Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Валерий Чебеков - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- В.Ч: Здравствуйте! В эфире - программа «Полчаса с главредом», и я, ее ведущий, Валерий Чебеков. Сегодня у нас в гостях - Алексей Лушников. Ну, или мы у него в гостях.
- А.Л: Все мы в гостях друг у друга. Валерий, приветствую!
- В.Ч: Точно. Сегодня мы поговорим о религиозном факторе, влиянии религии на современную жизнь. Алексей, можно личный вопрос: вы - верующий человек?
- А.Л: Да, я считаю себя верующим.
- В.Ч: Верующий человек - носитель определенной религиозной модели мира. Вы какой модели придерживаетесь?
- А.Л: Я верю в единого бога, отдельными конфессиями меня не поглотить.
- В.Ч: Очень интересно. Как вы считаете, все-таки религия - это опиум для народа или необходимый институт?
- А.Л: Это опиум и это хорошо.
- В.Ч: Попы нужны?
- А.Л: Нужны.
- В.Ч: А зачем?
- А.Л: Об этом я уже не раз говорил. У меня есть ощущение - исключительно личное, - что религия является формой сдерживания маргинальных масс. Понятно, что все люди рождаются разными: кто-то более талантлив, кто-то менее; один любит музыку, другой прекрасно варит сталь…
- В.Ч: И все в одном ряду?
- А.Л: Мы рождаемся в разных семьях, на разных территориях, в разных культурах. Поэтому дать всем одинаковые возможности проявить себя фактически нереально: кто-то может стать профессором, кто-то - спортсменом, а кто-то остается в некой маргинальной зоне. Причем таких людей большинство. А религия в данном случае - это продажа фьючерсов. Она говорит: «Посмотрите, какие подонки эти богатые - Майклы Джексоны и прочие. Сейчас им хорошо, но когда они помрут, - а помрут все! – на том свете им будет плохо. Ты здесь всю жизнь мучился, а там будешь править».
- В.Ч: Компенсация?
- А.Л: Да, стопроцентная продажа фьючерсов. И это хорошо, поскольку защищает от социальных, этнических и иных взрывов, которые могут возникнуть у определенного количества граждан из-за невостребованности в этом мире.
- В.Ч: А вы ощущаете увеличение роли религии в современном мире?
- А.Л: Нет. Я думаю, что если сравнивать с коммунизмом, хотя это совсем другая религия, ничего особенного не происходит. Но есть определенные религиозные культуры или конфессии, которые, на мой взгляд, представляют опасность для христианской цивилизации...
- В.Ч: Например?
- А.Л: Я идиот, что ли, называть?
- В.Ч: А в России сейчас подъем или спад интереса к религии?
- А.Л: В связи с деградацией большой части населения страны из-за отсутствия образования… Например, вы знаете, что сегодня заявила Ставропольская прокуратура?
- В.Ч: Нет.
- А.Л: Ставропольская прокуратура официально потребовала изъять из школьных библиотек книги Есенина и Набокова. Почему? Потому что, по их мнению, в произведениях данных авторов много разгульного, агрессивного и эротического.
- В.Ч: Инквизиция.
- А.Л: Мы дожили до таких времен. То есть гремучесть полная! Я отношу это на счет оболвания масс, в том числе посредством телевидения, свободного и неуемного распространения алкоголя, наркомании и прочих явлений. Присутствует в нашем обществе и депрессивное настроение. Одно умножается на другое, и все вместе ведет к деградации людей, отсутствию стремления к знаниям. На его место приходит что-то другое. Помните, в 1990-е годы обещали за час вылечить все, что болит?
- В.Ч: Сейчас тоже.
- А.Л: Гадалки, целительницы, маги. Сейчас пришли они же, но в другом виде. А чем выше деградация народа, меньше его культурный и интеллектуальный уровень, тем ниже спрос на образование, науку. Зато становится популярным все догматичное и не требующее доказательств.
- В.Ч: То есть вы ставите здесь знак равенства?
- А.Л: Сообщающиеся сосуды.
- В.Ч: А как вы считаете, государство должно помогать религиозным объединениям продвигать свои идеи? Раз уж попы нужны…
- А.Л: Все зависит от уровня самого государства. Оно должно выступать в роли некоего регулятора. Хотя важно и то, какой народ. «Самодержавие. Православие. Народность» мы уже проходили. Или это по-прежнему существует?
- В.Ч: Это следующий вопрос.
- А.Л: Понимаете, да? Если государство на полном серьезе считает, что может с помощью религиозных форм сдерживать население, пусть сдерживает. Но для этого придется убрать, например, интернет - чтобы держать людей в изоляции. Иначе все равно будут появляться Сахаровы и т.п., с которыми нужно что-то делать.
- В.Ч: А вы можете назвать современного Сахарова?
- А.Л: Я думаю, что сейчас такого человека нет. Совершенно другая эпоха. Может, через какое-то время, когда придут другие поколения... А вообще между государством и религией существует прямая связь: религия обслуживает государство.
- В.Ч: Сейчас или вообще?
- А.Л: Всегда. Я думаю, она была придумана с этой целью. Любое государство должно выбрать свой вектор. И если оно становится теократическим, во главу угла ставится вера, до свиданья наука, технологии, медицина и т.д. Через 10 лет забудем, как правильно вырезать аппендицит.
- В.Ч: В последнем послании Президента РФ прозвучали слова «духовные скрепы общества». Как вы думаете, в ближайшее время следует ждать изменений Конституции, которыми будет закреплена руководящая роль церкви?
- А.Л: Посмотрим. Я повторяю: нужно чувствовать и выбирать вектор.
- В.Ч: А кто выбирает?
- А.Л: Выбирает власть, и все зависит от уровня ее европейскости. Со времен Петра I в России была достаточно европейская власть.
- В.Ч: Но цари-то православные.
- А.Л: Да, но не православного происхождения. Вспомним ту же Екатерину II - немецкую принцессу. Главное – выбрать европейский или теократический путь развития. Затем останется сделать ставку на модель: исламское государство, православное или гугенотское. Это уже не так важно. Я думаю, что, владея средствами массовой информации, можно создать и раскрутить любую модель. И лет через двадцать...
- В.Ч: То есть никакие основы для этого не нужны?
- А.Л: Любые основы можно легитимизировать. Это вопрос технологий.
- В.Ч: В связи с этим, демонстрация высшим руководством нашей страны своей религиозной идентичности, которую мы постоянно наблюдаем по телевидению, идет на пользу власти или нет?
- А.Л: Думаю, нет.
- В.Ч: Почему?
- А.Л: Потому что правитель должен оставаться над схваткой. У нас огромное количество неверующих, есть люди, которые придерживаются не православных, а католических, протестантских, исламских и даже буддистских религиозных традиций. Их целые регионы! Находясь внутри этой схватки, а не над ней, правитель ослабляет свои позиции.
- В.Ч: Православие всегда объединяло в себе…
- А.Л: Послушайте, что православие объединяло? Его всегда использовали, как удобный механизм – крестоцелование и т.п.
- В.Ч: А как вы относитесь к тому, что сейчас в школах преподают «Основы религиозных культур и светской этики»?
- А.Л: Важно, кто преподает. Если специалисты, которые могут об этом интересно рассказать, раскрыть тему полно, разносторонне и справедливо, я приветствую данное начинание. Потому что религиозная культура – огромный пласт.
- В.Ч: В рамках этого предмета есть шесть модулей: буддизм, православие, ислам, иудаизм, основы религиозных культур и светская этика. Куда бы вы отдали своего ребенка?
- А.Л: Передо мной такой выбор не стоял. Думаю, я бы отдал в светское обучение. А вообще, лучше всего читать книжки, особенно те, которые пытается запретить Ставропольская прокуратура.
- В.Ч: Петербургский депутат Виталий Милонов часто выступает с законодательными инициативами, опираясь на позицию церкви. Как вы думаете, это пиар-ход, или он отражает мнение определенной части своих избирателей?
- А.Л: Во-первых, он отражает мнение части избирателей. И, во-вторых, это гениальный человек, умеющий обернуть любое событие себе на пользу. После недавней истории на Хэллоуине, я бы попросил товарища Милонова присылать график его выступлений. Мне интересно увидеть это в оригинале. А то все пересказывают, пересказывают… Если от товарища Милонова будет приходить рассылка, я не сочту ее за спам.
- В.Ч: Сегодня патриарху Кириллу исполнилось 67 лет. Чего бы вы ему пожелали с экрана телевизора?
- А.Л: Что я, такой грешный и мелкий, могу пожелать патриарху? Наверное, не осмелюсь…
- В.Ч: Даже так?
- А.Л: Мне кажется, у него все настолько хорошо, особенно с духовностью, что чего-то желать...
- В.Ч: А в его публичной деятельности?
- А.Л: По-моему, у него прекрасный голос, он - замечательный оратор и очень красиво говорит. Человек неглупый, большой умница, правильно выстраивает свою позицию и борется за интересы. Несомненно, яркая личность. И, конечно, тонкий политик. Разве что пожелать ему здоровья...
- В.Ч: Патриарх должен быть политиком?
- А.Л: Мне кажется, патриарх - политик по должности. Согласно действующей иерархии он где-то между президентом и премьер-министром страны. Это хорошо видно по его кортежу, бронированному лимузину и охране в виде сотрудников ФСО.
- В.Ч: Влияние.
- А.Л: Да, влияние, власть. Так было всегда в истории государства Российского и еще Киевской Руси. Это как раз нормально.
- В.Ч: А как вы оцениваете последние инициативы о том, что публичные богослужения должны проводиться по нормам шествий, митингов и т.п.? То есть нужно заявлять о них в администрацию. Это нормальное явление?
- А.Л: Честно говоря, эта информация прошло мимо меня. Но если так, конечно, нормально. Церковные шествия - такие же общественные мероприятия, как и любые другие. Поэтому они должны иметь сопровождение из сотрудников ГУВД или территориальных управлений. Естественно, когда собирается много народу, необходимы, простите, общественные туалеты, горячее питание (в холодное время года), дежурная «Скорая помощь».
- В.Ч: То есть все для людей? Это не с целью...
- А.Л: Я хочу верить, что это делается для людей. У нас огромное количество граждан очень серьезно относятся к таким вещам и действительно верят. Это их право! Мне кажется, здорово, что церковь дает людям надежду, отвлекая их от жизненных трудностей. Так они могут, не нанося вреда ни обществу, ни самим себе, заниматься любимым делом и иметь перспективы на будущее. Пускай не в этой жизни, но все-таки. Хотя есть здесь и минусы. Я бы, например, предложил идти работать, искать, как заработать денег и прочее. То есть занять более активную жизненную позицию. Но если люди на это не способны, лучше пойти в церковь и творить богоугодные дела, а не гадости на улицах.
- В.Ч: Как вы думаете, протестантская модель, где церковь поощряет богатство, годится для России?
- А.Л: Начиная с Петра Алексеевича, многие монархи пытались перевести Россию на протестантскую модель.
- В.Ч: Никак?
- А.Л: Это невозможно.
- В.Ч: Почему?
- А.Л: Наша политическая культура сложилась значительно раньше - много веков назад, со времен Орды. А мы знаем, что тогда происходило. Я думаю, что в рамках этой политической культуры заставить людей жить по-другому нереально. На эту уйдут века, а у нас с вами их нет.
- В.Ч: То есть в этом отношении смотреть на Европу бессмысленно?
- А.Л: Однозначно.
- В.Ч: Не будем зацикливаться на православии и немного поговорим об исламе. Данная религия достаточно активно развивается. Часто это приводит к тому, что ее последовали заполоняют огромные площади во время молитв и праздников. Вас это не раздражает?
- А.Л: Слово «раздражает» не в полной мере описывает мои внутренние ощущения.
- В.Ч: Опишите иначе.
- А.Л: У меня есть определенное разочарование средой и городом, в котором я живу. Временами кажется, что это уже не Петербург.
- В.Ч: В России есть исламские регионы - помимо буддистских, христианских и т.д. В школах запрещают носить хиджабы (религиозную одежду мусульман), зато разрешают короткие юбки. Вас это не удивляет?
- А.Л: Уже ввели школьную форму.
- В.Ч: Школьная форма - вещь достаточно....
- А.Л: Я считаю, что в школе необходима светская одежда, причем одинаковая у всех ребятишек, чтобы не было социального диссонанса: кто из родителей богаче, кто беднее.
- В.Ч: Здесь другой вопрос.
- А.Л: Я понимаю: вы спрашиваете, можно ли носить религиозные атрибуты в школе, хорошо это или плохо. Я считаю, что школа - государственное светское учреждение, в котором не совсем этично демонстрировать степень своей религиозности.
- В.Ч: Но для многих людей религиозная идентичность является основной жизни, она больше, чем учеба и знания. Разве мы не ущемляем их права?
- А.Л: Возможны профильные учебные заведения с особым устройством внутренней жизни.
- В.Ч: То есть в светском образовании мы им отказываем?
- А.Л: Я убежден в том, что сказал.
- В.Ч: Терроризм часто связывают с исламом. По-вашему, что нужно сделать, чтобы развязать этот узел?
- А.Л: Ничего.
- В.Ч: Государство должно принимать в этом какое-то участие? Например, информационно.
- А.Л: Оно должно бороться с терроризмом, как с явлением, и с причинами, которые к нему приводят, будь то идеология, финансирование, изготовление оружия и прочее. Причем делать это превентивно.
- В.Ч: Я говорю про информацию.
- А.Л: А что информация? Конечно, она нужна. Это часть подготовки террористического акта.
- В.Ч: Немножко выйдем за пределы России. Папа римский разослал всем епископам анкету из 39 вопросов, которые касаются однополых браков, абортов, контрацепции и т.п. Говорят, Ватикан готовит реформу. Как вы к этому относитесь?
- А.Л: Да, я слышал об этом. Мне кажется, Католическая церковь все больше напоминает протестантскую. Явно идет к этому, что совершенно правильно. Ведь общество развивается, появляется много нового, в том числе, открытия в науке, медицине, технологиях. Конечно, говорить о том, нужны ли аборты, как должна строиться жизнь... По-моему, сегодня архиепископ Кентерберийский официально разрешил епископское служение женщине в Великобритании.
- В.Ч: Папа Римский – это...
- А.Л: Я понимаю, что это другая ветвь. Тем не менее, здесь не одна история. Думаю, скоро будут легализованы служители церкви - геи, а мы знаем, что их достаточно много. Мне кажется, это нормально, я не вижу особой разницы. И, по всей видимости, будут ответы на вопросы, которые Католической церкви задают не одно столетие.
- В.Ч: А вы не думаете, что это разрушение церкви, ее базы?
- А.Л: Мне кажется, наоборот. Какая, простите, у церкви база?
- В.Ч: Отношение к греху.
- А.Л: Дело в том, что отношение к греху есть определенная транскрипция первоисточников, на которые ссылаются представители церкви. Когда нам говорят, что, допустим, в Библии не нашли ничего про геев...
- В.Ч: Почему? Содом и Гоморра, собственно, об этом.
- А.Л: Мне кажется, стоит вспомнить, что и Содом, и Гоморра являлись нормой жизни общества своего времени. Проблемы, которые мы сегодня решаем по части гомосексуализма, возникли много веков назад, ответ на них давно известен. Но из-за культурного слоя они приобрели немножко другие формы.
- В.Ч: Здесь все-таки важен не сам факт, а отношение к нему.
- А.Л: Естественно! Поэтому я и говорю, что это вопрос идеологии, как вы развернете тот или иной документ, как его прочтете и в каком контексте. Тем более, такой документ, как Библия. Мне кажется, Католическая церковь пытается стать современной, и это прекрасно. Во всяком случае, они извинились за сожжение ученых…
- В.Ч: «Извините, сожгли».
- А.Л: С кем не бывает.
- В.Ч: То есть церковь должна опускаться до уровня народа, а не поднимать народ до своего уровня?
- А.Л: Народ здесь вообще не при чем. Есть определенные открытия в науке. А еще вчера церковь запрещала науку и любые, связанные с ней действия. Цивилизация стала развиваться последние лет триста с небольшим, именно благодаря расцвету науки. Прежде всего, в протестантских европейских странах. И сегодня мы видим, что сдержать научное развитие теократическими элементами невозможно. Появятся новые открытия и, в том числе, подтверждения событий, описанных в Библии. Но, мне кажется, церковь не готова их воспринять, потому что не современна и говорит на другом языке. В итоге она теряет своих адептов. Поэтому, на мой взгляд, нормально, что церковь, как институт, стремится к обновлению.
- В.Ч: На этой оптимистичной ноте наша программа завершается. Напомню, что это были «Полчаса с главредом» с Алексеем Лушниковым в качестве гостя и ведущим Валерием Чебековым. До новых встреч!
- А.Л: Всего доброго! Спасибо, уважаемые телезрители!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
20 ноября 2013, 21.30
Ведущий – Валерий Чебеков, программа «Фактор веры».
polit.pro