Игорь Абрамович Шадхан - режиссер документального кино, лауреат международных кинофестивалей и премии Союза журналистов СССР, заслуженный деятель искусств РФ. Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- И.Ш: Добрый вечер! Меня зову Игорь Шадхан, и это моя небольшая передача «Впечатления». Сегодня впечатления совсем удивительные. Знаете, почему? Потому что я был в Санкт-Петербургском университете. Это такое место, в котором, наверное, сразу улучшается настроение, и чувствуешь себя моложе. Университет обладает особой аурой, с которой не хочется расставаться, несмотря на годы. Тем более что 10 лет назад вместе с Натальей Кугашевой я снимал фильм в СПбГУ, посвященный его 280-летию.
О съемках мы договорились с тогдашним ректором университета, Людмилой Алексеевной Вербицкой. Сейчас я покажу вам фрагменты из этого фильма. Прежде всего, потому, что я очень его люблю. Наверное, вы заметили, что я люблю свои фильмы и самые любимые показываю. Что вполне естественно. А в этом фильме, мне кажется, нам удалось что-то открыть - такое «вдохновение от образования». Вообще, люди, которые получают образование, да еще такого уровня, как в Санкт-Петербургском университете - счастливые люди. Об этом я, в том числе, говорю в нашем фильме.
Давайте посмотрим!
(Показывают фрагмент из фильма.)
- И.Ш: Скажите, почему не всем так везет в жизни? Не каждому в юности достается билет на корабль, имя которому «Санкт-Петербургский государственный университет». Здесь в голосах тех, кто учит, слышны голоса тех, у кого учились они и далее. За именами следуют имена, и ты – один из них. Нет никакой мистики в том, что ты каждое утро здороваешься с Николаем Васильевичем Гоголем и Дмитрием Ивановичем Менделеевым, останавливаешься удивленный перед Владимиром Ивановичем Вернадским. А Рерих, Блок, Стравинский, Набоков, Бенуа? Курс первого университета России, флагмана высшего образования – это, без преувеличения, «через тернии к звездам». И капитаном навсегда останется Петр Великий. Хочется сказать проще - Петр Алексеевич Романов.
- Мужчина: Любовь – одна из форм коллективного существования. Филологи, между прочим, уже по своему названию - специалисты в любви: корень слова «филология» - это корень греческого слова «любить». Поэтому я всегда говорю студентам первого курса, бывшим абитуриентам: «Ребята, наша задача - сделать из вас специалистов любви - к вечным ценностям, нашему городу и учителям».
- И.Ш: Может, именно поэтому среди первых четырех факультетов, учрежденных Петром I, был и филологический?
- Мужчина: Безусловно!
- И.Ш: Ведь его тоже тянуло к любви.
- Мужчина: Безусловно!
- И.Ш: Университету исполняется 280 лет. Из них 10 лет, вы, Людмила Алексеевна, являетесь ректором.
- Л.В: Страшно подумать! (Смеется.)
- И.Ш: Да, 10 лет! И это не простые годы. Ведь я знаю, что профессора (!) ходили от метро на работу пешком, потому что у них не было денег на транспорт.
- Л.В: Знаете, как доцент рассуждал в черномырдинское время? Я рассказывала об этом Виктору Степановичу. Доцент считал, что выгоднее - идти пешком и скорее покупать новую пару обуви, либо купить проездной билет и ездить на транспорте. Вообще, в университете работают удивительные люди! А научные сотрудники, которые буквально копейки получают? Для них университет – родной дом, близкое существо, ради которого они готовы на все.
- И.Ш: В чем заключается дух Санкт-Петербургского университета?
- Мужчина: В интеллигентности и высоком уровне научных изысканий.
- Мужчина: В интеллигентности и интеллектуальности.
- И.Ш: Все говорят, что у Санкт-Петербургского университета есть особый дух. Как он проявляется?
- Мужчина: Это фундаментальность. И, как уже очень хорошо сказали - интеллигентность. Я думаю, что на этих двух «китах» университет держится и будет держаться.
- И.Ш: Если бы вы были очень богаты, вы бы учились?
- Женщина: Конечно! Это очень интересный процесс сам по себе.
- Мужчина: Конечно. Учиться надо всю жизнь.
- И.Ш: Студент XVIII, XIX, XX, XXI века - один и тот же человек?
- Мужчина: Я думаю, что по духу тот же.
- И.Ш: А как вы определяете этот дух?
- Мужчина: Это дух свободолюбия, а еще стремления к наукам и знаниям. Наверное, отчасти жизнерадостности. Все-таки молодость!
(Играет музыка.)
- И.Ш: Михаил Сергеевич?
- Мужчина: Да.
- И.Ш: Иван Михайлович учился у вас.
- Мужчина: Так.
- И.Ш: А у кого учились вы?
- Мужчина: Я учился у профессора Александра Арнольдовича Фреймана - члена-корреспондента Академии наук СССР. Прекрасный был учитель.
- Мужчина: На восточном факультете преподают более 90 восточных и африканских языков. Конечно, не каждый год, а в течение семи-десяти лет. На филологическом факультете преподают чуть больше 50 языков. Поэтому можно сказать, что под крышей этого дворца преподают 150 языков. Очень важно подчеркнуть, что именно преподают, потому что изучают гораздо больше.
(Играет музыка.)
- И.Ш: 1724 год. Царь Петр одновременно учреждает Академию наук, Университет и Академическую гимназию. Отныне курс России лежит к цивилизации и прогрессу, вслед за Европой. С тех пор университетское образование – разностороннее и всеобъемлющее - к специальному прибавляет знания о том, что есть добро и зло, чего стоит шаг к истине. Наступило время, когда образованный человек стал необходим России.
- И.Ш: Смотрите: юридический, философский, филологический и медицинский факультеты. Казалось бы, какая между ними связь?
- Мужчина: Связь прямая. Если бы тогда идея Петра I осуществилась, вероятно, сейчас мы имели бы в России лучшую медицину. Потому как врач не может быть не образован в плане филологии - он должен грамотно излагать свои мысли, знать законы и общаться со сверстниками, изучающими другие наука. Мы видим по своим студентам, что они намного раскрепощеннее, лучше впитывают информацию любого направления и анализируют, потому что живут в университете.
- Лектор: Почему нас (медиков) не любил Лев Толстой? Вспомните, что он писал о Болконском после того, как тот побывал на поле Аустерлиц: «Несмотря на то что его лечили врачи, он выздоровел». (Смех в аудитории.) Он говорил, что врачи способны напустить тумана. И это действительно так. Так вот, не придерживайтесь данной точки зрения! Одно из величайших обобщений биологии минувшего века заключается в том - а вы биологию уже изучили, - что любая реакция, происходящая в человеческом организме, может быть объяснена известными нам законами физики и химии.
- И.Ш: В чем дух Санкт-Петербургского университета?
- Мужчина: В единстве образования и науки. Это очень важно.
- И.Ш: Здорово.
- Мужчина: Дух необходим. Алексей Борисович, как химики считают?
- И.Ш: Дух Менделеева?
- А.Б: Наверное, не только Менделеева, а всех. Хотя, честно говоря, Менделеева я бы поставил на первое место и по части духа. При том что он духов изгонял (может, вы об этом знаете). Правда, не настоящих. А настоящие духи бродят по этому зданию Двенадцати коллегий.
- Женщина: В последнее время мне снится титрование - лабораторные работы. (Смеется.)
- Мужчина: Прежде всего, надо вспомнить патриарха отечественной химии, профессора Сергея Александровича Щукарева, со дня рождения которого в этом году исполняется 110 лет. На днях мы будем торжественно их отмечать. Настоящий патриарх советской, российской, отечественной химии. Его лекции все студенты и я, в том числе, слушали с наибольшим вниманием.
- Т.А: Меня зовут Татьяна Александровна. Ассоциация выпускников находится в ректорском флигеле.
Например, мне позвонила Гуарек Аванесовна, которая в 1949 году закончила геологический факультет. Она и ее муж имеют ученые степени и звания за открытие месторождений. У нее беда - утрачен, или, скорее всего, потерян знак, который в советское время вручали выпускниками университета. Такой знак есть и у меня.
- И.Ш: Вы тоже учитесь на геологическом?
- Студентка: Да.
- И.Ш: И вы представляете себя с рюкзаком...
- Студентка: У нас уже была практика.
- Студентка: Геолог - это рюкзак, мотыга...
- И.Ш: А были или есть знаменитые женщины-геологи? Что-то я не припомню.
- Студентка: Будут! (Смеется.) Они перед вами! Потом будете вспоминать, как вам это говорили.
- Т.А: Я должна позвонить Гуарек Аванесовне и сообщить, что на сегодняшний день знаков нет.
- Интервьюер: А зачем ей нужен знак, как вы думаете, Татьяна Александровна?
- Т.А: Вы знаете, я несколько раз встречалась с людьми, они раскрывали свои архивы и с гордостью показывали прадеда в мундире студента университета или служителя какого-то ведомства. На мундире обязательно присутствовал знак выпускника университета – его носили все государевы чиновники Российской империи. Это подчеркивало их ранг.
- И.Ш: Вы можете меня спросить: а чего это вы, Игорь Абрамович, вдруг вспомнили университет? Я объясню! Дело в том, что фильм про университет, который называется «За именами имена», мы снимали в 2003 году, то есть 10 лет назад. Тогда СПбГУ исполнилось 280 лет и приближается его 290-летие. Поэтому надо снова всмотреться, попытаться понять, что и насколько изменилось, какая молодежь сегодня поступает. И вообще, поступает ли. Мы получили такое задание. Хотя мой личный интерес к университету неизменен.
Знаете, что я хочу снять? В тех фрагментах, которые вы видели, было сказано много слов о духе студенчества и преподавателей. Люди ищут ответ на вопрос, что такое дух университета. Кстати, остается всего 10 лет до его 300-летия. Представляете!
Сегодня мы разговаривали с одной из моих сотрудниц, и она сказала: «Игорь Абрамович, русской науке всего 300 лет. Это так мало!». Мы вспомнили с ней Эйлера - великого немца, преподававшего в университете, Ломоносова и других. Что такое 300 лет? Ведь когда снимаешь фильм, всегда нужно задавать себе вопрос, на который он отвечает. Причем не со знаком «плюс» или «минус», так или не так. Может быть по-разному. Главный вопрос, который я сейчас себе задаю: что будет делать университет в оставшиеся до 300-летия года? Поможет ли он России стать более образованной? Будет ли, так сказать, тянуть в себя и к себе, открывать новые факультеты? Думаю, это нам и предстоит выяснить по ходу съемок.
Скорее всего, фильм не будет игривым, увлекательным и развлекательным. Но заставит задуматься, что делают ребята в университете, чем они занимаются и куда растут. Действительно, повлияет ли Санкт-Петербургский университет на Россию? Неплохой вопросик, правда? Когда я сегодня задал его профессорам, услышал очень разные ответы. «Ну, знаете, так трудно говорить за Россию…». «Да, непременно повлияет!». И так далее.
В этом году СПбГУ набрал более 7000 студентов. Мы снимали волшебный День первокурсника. Я и интервьюеры подходили к каждому студенту и спрашивали: «Зачем вы пришли?». Ведь университет - самая значительная высшая школа в Петербурге. В кадрах, которые вы видели, преподаватель вспоминает, что все государственные деятели Российской империи носили знак университета. А помните, в советское время тоже был значок – по-моему, синий с белым, невероятно красивый? Почему сейчас такого нет? Думаю, было бы неплохо восстановить традицию. Ведь этот знак отмечает жизнь человека.
Еще сегодня я снимал Ученый совет – собрание не меньше 200 преподавателей университета. В основном, это мужчины-профессора. Хотя есть среди них и академики. Они на вопрос о влиянии СПбГУ на Россию тоже отвечали по-разному: и нет, и да, и частично. Кроме того, я спросил у одного профессора: «Скажите, как к вам относятся студенты? С почтением, удивлением, восхищением?». Он посмотрел на меня и сказал: «Вы знаете, они хотят забрать у нас все, что можно!». Честно говоря, я очень этому обрадовался. Правда, не поверил, что такое желание испытывают все, но динамика университета явно сохранилась.
Давайте посмотрим еще один фрагмент из нашего фильма. Поехали!
(Показывают фрагмент из фильма.)
- Интервьюер: Если посмотреть на здание Двенадцати коллегий, наш университет, как на корабль, где находятся ваша кафедра и геологический факультет? Это капитанская рубка?
- Мужчина: Наверное. Все-таки неслучайно геологическая наука возникла примерно в то же время, что и университет. Чуть позже - в начале второй половины XVIII века. То есть это одна из первых учебных дисциплин. Университет имеет большие научные и практические заслуги в геологии...
- И.Ш: Один из создателей факультета, Александр Александрович Иностранцев открыл рудную базу Алтая. Академик Левинсон-Лессинг изучал Карелию и Кавказ. А трудами профессора Кухаренко были открыты месторождения якутских алмазов.
- Мужчина: Когда я поступил на эту кафедру, а затем стал работать, ее возглавлял легендарный Сергей Сергеевич Кузнецов. В свое время он учился в университете под руководством Иностранцева и, я бы сказал, успешно продолжил его дело. А легендарный он, прежде всего, потому, что во время войны был проректором по науке и комендантом эшелона, в котором университет эвакуировался в Саратов.
- Мужчина: 1941 год. Вы видите Михаила Васильевича Лобашова, который был старшим лейтенантом, воевал. А это Александра Николаевна, еще один наш декан. В большинстве своем, они все были в ополчении.
- Мужчина: Игорь Иванович Полянский - легендарная личность на нашем факультете: воевал, дослужился до чина майора. Профессор Грибельский и биохимик Владимиров служили в действующей армии. Алексей Сергеевич Заварзин - будущий заведующий кафедрой обществоведения, профессора Цыпленков и Борменталь были в партизанах в годы блокады.
(Играет музыка.)
- И.Ш: Вы останетесь историком?
- Дима: Я надеюсь и верю, что да. В 2000 году в университете, на базе исторического и химического факультетов создан поисковый отряд «Ингрия». Наша цель - поиск и захоронение останков бойцов и командиров Красной армии, погибших во время Великой Отечественной войны.
- И.Ш: И вы сами этим...
- Дима: Да. Я - активный участник этого отряда. У нас довольно много ребят. В основном, студенты-историки и химики, но есть психологи и журналисты. Мы находим останки, по мере возможности, устанавливаем имена погибших и хороним. Я учусь на 4 курсе и уже работаю учителем, веду с 4 по 11 классы, причем в своей школе, которую сам когда-то закончил. Как ни удивительно, ребята очень внимательно слушают и серьезно относятся к тому, о чем я им рассказываю.
- И.Ш: Дима, вы ужасно правильный. Ужасно! Вашей девушке с вами не скучно?
- Дима (смеется): Нет.
- И.Ш (смеется): Точно?
- Дима: Абсолютно!
- И.Ш: Есть исторический эпизод, который вас поразил?
- Мужчина: Самое яркое впечатление у меня оставил лектор Кротов, который рассказывал о периоде правления Павла I. Он показывал, как душили императора!
- Мужчина: Меня удивил эпизод со спартанцами, которые остались умирать, следуя принципу: «Не отступать!». Они могли бы уйти, но погибли. Героический поступок.
- Женщина: А меня очень интересует эпоха дворцовых переворотов. Я поставила своей целью серьезно ее изучить и найти главные проблемы того периода. Еще меня интересуют отношения России и Франции. Чтобы погрузиться в тему, начала изучать французский язык. Мне очень нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Я действительно счастлива, что смогла поступить в университет.
(Конец показа фрагмента фильма.)
- И.Ш: Итак, еще один фрагмент. И я возвращаюсь к Ученому совету. Я наблюдал за профессорами и академиками, задавал им самые разные вопросы. Например, изменились ли современные студенты. Большинство ответили, что студенты меняются - они больше знают, прекрасно оснащены техникой и т.д. Кстати, у профессоров тоже много компьютеров. Представляете, в основном, пожилые люди владеют планшетами и достают любую информацию!
Еще они говорят о том, что наконец-то появилось много конкурсантов на математику и физику. Один профессор-физик сказал: «Раньше таких было мало, потому что все поступали на юридический, экономический, еще куда-то. На математику и физику не шли, так как математикам и физикам платили меньше всех. Но потихонечку ситуация меняется. Более того, возвращаются те, кто в свое время уехал - чтобы преподавать и нести дух науки, который сегодня во всем мире, как паутина». И это действительно так.
Огромное вам спасибо за внимание к университету!
Телеканал «ВОТ!»,
«Впечатления»,
18 ноября 2013, 21.00
polit.pro