Сегодня под эгидой программы «Особый взгляд» успешно стартовал новый цикл программ, посвященных атеизму и личному приходу к атеистическому мировоззрению. В свете многих событий российской жизни, ведущих к прямой клерикализации жизни, данный цикл программ позволит расширить палитру взглядов человека и обозначить проблемы современной истории, науки и жизни. Тележурналист и убежденный атеист Александр Невзоров сегодня поделился в прямом эфире с Алексеем Лушниковым своей точкой зрения на то, что такое атеизм, рассказал о противоречиях религии и о необходимости научного знания как важном факторе человеческого прогресса.
«Репрессии не имели прямого отношения к атеизму»
Каждый человек приходит к атеизму, и у каждого – свой личный путь. Существует атеизм, люди верующие – но у любой религии есть свои плюсы, ошибки, преступления. Александр Невзоров заявил, что атеизм не несет под собой прямых преступлений. «Если же говорить о российских репрессиях, то они не имели отношения к атеизму. Это были люди, воспитанные церковью – и с этим надо было смиряться. Но особенно приходится смиряться с тем, что никакие обряды не меняют сущности человека».
«Все безобразия и жуткие деяния – убийства попов, хищения из ризниц – все это вытворяли не атеисты, а другие христиане, люди крещенные и воцерковленные. Настоящие атеисты появились только в 20-е годы прошлого столетия – они снимали фильмы, покоряли космос, ну немножко на овощебазах подворовывали. Но все разборки, которые проходил в России, были начаты одними верующими против других», - так считает тележурналист Александр Невзоров.
Кроме всего прочего, по мнению Александра Глебовича, советская идеология проявила высочайшую тактичность в отношении верующих, и привел в пример случаи, когда в монастырь приходили люди и просто предлагали прослушать курс материализма и эволюционной теории Дарвина, а после сдавать по нему экзамен. Делалось это с той точки зрения, что всем необходимо знать хотя бы вектор развития светского государства – однако и этого никто из священников, как свидетельствует Александр Невзоров, не делал. «Никто к попам не влезал в их монастырь со своим материалистическим уставом. Сейчас же по-хамски церковь врывается в научные сообщества, и это больше похоже на инъекцию стрихнина в мозг. Коммунисты же никогда до такого не опускались!»
«Атеизм – это защитная реакция человека».
Александр Невзоров высказал также мнение о том, что атеизм, по сути – это защитная реакция на клерикализацию жизни, вызванная весьма пристальным, скептическим взглядом на историю человечества. «Если внимательно посмотреть, то окажется, что история христианства чудовищна, и также наполнена человеческими жертвами, как и какая-нибудь вера в Кетцалькоатля или Ктулху. В отношении инакомыслящих людей этот культ превосходил даже мексиканские культы». Единственная же история, которую стоит изучать, по мнению Александра Глебовича – это история науки; «а всю так называемую историю фиксированного периода развития человечества, наполненную кровью, спермой и дикой тупостью – ни в коем случае!»
В пику многим заявлениям о том, что атеизм – это тоже, по сути своей религия, однако говорящая совершенно об ином, Александр Невзоров резко выразил отличия атеистического мировосприятия от веры. «Атеизм не является разновидностью религии, равно как и лысина не является разновидностью прически. Это поиск, дерзание, скепсис – то есть то, на чем базируется наука. Наука и религия занимаются одним и тем же, но на разных конкурентных основах. Наука обязывает обратиться к критическому мышлению. С критичности начинается познание».
Религия против науки.
Александр Невзоров отметил, что первые века своего существования христианство мирилось с античным знанием. «Аристотель, как известно, назывался "первым после Христа в вопросах природы” – именно такой эпитет дали ему средневековые схоласты. И церковь с течением времени спокойно смотрела на науку, поскольку науки в современном ее понимании не было. Но потом началась кровавая конкуренция, много талантливых ученых погибло в этой борьбе – и, что самое ужасное, большая часть погибших ученых состояла из верующих людей!».
«Кстати, мы никогда не знали степень веры у самих ученых. Эйнштейн писал, что Бог – это то, что мы пока не понимаем. И на эту неизвестность идет постоянное наступление. Но некоторые ученые зачастую прикидывались верующими. Ведь человек – довольно микроскопическое явление для науки, вид предельно хрупкий и молодой. И везде в его изучении идет столкновение с церковью, высекаются искры», - отметил Александр Невзоров.
И вновь продолжается бой…
Однако тележурналист Александр Невзоров считает, что создать мир, где мирно сосуществовали бы атеисты и верующие, невозможно хотя бы потому, что в самой религиозной вере содержится огромный процент злобы и нетерпимости. «У верующих сформулировано в псалме царя Давида: «И безумец сказал в сердце своем – Бога нет». То есть любой инакомыслящий, дерзкий, мыслящий и сомневающийся для них – безумец! Я на то и атеист, чтобы относиться с абсолютной терпимостью к любому мнению. И я бы готов оставить за людьми право на анабиоз, в котором они хотят пребывать – если бы не одно «но». Вот у женщины случилась трагедия: погиб сын - и ей будет намного легче, если она к чему-то прикоснется губами или перекрестится. Но когда проблем у людей становится много, и самих этих людей становится много, им начинают все вокруг мешать ставить их чуринги где угодно и выходить массой на площади. Я против такого невежества!»
Александр Глебович отметил, что ревностный и абсолютно категоричный атеизм также не представляет собой ничего хорошего: «Когда человек говорит категорично, что Бога нет – он больше похож на попа, который говорит категорично, что Бог есть. Сейчас мы не можем найти следов Бога, или полностью доказать его отсутствие – да и не ищем особо, поскольку Бог не требуется для полной научной картины мира. Впрочем, я до такой степени скептик, что не могу отрицать вообще ничего».