СЕГОДНЯ: на сайте 17515 телепрограмм и 3497 фоторепортажей

22:08
Полит.про polit.pro Видеоархив, фотоархив, , Информационный политический, , сайт Полит.Про, Лушников, программы, видео,Полит.ПРО, Телеканал ВОТ, Алексей Лушников, новости Санкт-Петербург, телеканал Петербурга, мнения, анонсы, культурная столица
НОВОСТИ: Сергей Цыпляев "Мир как никогда близко стоит к угрозе третьей мировой войны" Модельер Владимир Бухинник "Мода это страсть мужественных людей" Сбербанк надеется договорится со всеми валютными ипотечниками – Греф В России в IV квартале начнут выпускать продовольственные карты В Кремле отметили «глубокий кризис» в отношениях с Турцией Миллера переизбрали главой «Газпрома» еще на пять лет Фильм "Батальон" получил четыре награды на кинофестивале во Флориде В Германии заявили о желании сохранить диалог с Россией Турция уведомила Москву о введении «журналистских виз» для российской прессы Украина приостановила транзит российских грузовиков по своей территории

КАЛЕНДАРЬ

Аналитика  — 04:24 19 Декабря 2013

Центробанк напугал губернаторов

Законодатели задумались о санации региональных банков. Юлия Латынина с размышлениями "Cleaning and Clearing"
Законодатели задумались о санации региональных банков. Юлия Латынина с размышлениями "Cleaning and Clearing"
Вкладчики выломали дверь офиса Инвестбанка в Калининграде после сообщения об отзыве лицензии
Законодатели встревожились ситуацией, которая сложилась в некоторых регионах в результате кампании ЦБ по отзыву лицензий у проблемных банков. Ряд сенаторов говорят, что гораздо эффективнее было бы применение механизма санации, а не отзыва лицензий. В результате политики регулятора страдают не только рядовые вкладчики и бизнесмены, но и региональные бюджеты.

Совет Федерации совместно с Банком России должен рассмотреть ситуацию с санацией банковской системы в регионах. Поручение организовать встречу, посвященную этой проблеме, дала в среду председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Впрочем, в Совфеде «Газете.Ru» не прокомментировали дату проведения и формат будущего мероприятия. Вопрос о ситуации с региональными банками сегодня поднял сенатор от Калининградской области Николай Власенко.

«В минувшую пятницу мегарегулятор отозвал лицензию у Инвестбанка — крупнейшего, ведущего банка в Калининградской области, который существовал 24 года. В нем держали свои счета полмиллиона частных лиц, у банка было 80 млрд рублей активов, — сказал он. — В результате отзыва лицензии жители Калининградской области стали ежедневно выводить из банков до 4 млрд рублей».

«Нам необходимо рассмотреть эту ситуацию как пример неправильной санации. Надо подумать, как наименее безболезненно проводить такие вещи», — сказал Власенко.

Действительно, вопрос сенатор поднял отнюдь не праздный. Хотя ситуация с последними громкими отзывами лицензий у банков сильно отразилась на всей банковской системе, болезненнее всего она сказалась именно на регионах. Центробанк в последнее время лишил права на работу целый ряд важных для регионов кредитных организаций. Так, без лицензий остались банки в Самарской области, Дагестане, Калининградской области, Смоленске, Туле. При этом есть вероятность, что ЦБ не остановится на «достигнутом». Известно, например, о проблемах в нижегородском Эллипс-банке, входящем во вторую сотню банков России по размеру активов. Банк испытывает сейчас трудности с выдачей наличных денег вкладчикам. Для получения денег по вкладу необходимо оформить заказ денежных средств не менее чем за две недели, сообщили «Газете.Ru» в call-центре кредитной организации. При этом в одном из черных списков банков, у которых якобы ЦБ готовится отозвать лицензии, фигурируют банки Дагестана, Вологодской и Кемеровской областей.

«Это был как гром среди ясного неба, молния, которой мы никак не ожидали. Никаких предупреждающих сигналов не было», — прокомментировал «Газете.Ru» отзыв лицензии у Инвестбанка глава Контрольно-счетной палаты Калининградской области Леонид Сергеев.

Таким образом, ЦБ ударил не только по вкладчикам, которых у банка в регионе эксперты насчитали около 40 тыс., но и по местным бизнесменам. По словам губернатора области Николая Цуканова, из-за краха банка работы могут лишиться около 5 тыс. человек. По оценкам ГУ ЦБ, в Инвестбанке свои средства размещали около 4100 юридических лиц. По мнению областного министерства экономики, это примерно 7—10% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региона. «Более 6 млрд рублей, принадлежащих предпринимателям и крупным вкладчикам, находятся под угрозой», — сказал Цуканов. «Коммерческие структуры, которые работают с банком, на счете хранят минимум, поскольку все деньги в обороте. Однако эти деньги могли зависнуть в процессе оборота, и это может быть действительно очень серьезный удар по бизнесу. В этот момент бизнесмены могли представить документы на расчеты, например на уплату налогов», — пояснил Леонид Сергеев.

Кроме денег вкладчиков и предпринимателей в Инвестбанке, по словам Цуканова, «застряло» около 150 млн бюджетных денег. Учитывая, что весь бюджет Калининградской области составляет всего 40 млрд рублей, деньги эти для области немаленькие.

Последствия для Тулы после отзыва лицензии в конце октября у крупнейшего в регионе банка «Первый экспресс» также были весьма ощутимыми. Так же как и в Калининградской области, здесь пострадали предприниматели. «Это существенный удар по экономике Тульской области. У нас многие пострадали, в том числе товарищества собственников жилья, которым мы помогли, выдали гранты на установку приборов учета. Почти 70 тыс. организаций имели там счета и более 60 тыс. вкладчиков (по оценкам, деньги вкладчиков в банке составляли 6,5 млрд рублей, из них застрахованных оказалось 4,6 млрд рублей. — «Газета.Ru»). Вопрос, конечно, очень для нас неприятный, потому что существенное выпадение из экономики этих средств», — пояснял губернатор Тульской области Владимир Груздев. Кроме того, по его словам, в банке завис фонд Тульского кремля.

«У нас фонд Тульского кремля, более 9 млн рублей, находился там, — сказал губернатор. — Будем надеяться, что хотя бы часть этих денег вернем».

При этом, по словам источника «Газеты.Ru» в деловых кругах, в банке «Первый экспресс» была размещена значительная часть бюджетных средств области, однако незадолго до отзыва лицензии у банка Владимир Груздев их вывел. Впрочем, официальные источники это опровергали: как сообщили в министерстве финансов области, правительство Тульской области не пользовалось услугами ОАО КБ «Первый экспресс», а средства бюджета области на счетах банка не размещались.

По словам руководителя комитета по экономике МГО «Опора России» Алексея Каневского, последние отзывы лицензий у банков создали очень напряженную ситуацию в среде малого и среднего бизнеса как в регионах, где банки лишились лицензий, так и по всей России. По его оценке, часть бизнеса сейчас может просто прекратить существование, а затраты другой части на ведение его будут выше. «Многие бизнесмены сейчас собираются переходить на обслуживание в крупные банки. Однако в них часто нет адекватных условий, а кредиты выдаются по ставкам выше и требования к их выдаче серьезнее. Соответственно, это увеличит затраты бизнесменов, которые они в конечном итоге переложат на потребителей», — говорит он.

«При сохранении нынешней политики ЦБ количество региональных банков будет неизбежно сокращаться. Население и региональный бизнес окончательно утратят доверие к региональным банкам. Последние, в свою очередь, лишатся значительной части клиентов, что приведет к сокращению числа региональных банков и доступности финансовых услуг в регионах», — говорит Юлия Широкова, старший юрист практики «Юридическое и налоговое сопровождение» консалтинговой группы «НЭО Центр».

При этом предложенный ЦБ в Калининградской области механизм помощи бизнесменам, у которых застряли счета в Инвестбанке, — выдавать предпринимателям кредиты по ставке 7% — Алексей Каневский не считает адекватной помощью. «Необходимо в ближайшее время включить индивидуальных предпринимателей в систему страхования вкладов, чтобы в случае отзыва лицензии им также выплачивалась страховка, — говорит Каневский. — Что же касается предложения ЦБ для предпринимателей брать кредиты взамен зависших счетов, как-то это выглядит весьма странно — кредиты взамен реальных денег».

«С точки зрения социальных последствий и влияния на ситуацию в банковском секторе регионов превентивное санирование банков-нарушителей было бы, естественно, предпочтительнее», — говорит Олег Поддымников, начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка.

«Отзывать лицензию или санировать проблемный банк — сложный вопрос, который решается Банком России совместно с АСВ. С одной стороны, Банк России должен учитывать влияние последствий отзыва лицензии на всю банковскую систему. С другой стороны, Банк России и АСВ совместно оценивают потенциальные затраты фонда на выплаты вкладчикам в случае отзыва лицензии у банка или на санацию. Если санация для АСВ будет стоить меньше, чем объем выплат по вкладам, или примерно соизмерим с ним, то, скорее всего, будет принято решение о санации такого банка», — говорит Юлия Широкова.

Есть банки, которые хотя и занимаются криминальной деятельностью, но являются системнозначимыми, «слишком важными, чтобы разориться», считает Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования. «Предположим, есть социально и системнозначимая инфраструктурная компания, разрушение или даже просто остановка деятельности которой приведет к тяжелым последствиям для экономики. Например, метро, железнодорожная или водопроводная компания. И, предположим, руководство этой компании занимается криминальной деятельностью. Что нужно сделать, чтобы прекратить эту деятельность? Закрыть метро, устроить маски-шоу со стрельбой на атомной электростанции? Нет, надо без лишнего шума всего-навсего сменить руководство компании и тех, кто непосредственно занимается криминальной деятельностью», — отмечает он.

Источники «Газеты.Ru» в крупных финансовых структурах хотя и позитивно оценивают нынешнюю кампанию ЦБ по отзыву лицензий у проблемных банков, однако полагают, что темпы отзыва лицензий в ближайшее время стоило бы «притормозить», чтобы не создавать излишней паники. При этом они считают, что отзыв лицензии у таких банков «гораздо предпочтительнее накачивания их кэшем», как это делал бывший глава ЦБ Сергей Игнатьев.

Наталия Еремина gazeta.ru
Фотография: Сергей Медведев/ИТАР-ТАСС



Cleaning and Clearing

ЦБ России отозвал лицензии у еще трех банков — «Инвестбанка», «Смоленского банка» и «Банка проектного финансирования» (БПФ).

Это значит, что ЦБ под руководством Набиуллиной наконец заработал и стал чистить авгиевы конюшни российской банковской системы. Игнатьев, видимо, просто боялся это делать. И ничего банковская система от этого не грохнется: все крики об этом я рассматриваю, если честно, как показатель того, насколько глубоко и широко лобби отмывальщиков.

Но я, увы, о другом. О том, что, по сути дела, в России нет банковской системы или, точнее, цивилизованной системы выдачи кредитов, и в результате чистки она вряд ли появится.

Банковская система — это вообще великое зеркало общества. Деньги людям нужны были всегда, но банковская система возникла только в средневековой Италии, потому что банковская система, больше чем какой-либо другой общественный институт, построена на доверии.

Даже государство может функционировать без доверия, а банковская система без доверия функционировать не может. Чтобы давать кредиты, вы должны быть разумно уверены, что их вернут. А если вы не уверены, то ставки по вашим кредитам будут так высоки, что ни одна разумная прибыль их не окупит.

В России нет кредитной системы. Получить кредит под развитие бизнеса невозможно, потому что этот кредит начинается с 16% (без откатов). Это немыслимая ставка. И эта ставка прямо инкорпорирует в себя все риски того, что на компанию, которой вы даете кредит, наедут менты или силовики.

Это один из финансовых парадоксов России. Бизнес в России — как и в Зимбабве — возможен, и он может быть очень прибылен даже без административного ресурса, потому что бизнес-среда очень разреженная. Но вот кредита нет.
Соответственно, российские банки оказывают принципиально другие услуги. Во-первых, они обслуживают счета, эмитируют карточки и проводят платежи, потому что мы живем в 21 веке и как-то раковинами каури рассчитываться уже тяжело.

А во-вторых, они все, снизу доверху, оказывают клининговую услугу. Услугу по отмывке денег. Все. А отличаются — по размеру административного ресурса, к которому имеют доступ их клиенты.

У нас есть «высшие» банки. Сбербанк, ВЭБ и ВТБ, Россельхозбанк и пр. Их клининговая услуга заключается в том, что они выдают многомиллиардные кредиты ближним людям Путина или приравненным к ним олигархам, а также функционируют как финансовый унитаз, в который олигарх всегда может продать за миллиарды неудачный проект.
Второй слой — это всякого рода кэптивные банки, принадлежащие опять-таки представителям элиты, вроде «Газпромбанка» или «Альфа-банка». К этим же банкам примыкают российские бранчи «Ситибанка» или «Райффайзена». Вы думаете, они не отмывают денег? Ха, а вы не помните скандал с банком «Дисконт» и «Райффайзеном»? Или как усвистали прямым ходом за границу почти все 32 млрд. руб. стабилизационного кредита, выданного вроде бы «привилегированному» «Межпромбанку» Сергея Пугачева?

Ну, и наконец, третий слой — это многочисленные помойки, а то и просто «закрывашки» и «концевики». Отличительной чертой хозяев этих банков является то, что они имеют по нескольку банков. Например, известный банкир Матвей Урин контролировал «Монетный двор», «Уралфинпромбанк», «Донбанк», «Славянский банк» и «Традо-банк». То есть у Козимо Медичи был один банк, а у Урина – целых пять. Он был в пять раз больше банкир, чем Козимо Медичи. Трудовая деятельность пятикратного банкира Урина прервалась по независящим от него обстоятельствам, когда он случайно на Рублевском шоссе приказал избить не уступившую ему дорогу машину, а в ней оказался близкий знакомый дочери Путина Фаассен Йоррит Йост.

Пару месяцев назад охранники другого «банкира» того же сорта — некоего Александра Ерхова, счастливого владельца таких финансовых гигантов, как Липецкий областной банк, «Уралприватбанк» и пр. — тоже побили на дороге человека, но так как это был не зять Путина, то никаких последствий для банков это не имело.

Я особо обращаю ваше внимание на то, что нельзя сказать, что есть «высшие» банки, чистые, а есть «концевики» и «закрывашки». То, что банк велик и приближен к власти, вовсе не означает, что в нем не будет твориться полный ахтунг, как это ясно из примера «Банка Москвы» или уже упомянутого «Межпромбанка».

Дело в принципиально другом характере банковской деятельности в России. Ни один банк в России не является кредитным учреждением. Все они занимаются совсем другим. Только одни отмывают и обналичивают ваши собственные деньги, а другие еще обналичивают госресурс. Путинская экономика построена на распиле, откате и заносе сверху — и отмывке и обналичке снизу. Банки не могут не оказывать эти услуги, потому что на них есть спрос. Это не вина ЦБ, это беда экономики.

Поэтому, при всей благотворности действий ЦБ — все-таки банкиры урины или банкиры антоновы (бывшие хозяева «Инвестбанка») просто не должны портить собой пейзаж — все происходящее выглядит не столько чисткой банковской системы, сколько попыткой монополизации процесса отмывки денег. И она вполне вписывается в построение других — нефтяных, газовых, информационных монополий, которые в последнее время резко ускорились.

Я не сомневаюсь в добрых намерениях Набиуллиной, но, видимо, добро ей Путин дал только потому, что процесс отмывки идет слишком бесконтрольно и переполнен частной инициативой.

Юлия Латынина
ej.ru
 526     (0)    
Поделись новостью с друзьями:
Имя *:
Email:
Подписаться:1
Введи код:
 

  © 2011 - 2024, Полит.Pro, создание сайта - IVEEV.tvvot.ru
О нас · РейтингСигнал · Реклама · Контакты · Вход    
^ Наверх