Современное российское общество должно отойти от людоедских принципов «дикого капитализма» через отказ от «постордынской государственности». В этом уверен известный петербургский историк, журналист, публицист Даниил Коцюбинский. Он объяснил зрителям телеканала «ВОТ!», отчего плачет Лукашенко, зачем нужны новые чаадаевы и чем займётся новый Римский Папа.
Либерализм против людоедства
Как считает господин Коцюбинский, в лице Александра Лукашенко на похоронах Уго Чавеса «авторитарные режимы оплакивают свой скорый конец». Мол, время персоналистских политических режимов завершено, и в той же Венесуэле это станет ясно уже в самое ближайшее время. Правда, журналист оговорился, что не всегда падение того или иного авторитарного лидера осуществляется внутренними силами – так, тому же Хусейну в этом, конечно, «помогли». «Фактически Лукашенко на похоронах Чавеса плакал не над ним, а над собой», - резюмировал гость «ВОТа».
Но как бы то ни было, и Венесуэла, и современный Иран – это режимы с легитимными лидерами, где регулярно проходят выборы, отметил Даниил Коцюбинский. А вот постсоветское пространство он из этого ряда выносит: выборы в Иране кажутся журналисту более честными, чем в России и Беларуси.
Подобные традиции – очевидно неприемлемы для цивилизованного человека. «Не всякая традиция – благо, - уверен эксперт. – Например, в каких-то обществах по сей день принято есть людей…» Но даже если нет резона идти на такие общества войной, это точно не означает, что с судьбами съеденных надо смириться. Господин Коцюбинский признался, что считает себя «либеральным фундаменталистом» и «сепаратистом» - ещё и в том смысле, что выступает за признание и уважение прав любых меньшинств.
При всём своём либерализме, однако, историк не верит во всемогущество «невидимой руки рынка». Он уверен, что с политически отсталыми и человеконенавистническими обществами (в частности, речь шла о КНР – Д.В.) «золотому миллиарду» необходимо быть жёстким, даже если это невыгодно экономически.
В ожидании реформ
Особенно важно, что люди, понимающие несовершенство той или иной страны, неизбежно появляются и внутри этой страны. Свои чаадаевы появлялись, появляются и будут появляться в любом неевропейском обществе, даже не осознающем в целом свою отсталость, убеждён Коцюбинский. Но выйти из отсталости можно только тернистым путём, ведь «не заходя в воду, плавать не научишься».
Интересно, что к современным россиянам Даниил Коцюбинский относится довольно благостно, считая, что они стали лучше, чем в позднесоветские, перестроечные времена. По его мнению, сейчас наши граждане гораздо более образованны и информированы, чем в 1991 году, когда распался СССР. Так что «эксперимент», поставленный более двух десятилетий назад, может повториться даже с меньшими потерями. Впрочем, сейчас и у Евросоюза проблем достаточно: пока что Старый Свет в начале пути от Европы наций к Европе регионов – Европе Баварии, Каталонии, басков, шотландцев…
Что же касается государственного развития РФ, тут всё куда печальнее. Историк уверен, что «фейком» окажется либо квазиправославие, казаки, борцы с геями и в целом «липовый фашизм» современного режима, либо либеральная экономика. По мнению Коцюбинского, последовательно соединять одно с другим действующим политикам не получится: либо «просядет» одно, либо другое.
В целом трендом мировой политики 2010-х годов эксперт видит левый либерализм и стремление к переменам, даже своего рода новой Перестройке. «На смену застою нулевых приходят новые реформаторы», - уверен Даниил Коцюбинский. Это однозначно проявится и в новом Римском Папе, который на своей должности так или иначе должен будет многое преобразовать, и в политике следующего американского президента. Рано или поздно не минует чаша сия и Россию.
Сегодня Россия, не отказавшись от рудиментов СССР и не придя к руководству своей экономикой "невидимой рукой рынка", опять строит "свою, собственную модель развития". Но если в СССР была КПСС, которая составляла пятилетние планы, Госплан, который их детализировал и Правительство, которое их реализовывало, то сегодня планы составляют два человека - Путин и Медведев. Первый, поскольку спортсмен, "развивает" Россию путём проведения Олимпиады и мировых первенств. У второго, которому кажется, что он очень умный, игрушки другие: нано, Сколково, сбережение энергии. "Невидимая рука рынка" проявляется только в одном месте - при обмене стоимостями, который должен производиться по паритету. Мы к этому так и не пришли. Человечество испытало две модели развития - "капитализм" и "социализм". Вторая с треском обанкротилась, развалив СССР. Сегодняшней модели. назовём её "волюнтаристкой", для уничтожения России потребуется значительно меньше времени, чем предыдущей, поскольку абсурда в ней значительно больше. Анализ сделан по новой экономической теории, описанной мною в книге "Гармония экономического пространства" (набрать в поисковике). Гармонии и удачи!