Владимир Михайлович Татосов – актер театра и кино, народный артист РСФСР.
Алексей Лушников - телеведущий, создатель и владелец телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- А.Л: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире - «Синие Страницы». И сегодня мы поем дифирамбы – вы не поверите! - народному артисту Владимиру Михайловичу Татосову. Здравствуйте еще раз, Владимир Михайлович!
- В.Т: Добрый вечер.
- А.Л: Предлагаю начать с главного. Хоть и немножко запоздало, но от имени всех сотрудников телеканала я поздравляю Владимира Михайловича с 85-летием. Неужели такие цифры бывают в жизни?
- В.Т: Бывают и побольше. Недавно я поздравлял своего друга, которому исполнилось 90 лет.
- А.Л: Да вы что?
- В.Т: Это Герман Орлов, известный ленинградский эстрадный актер. Я был у него на юбилее и даже вышел на сцену. 90 лет - серьезная дата, хотя и 85 - тоже не шутка.
- А.Л: Интуитивно я вас понимаю… Давайте начнем с событий дня сегодняшнего – на 71-м году жизни ушел Ким Чен Ир, северокорейский лидер. По сравнению с вами, просто мальчик. И ведь у вас нет бронированных поездов?
- В.Т: Нет.
- А.Л: А у него были, и все равно... Я хочу вас немножко попытать вопросами о разных временах – прошлом и настоящем. Вы газеты читаете, телевизор смотрите?
- В.Т: Конечно.
- А.Л: Только телевизор, или за кино тоже следите?
- В.Т: Да.
- А.Л: Вы ходите в кинотеатры?
- В.Т: Редко.
- А.Л: Как и я.
- В.Т: В основном смотрю дома на DVD.
- А.Л: То есть с современной техникой вы дружите?
- В.Т: Скажу честно, я смотрю фильмы не для того, чтобы быть потрясенным возможностями современной техники. Я не инженер и вообще не технарь по природе. Мне нравится смотреть живое и настоящее кино. Хотя слышу, как некоторые восхищаются: «Ты это видел? Посмотри, что творится. Как снято!». Игра актеров и режиссерская работа интересуют меня гораздо больше, чем компьютерная графика и спецэффекты.
В последнее время я играю редко, много свободных вечеров, и я часто посвящаю их кино и телевизору. Иногда смотрю и удивляюсь, как доверили постановку многосерийного фильма бездарному человеку? Не знает элементарных правил монтажа, четкую задачу перед актерами не поставил – такое ощущение, что едешь в трамвае и слышишь болтовню вокруг. И мало того, что никто не играет, еще и все время что-то едят и курят. Вообще непонятно, о чем речь. Ну что это такое?
- А.Л: Нет старой школы.
- В.Т: Я не ретроград, и вижу много замечательных современных актеров. Например, Владимир Машков для меня - особое явление. Интересный артист кино, мастер. Но такое мастерство есть далеко не у всех. Может, это потому, что он часто бывает в Голливуде? Не знаю. Есть совершенно неожиданные открытия. Недавно я пересматривал фильм «Ликвидация».
- А.Л: Да-да.
- В.Т: Там, кстати, тоже Машков играет - заместителя начальника уголовного розыска. Высочайший класс!
- А.Л: Слушайте, но ведь многое зависит от режиссера?
- В.Т: Конечно! Допустим, еще я смотрел фильм - опять же про бандитов и уголовный розыск, - который называется «Черные волки».
- А.Л: Да
- В.Т: С еще одним известным актером, прославившимся в фильме «Бригада».
- А.Л: Верно.
- В.Т: Вы понимаете, о ком я говорю. И сразу после него смотрю «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Невероятная разница! Первого фильма на фоне этого просто нет.
- А.Л: Ну да.
- В.Т: Здесь и блистательный монтаж, и прекрасная работа актеров, причем в основном неизвестных. А какая одесская музыка 1920-х годов? Откуда режиссер все это знает? Где взял? Просто человек готовился и действительно работал. Это сразу видно.
- А.Л: Еще сценарий хороший.
- В.Т: Да, и сценарий. Хотя, знаете, в последнее время меня сильно разочаровывает прежде любимый Виктор Мережко. Он замечательный сценарист, зачем начал ставить кино? Та же «Сонька Золотая ручка» просто наивна.
- А.Л: Заметьте, сплошь криминальные и бандитские картины.
- В.Т: Что показывают, то я и смотрю. А если хочу посмотреть настоящее, ставлю что-нибудь...
- А.Л: Западное.
- В.Т: Да, конечно. Помните, был такой фильм «Однажды в Америке».
- А.Л: Разумеется.
- В.Т: Там все мои любимые актеры совсем молодые, а сейчас они - ветераны американского кино. И какие артисты!
- А.Л: Скажите, за последнее время люди сильно изменились? Эти изменения естественные, или в нашей жизни есть что-то ненормальное?
- В.Т: Вы знаете, я каждый месяц играю несколько спектаклей в театре «Приют комедианта». Занят в пьесе под названием «Сбитый дождем». Это очень добрая история, написанная по мотивам рассказа одного из величайших прозаиков – Маркеса. Она о том, как в грозу на плот одного рыбака упал ангел. Главную женскую роль чудесно исполняет Инга Оболдина, которая ради спектакля прилетает из Москвы. Когда мы выходим вечером, билетерши и контролерши подходят ко мне и говорят: «Владимир Михайлович, мы работаем на всех спектаклях, но только после этого зрители уходят такими счастливыми и довольными, обнимаются, общаются». Я спрашиваю: «И чем вы это объясняете?». А мне говорят: «Просто всем становится хорошо!».
Конечно, мы видим реакцию зала. И зритель каждый вечер разный. Например, в последний раз мы просто не могли разойтись, потому что сами были потрясены зрителем и глубиной его реакции. Спектакль прошел лучше премьеры. Такое иногда бывает. Хотя говорят, что зритель стал не тот. Не знаю… Настоящий зритель есть! Если бы ему чаще показывали хорошие спектакли, он стал бы еще лучше. А вот хороших спектаклей действительно немного.
- А.Л: Какая у вас активная театральная жизнь! А в кино приглашают?
- В.Т: Приглашали, но я прочитал сценарий и ничего не понял. Спрашиваю: «Кто режиссер?», а мне отвечают: «Точно не знаю. Узнаю фамилию, перезвоню». Это просто несерьезно. Почему-то все стало очень несерьезно. Чтобы раньше кто-нибудь позвонил актеру домой! Однажды у меня состоялся такой диалог по телефону:
- Здравствуйте! Мне нужен товарищ Татосов.
- Я у телефона.
- С вами говорит журналистка, меня зовут Алла (фамилию я уже не помню). Я бы хотела взять у вас интервью, но не знаю вашего отчества.
- Даже не знаете, как меня зовут?
- Понимаете, у меня написано «В.М. Татосов». Как вас звать-величать?.
- Владимир Михайлович. А что вы хотите?
- Я хочу поговорить с вами о работе в кино. И еще вы в каком-то театре работали?
- Миленькая, вас Алла зовут?.
- Да.
- А рядом с вами никого из взрослых нет?
- Что? Я вас не поняла.
- Из старших никого рядом нет? Дайте им трубку.
Девушка передает трубку, и я слышу мужской голос:
- Да-да.
Я пересказываю ему наш разговор с девушкой и слышу в ответ:
- Владимир Михайлович, это ошибка. Она не будет готовить с вами никакого интервью.
Я аж выдохнул:
- Слава богу!
- В.Т: Скажите, что это было? Купленный диплом журналистки или плохое обучение?
- А.Л: Да, всякое бывает… Владимир Михайлович, а жить сейчас интереснее, чем 30 лет назад?
- В.Т: Да.
- А.Л: А чем именно?
- В.Т: Вы знаете, тем, что многое можно. Я ведь всю жизнь прожил в Ленинграде – Петербурге и хорошо помню, как мы все жили раньше, в какие магазины ходили и что могли купить. Ведь даже если были деньги, купить было нечего. Кошмар! Когда мы ездили на гастроли в ГДР, берегли суточные, чтобы прикупить там что-нибудь красивое из одежды.
Всякое помню. В том числе, как в 1941 году гасил «зажигалки» и сбрасывал их с крыш. Понимаете? Ну что об этом говорить? Помню, как еще до войны нас учили русской классике на сцене бывшего Императорского театра, - я имею в виду Александринку. Я видел и знал наизусть весь репертуар! А сейчас туда – ни ногой, был и сбежал. Может, я, конечно, ретроград, ужасный тип и старый ворчун, но какое право имеет режиссер, - причем хороший режиссер! - Валерий Фокин так обращаться с классикой. Раньше я мечтал к нему попасть, а теперь… Если бы кто-нибудь из наших классиков был жив, он бы подал на него суд. Зачем исправлять Чехова, Толстого, Гоголя? Не надо их трогать! На мой взгляд, это кощунство.
Ведь на этой сцене играли Николай Константинович Черкасов, Николай Константинович Симонов, Владимир Иванович Чесноков, Скоробогатов, Корчагина-Александровская, Адашевский. Хорошо, что они, ничего этого не видели. А если бы увидели, наверное, перевернулись бы в гробу. И мне жаль, что современный зритель не знает старый оригинальный вариант «Гамлета». Не может быть Гамлет в джинсах и пьяный! Как и бритый наголо Хлестаков одновременно ухаживать за мамой и дочкой! Думаю, ленинградцы вынесли все тяготы военный поры именно потому, что ходили в классический театр.
- А.Л: Да, сейчас многие режиссеры находятся в состоянии хаотичного поиска. Но с другой стороны, мне кажется, режиссер имеет право на эксперимент. Согласитесь, Владимир Михайлович.
- В.Т: Безусловно. И зритель хочет чего-то нового. Ведь массовая культура меняется.
- А.Л: Владимир Михайлович, в заключение хочу спросить, какие у вас творческие планы? Где вас можно будет увидеть? Может, будут какие-то творческие вечера?
- В.Т: В январе спокойно пройдет пара спектаклей в «Приюте комедианта», и никаких творческих встреч пока не запланировано. Хотя я принимаю участие в некоторых мероприятиях. Например, был на юбилее Германа Тимофеевича Орлова, на вечере памяти Петра Вельяминова. Если друзья меня приглашают, я с радостью соглашаюсь. Скажем, завтра я буду на вечере Валентина Гафта, потому что очень люблю этого актера. Часто бываю в Доме актера, реже - в Доме кино. Кстати, в Доме актера по традиции буду встречать старый Новый год.
- А.Л: Спасибо, Владимир Михайлович! Уважаемые телезрители, 85 лет Владимиру Татосову. Еще раз поаплодируем великому русскому актеру и нашему питерскому долгожителю, которого все любим! Всех благ, здоровья и до новых встреч.
- В.Т: Спасибо большое, всего доброго.
Телеканал «ВОТ!»,
«Синие Страницы»,
19 декабря 2011, 17.30