Летом все мысли многих молодых людей посвящены науке – ведь июнь и июль традиционно остаются месяцами поступления в вузы. Между тем, ЕГЭ всё чаще вызывает нарекания со стороны экспертов. Своеобразную апологию процедуры с точки зрения понятия справедливости даёт в новом выпуске программы «Анатомия справедливости» экономист Андрей Липатов.
Тема ЕГЭ непосредственно связана с темой коррупции, напоминает Андрей Липатов. Ведь одной из причин его введения остаётся деперсонификация выпускника/абитуриента, сдающего экзамен. «Конечно, оценка на экзамене всегда остаётся субъективной, - говорит экономист. – Более того, зачастую абитуриент может и не знать полный список требований. Я, например, не знал его, когда поступал в университет и впоследствии – в аспирантуру».
Также эксперт отмечает, что ЕГЭ является «универсальным» экзаменом, то есть даже если набранный балл не будет подходить к бюджетному месту одного избранного вуза, вполне может статься, что результата хватит для того, чтобы стать «бюджетников» в другом вузе. Раньше подобное было осуществить куда сложнее (а то и вовсе невозможно – например, если экзамены в разные вузы проходили в один день).
При этом господин Липатов признаёт, что далеко не все профессии можно оценить по тем или иным конкретным критериям. В частности, ЕГЭ очевидно не подходит для творческих профессий – актёров, художников, скульпторов, писателей… Увы, в случае попыток внедрить ЕГЭ и тут страна попросту рискует обрести массу администраторов с актёрским образованием и прочих «непрофильных» специалистов, работающих не по профессии.
«Выходом может стать усложнение поступления в вузы наподобие метода Гарварда, - считает Андрей Липатов. – Ведь помимо традиционных экзаменов, туда требуется также мотивационное письмо (оно же – письмо о намерениях), а если речь о поствысшем образовании (аспирантура) или втором высшем – ещё и письмо от вашего работодателя. Где ещё и он объясняет, зачем отправляет вас на курсы повышения квалификации».
Наконец, едва ли востребованность той или иной профессии будет зависеть от конкретной формы экзамена в вузы. Поэтому, скажем, эмиграция специалистов (пресловутая «утечка мозгов») или наоборот – миграция низкоквалифицированной рабочей силы в Россию – с тем же ЕГЭ вообще не коррелирует. «А вот отношение к университету во многом зависит как раз от критериев поступления в него, - говорит гость «ВОТа». – И естественно, что желая поступить в конкретный вуз, человек должен знать, каким будет вступительный экзамен. От этого ведь зависит бренд университета».