда почему и маму не вывезли?
- В.К: Мама сядет на самолет в любое время и улетит.
- А.Л: Нет! Об этом бы давно сообщили. Хотя и такой вариант можно рассматривать. Просто информационное пространство бурлит. «Детектив» с Ходорковским - главная тема.
- В.К: Наши власти умеют создать интригу.

- А.Л: Объясни мне одну вещь: почему не сделали проще? Приехал бы Ходорковский спокойно на машинке и вместе с адвокатами к маме, посидели бы и попили чаю, а затем Михаил Борисович сказал: «Мамуля, собирай чемоданы – едем лечиться в Германию». Они бы сели и поехали. Всем все понятно, нормальный и естественный процесс. Почему так не сделали?
- В.К: Не знаю. Я знаю одно: Керенский, когда услышал, что Ленин приезжает на Финляндский вокзал в опломбированном вагоне, вряд ли предполагал такую встречу, как произошла. Так и здесь. Может, опасались встречи Ходорковского в Москве - условно говоря, обжегшись на молоке, власть дует на воду. Я считаю, что даже 20-30 человек не вышли бы его встречать и, тем более, 1000 или 100 000. Но, наверное, власть побоялась, что к поезду или к самолету выйдет вся Болотная.
- А.Л: Ты предчувствуешь «возвращение Солженицына»? Еще бы на поезде проехать от самого Владивостока…
- В.К: Лично я - нет. Но власть, может, ощущает.
- А.Л: Мы говорим о Ходорковском, как о политическом и общественном деятеле. Но следует понимать, что человек отсидел в тяжелейших условиях 10 лет, он измучен и настрадался. Валера, ты помнишь, что делал в 2003 году? Тогда мы отмечали 300-летие Петербурга. Как давно это было! Ходорковский эмоционально истощен и полон внутренних терзаний. В таком состоянии он, прежде всего, должен был отправиться к маме. Но происходят другие вещи, которые меня удивляют. Я вижу здесь недосказанность. Более того, в своем первом заявлении на свободе Михаил Борисович ничего не сказал на эту тему. А госпожа Меркель призналась, что счастлива видеть Ходорковского. Понимаешь? Сейчас многие счастливы. Мы тоже рады, что человека освободили. Но в происходящем нет логики.
- В.К: Давай сначала?

- А.Л: Давай!
- В.К: Наш президент сказал: «Ходорковскому неоднократно предлагали написать ходатайство о помиловании, но он отказывался». Написал всего за шесть месяцев до окончания отсидки. Вопрос: что значит написать прошение? Во-первых, независимо от того, признал Михаил Борисович свою вину или нет, сам факт обращения лишает его возможности оспорить решения судов. До недавнего времени он активно писал в разные инстанции и заявлял о своей невиновности, просил пересмотреть дела и т.д. Во-вторых, Ходорковский теряет шанс потребовать возвращения денег «ЮКОСа». Не своих личных, спрятанных в кубышке, а денег компании. Ведь официально «ЮКОС» признали банкротом, оспорить это теперь не реально. Человек отсидел 10 лет, а роковую роль сыграли последние полгода.
- А.Л: Все объяснили здоровьем мамы. Мне, например, это очень понятно.
- В.К: В большой политике порой происходят очень циничные вещи. Платон Лебедев - будь он здоров еще тысячу лет! - в 2003 году мотивировал свою просьбу о помиловании тяжелой болезнью. Ну, а болезнь мамы – святое. Но согласно этой логике Ходорковский должен был сразу после тюрьмы лететь к ней или маму должны были вывезти в Германию. Однако ничего подобного не произошло. Что если нет никакой болезни?
- А.Л: Дай Бог здоровья маме! Валера, я думаю, какая-то болезнь есть, и она сама говорила о лечении в Германии. Вопрос в другом: вероятно, есть вещи, которые сильно изменили жизнь Михаила Борисовича в ходе переговоров. Узнаем мы об этом или нет, дело десятое. Президент все сказал грамотно и открыто, а вчерашняя картинка замешана на тайне: оригинал указа никто не видел, но в 12:20 Ходорковского выпустили из тюрьмы.

- В.К: Это связано с Новым годом и Олимпиадой.
- А.Л: А я думаю, не связано. Его вылет в Германию...
- В.К: Леша, я не думал на эту тему, но сейчас у меня складывается впечатление, что Ходорковского никто не спрашивал: выпустили из зоны, посадили на вертолет и он не знал, куда его повезут. Потом дали паспорт с шенгенской визой, деньги и отправили на готовом частном самолете. Хочет ли он к маме, никто не интересовался. Посадили и отправили! А завтра мама к нему прилетит. Вот и все!
- А.Л: В этих действиях тоже должна быть мотивация. И придется согласиться с одним важным фактом – Михаил Борисович не контролирует свою жизнь после освобождения.
- В.К: Какое освобождение? Человек и воли-то еще не видел - только взлетно-посадочную полосу в «Пулково». Давай подождем новостей.
- А.Л: Да, конечно. Но я вернусь к версии, которая мне кажется вполне логичной: условием освобождения Михаила Ходорковского является возврат в Россию средств, которые, по всей видимости, удалось скрыть.

- В.К: Причем не так нужны сами деньги, как возможность лишить определенного ресурса.
- А.Л: Я убежден, что образ Нельсона Манделы для Ходорковского, попавшего в Берлин, где все счастливы его видеть, может сыграть свою роль. Он мгновенно соберет деньги, если захочет.
- В.К: Согласен.
- А.Л: И подумать не успеет, как деньги появятся.
- В.К: И предложат в тысячу больше.
- А.Л: Да. Сделать это на территории России было бы трудно, а за рубежом и с его именем...
- В.К: Да, с его именем и настроем руководителей западных государств в отношении России.
- А.Л: Посмотрим, чем все обернется. Человек отсидел 10 лет! Совершил ли он грехи, за которые его посадили, другой вопрос.
- В.К: Которые в то время совершали тысячи других олигархов, под-олигархов и бизнесменов средней руки.
- А.Л: Я думаю, он ответил за всех и за себя. Вчера мы обсуждали в эфире освобождение Ходорковского и мне сказали одну фразу, которая ярко характеризует Михаила Борисовича: «Вы не знаете Ходорковского! Если ему отрубить ноги, он на руках к цели поползет». Такой человек…
- В.К: Думаю, нужно напомнить телезрителям, что Ходорковский имел возможность уехать из страны. Его неоднократно предупреждали и сигналили о посадке, но он остался в России.
- А.Л: И еще напомним, что в то время он был самым богатым человеком в стране. Видимо, имел серьезные виды на политическую деятельность. Более того, согласно некоторым источникам, Ходорковский финансировал ряд политических партий, причем идеологически разноплановых и диаметрально противоположных.

- В.К: Игроки часто ставят на разное – черное и белое.
- А.Л: В данной ситуации, относясь к Михаилу Борисовичу тепло и по-человечески, не стоит забывать, что он – герой определенного времени и соответствующих действий. Его нельзя «красить» однозначно в белый цвет, там много темного. Но характера и мужества у Ходорковского не отнять. И все же меня очень смущает молчание – ладно, российских властей - самого Михаила Борисовича. Это придает происходящему багряный оттенок.
- В.К: Есть еще одна версия, совсем фантастическая. Недавно я смотрел телевизор...
- А.Л: Да что ты?
- В.К: Да-да.
- А.Л: И какой он был?
- В.К: Цветной! Я включил программу, которую ведет Малахов. Как она называется?
- А.Л: Не знаю.
- В.К: Программа была посвящена судьбе близнецов, и один ее персонаж рассказал, что отсидел в тюрьме полтора года за брата. Я думаю так: если у тебя есть миллиарды и неограниченный ресурс – Ходорковский наверняка сделал кубышку, прежде чем «ЮКОС» развалился - и ты сидишь в тюрьме, неужели за 10 лет нельзя найти человека, готового добровольно сделать пластическую операцию за миллиард рублей (я не шучу и думаю, желающие нашлись бы!) и посидеть лет пять вместо тебя в гретой зоне на всем готовеньком? А уж поменяться местами с двойником для богатейшего человека в России, наверное, не составило бы труда.
- А.Л: И в чем здесь логика?
- В.К: Богатый человек должен жить в Германии, в Европе. И значит, сейчас двойник полетел бы, чтобы поменяться местами с Ходорковским, а сам Михаил Борисович спокойно отправился бы к маме. Настоящий!

- А.Л: И его там встретил Геншер - без проверки отпечатков пальцев и экспертизы ДНК.
- В.К: На зоне каждый день берут отпечатки пальцев и образец ДНК?
- А.Л: Валера, это абсолютно конспирологическая версия, ближе к фантастике. И ты забываешь об одной вещи: Ходорковский - не просто заключенный, а главный заключенный России на протяжении 10 лет. Безусловно, к нему было приковано повышенное внимание общественности. Михаил Борисович - очень разноплановый человек. Да, он обладает сильным характером и мужеством, но есть и другое. Таков бизнес и условия его ведения. Поэтому давайте будем осторожны в оценках.
- В.К: Период первоначального накопления капитала. Не зря в Америке говорят: «Не спрашивайте меня, как я заработал свой первый миллион. Про все остальные я смело скажу, что заработал честно».
- А.Л: Я сейчас смотрю на фотографию Ходорковского, который разговаривает в аэропорту с Гансом-Дитрихом Геншером. Рядом, чуть поодаль, если не ошибаюсь, известный политолог Александр Рар. Валера, ты помнишь?

- В.К: Да, конечно.
- А.Л: Александр Рар не единожды бывал в нашей студии. Очень любопытный и информированный человек в российской политике… Мне больше нечего добавить к общей картине освобождения Ходорковского. Может, у телезрителей появились вопросы или желание высказать свое мнение? Да, есть звонок. Слушаем вас!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Это Елена. А не связано ли нежелание глав западных государств ехать на Олимпиаду с ситуацией на Украине, которая внезапно переметнулась от Евросоюза к России?
- В.К: Мы поговорим на эту тему буквально через 5 минут.

- А.Л: Да, сейчас мы заканчиваем про Ходорковского.
- В.К: Безусловно, очень важный фактор нашей жизни на этой неделе - ситуация с Украиной. Тем не менее, прежде чем перейти к ней, я хочу коснуться пресс-конференции. Скажу честно: после послания Президента РФ я следил за каждым его словом. Конференция имеет другой формат, но, тем не менее. Тебя что-нибудь сильно задело?
- А.Л: Меня задел уровень российской журналистики.
- В.К: Это да!
- А.Л: Клоуны с флажками и плакатами - нечто запредельное! И эти люди прошли аккредитацию в Администрации и пресс-службе Президента РФ. Мне было очень обидно за великое государство Российское и продемонстрированный коллегами уровень деградации.
- В.К: Полностью с тобой согласен. Однако президент встречается не только с такими журналистами.
- А.Л: Это фейковая история.
- В.К: Скажем, на Валдае Путин ежегодно общается с ведущими и действительно профессиональными журналистами, причем как российскими, так и зарубежными.
- А.Л: Здесь другой формат.
- В.К: В конце концов, Владимиру Владимировичу это дает больше, чем дает он сам. Путин прямо сказал, что не должен терять связи с людьми.
- А.Л: Здесь он точно не потерял!

- В.К: Да, связь по полной программе. Особенно когда девушка его спросила: «Вы меня помните?», а он ей ответил: «Конечно!». Прозвучало великолепно. И затем она продолжила: «Я после этого вышла замуж…».
- А.Л: Что ты хочешь - самый авторитетный жених в стране!
- В.К: Я хочу остановиться на одном аспекте пресс-конференции. Владимир Владимирович здорово говорил о том, что нам нужно взяться за руки, поднимать свой интеллектуальный уровень и быть активными. Как хороший мотиватор, дал людям определенный заряд энергии. Тем не менее, при всех озвученных цифрах, в том числе о выросшем на 3% ВВП, хотелось бы услышать от президента и честное: «Ребята, мы катимся в тартарары!». Помнишь, в Давосе представили четыре сценария? Так вот, вслед за президентским выступлением прозвучали слова замминистра экономического развития Андрея Клепача: «Реализовался сценарий, которого мы надеялись избежать. Принятых мер оказалось недостаточно для ускорения экономического роста. Многие традиционные таймеры роста практически исчерпаны». И он привел другие цифры, сильно отличающиеся от названных Путиным даже в части ВВП.
Но больше всего меня поразило следующее. Клепач сказал: «Это вопрос не денег - денег у нас много. Есть определенный дефицит доверия, который нужно преодолеть». То есть государство накопило огромные финансовые ресурсы, но не может их инвестировать в промышленность, потому что украдут. Вот в чем наша беда! Мне на этой пресс-конференции не хватило посыла о том, что пора менять экономику - красивые речи себе может позволить лишь победитель.
- А.Л: На пресс-конференции было достаточно много любопытных моментов, но мы все их обсудили. Зачем повторяться?

- В.К: Да, было симпатично. И с улыбочкой!
- А.Л: Я думаю, наши телезрители уже все видели в первоисточниках.
- В.К: Значит, переходим к Украине. На этой неделе состоялось важнейшее событие в российско-украинской политике - передача 15 миллиардов долларов в виде кредита и снижение цен на газ почти на треть. Я всю неделю искал источник, который бы мне объяснил, зачем Россия дала деньги - не с геополитической, а с экономической точки зрения. Как ты считаешь, деньги выброшены на ветер?
- А.Л: Сложно сказать. Это не просто деньги, а обязательства, взятые под определенные гарантии – то ли самой Украины, то ли Европейских финансовых институтов. Ведь речь идет о евробондах. Варианта два: Украина отвечает по кредиту своими ликвидными предприятиями, недвижимостью, землей, бизнесом (я имею в виду государственным) и т.п., или за ее долги отвечает Европа.
- В.К: Часть которых она купила.

- А.Л: Помнишь, Пушков сказал в своих комментариях? Мы не дали Украине пойти в Европу, тем не менее, наши кредитные 15 миллиардов обеспечены европейскими гарантиями. В любом случае, на их возврат потребуется время, а тратить деньги начнут прямо сейчас. Специалисты говорят, что около 3 миллиардов уйдет еще до Нового года на погашение срочных внутренних выплат. Наверное, в отдаленной перспективе Украина сможет выйти из экономического кризиса, в котором сейчас находится. Пока главное – снизить социальную напряженность.
Есть ли перспектива у Януковича в 2015 году? Тоже не знаю. Думаю, надо внимательно смотреть, как будет развиваться ситуация не только на Майдане, но и на западных территориях Украины, вокруг определенных политических сил. Например, Кличко вызвал Януковича на бой. Встретятся ли они на политическом ринге, вопрос.
В целом, мне кажется, договорились о вполне нормальной цене на газ. Ведь до сих пор мы продавали его украинцам по запредельным тарифам! А сейчас снизили, но потребовали увеличить объемы закупок.
- В.К: Более того, мы потребовали не развивать промышленность по добыче сланцевого газа на Украине.
- А.Л: Конечно, звучит вопрос, нужна ли нам Украина. Знаешь, как бывает: купишь что-то сгоряча, а приходишь домой и думаешь, на фиг мне это?

- В.К: Или ты сделал подарок любимой женщине, а она: «Фу, какая гадость!».
- А.Л: Все-таки это важная покупка. Другой вопрос, насколько хватит достигнутых договоренностей.
- В.К: Леша, что мы покупаем?
- А.Л: Политическую лояльность.
- В.К: О! Совершенно точный ответ. Однако мы видим, что Украина встала на дыбы – мол, нас не купить за 15 миллиардов.
- А.Л: Тем не менее, купили. И не вся Украина встала.
- В.К: Не вся.
- А.Л: Хотя встала достаточно большая часть, которая вполне может изменить политический процесс и денонсировать обязательства в долгосрочной перспективе. Но говорить, что вся Украина против, нельзя. Учитывая опыт президента Путина и привычки господина Януковича, мечтающего «кинуть» партнера, наверняка есть подстраховка в виде дополнительных условий и договоренностей, письменных и не только. Мы же помним историю российско-украинских отношений со времен Кучмы, Ющенко и Тимошенко. Более того, известно, что Россия будет пересматривать стоимость газа каждые три месяца. Это вполне разумно. К тому же, я думаю, существуют определенные финансовые механизмы и рычаги.
- В.К: Хотелось бы в это верить. Ведь мы уже дали деньги Кубе и другим государствам, которые не вернулись.

- А.Л: Однозначно.
- В.К: Не хотелось бы, чтобы сейчас произошло то же самое. Что касается предварительных договоренностей, именно к ним предъявляет претензии Майдан. Есть ли некий «договор Риббентропа-Молотова»?
- А.Л: Надеюсь, что есть.
- В.К: Но ведь такое возможно только в тоталитарных режимах. Януковичу, как политическому лидеру, осталось максимум полтора года. Какие договоренности?! Их порвут и выбросят.
- А.Л: Я не знаю законы Украины, но предполагаю, что двусторонняя межправительственная комиссия, которая работала над соглашением, продумала этот вопрос. Хотя есть один нюанс и ты его правильно подметил. Переданные украинцам деньги Россия держала в американских ценных бумагах, а они по уровню надежности несопоставимы с украинскими обязательствами. Риск больше, но и процент выше.
- В.К: Я хочу сказать одну вещь, только ты не обижайся.
- А.Л: Хорошо.
- В.К: Мы не просто дали Украине деньги, а вынули их из Фонда народного благосостояния (ФНБ). Ведь у нас есть два фонда…

- А.Л: Валера, грубо говоря, мы дали кредит.
- В.К: Что такое ФНБ? Он создавался под конкретные цели – ради выполнения обязательств государства перед пенсионерами (покрытие дефицита Пенсионного фонда). Понимаешь?
- А.Л: Я слышал эту версию.
- В.К: Эти прописано в законе! Деньги должны храниться в хорошо защищенных государственных ценных бумагах, либо вкладываться в бумаги, чья надежность не подлежит сомнению. Речь о нашем будущем! Поэтому, мне кажется, что, передав деньги из ФНБ Украине, власть поступила не совсем корректно, с этической точки зрения. Может, финансово это и интересно…
- А.Л: Повторяю, американские ценные бумаги не дают такую доходность.
- В.К: Не дают.
- А.Л: Интересны проекты, позволяющие заработать. Да, если вкладывать без гарантий, тебя легко «кинут» 16 раз. Но если кредит обеспечен, другое дело. Например, ты можешь дать взаймы Петровичу, договорившись, что в случае невозврата денег он переписывает на тебя квартиру, собственником которой является. Здесь точно так же. Хотя мы не знаем, чем гарантирован возврат этих 15 миллиардов.
- В.К: Я - не экономист, но знаю, что курс биржевых бумаг может не только вырасти, но и упасть. Падающая экономика Украины говорит именно об этом.

- А.Л: Валера, мы застопорились на этой теме.
- В.К: Просто обидно... Хорошо, давай поговорим об Олимпиаде. Скажи, с чем связан демарш глав государств на этой неделе? Две недели назад только президент Германии заявил, что не приедет в Сочи, но это оказалось «цветочком», сейчас пошли «ягодки». Западные политики и лидеры обиделись за самостоятельную политику России в отношении Украины? Откуда такая личностная окраска событий? Того же Обаму мы недавно вытащили из дерьма - буквально, а он…
- А.Л: Все очень просто. В демократических странах политики сильно зависят от электоральных настроений своих избирателей и должны к ним прислушиваться. В России тезисы Майдана выдавались с вполне конкретными комментариями и картинками, наши граждане видели их с пропагандистской однозначностью. Тем более что Россия - заинтересованная сторона. В Соединенных Штатах и других западных странах подача и картинка часто были обратными. Более того, многие политики говорят, что никогда и нигде не видели такого массового единства по части стремления к евроинтеграции. Сенатор Маккейн прямо об этом сказал, выступая на Майдане. То есть в Европе и США Майдан воспринимается, как героическое противостояние украинского народа российской экспансии.
- В.К: Очень хорошее слово - «воспринимается».

- А.Л: Мы должны относиться к поведению западных политиков с пониманием, потому что после соответствующей подачи событий на Украине в европейских и американских СМИ им не остается ничего другого, кроме как демонстрировать свое несогласие с позицией России. А Олимпиада – ярка и болевая точка. Лично я не вижу в происходящем ничего страшного. Главное, чтобы наши хорошо сыграли в хоккей, показали красивое фигурное катание и успехи на лыжне, чтобы горел Олимпийский огонь. Отсутствие в Сочи Обамы и Олланда - это для специалистов. Зато приедет Владимир Владимирович Путин и масса узнаваемых персонажей, личностей, спортивных «звезд». Думаю, с ними договориться легче, потому что у них нет электоральных обязательств.

- В.К: Спасибо тебе большое за этот ответ. Я хочу закончить программу такими словами. Мне кажется, на этой и предстоящих неделях Россия совершила и еще совершит огромное количество удивительных, важных и правильных поступков. Хотя мы проиграли в элементарной пропагандистской войне. Делаем это с завидным постоянством и регулярностью. Почему на Украине такие сильные мотивы вступления в Евросоюз? Да потому что европейские политики и бизнесмены три года «промывали мозги» украинскому народу о преимуществах сотрудничества с ними. Да, мы снова проиграли пропагандистскую войну. И тот факт, что на должность главного пропагандиста назначен господин Киселев, говорит о том, что будем проигрывать и в дальнейшем… До свидания, дорогие друзья!
- А.Л: Всего доброго и хорошего уик-энда!

Телеканал «ВОТ!»,
«Особый взгляд»,
20 декабря 2013, 20.00
polit.pro


20 декабря 2013 -
 399     (0)    
Поделись новостью с друзьями:
Имя *:
Email:
Подписаться:1
Введи код:
 

  © 2011 - 2024, Полит.Pro, создание сайта - IVEEV.tvvot.ru
О нас · РейтингСигнал · Реклама · Контакты · Вход    
^ Наверх