Саудовская Аравия готовится к историческим выборам – первым в 80-летней истории страны выборам муниципалитетов, в которых разрешено принимать участие женщинам. Свои кандидатуры выдвинули более 900 женщин при том, что в общей сложности на 3,1 тысячи мест претендуют более 7 тысяч кандидатов. Для участия в выборах уже зарегистрировались почти 1,5 миллиона человек, из которых доля женщин также не превышает 10%.
Хотя перекос в пользу мужчин очевиден, для Саудовской Аравии это очевидный прорыв – и это при том, что женщинам по-прежнему запрещено управлять автомобилем и путешествовать в одиночку, а муниципалитеты преимущественно заняты организацией дорожного движения и открытия новых школ и больниц, а не политическими вопросами.
Тем не менее, сами кандидатки рассматривают поправки в избирательное законодательство, внесенные молодым принцем Мухаммедом, сыном короля Салмана, чуть ли не как революцию.
"Кто-то должен проложить дорогу, — отвечает 50-летняя преподавательница естественных наук по имени Карема Бохари на вопрос о своем решении выдвигаться. – Я делаю это для своих дочерей [18 и 20 лет]. Они наблюдают новый путь, который открывается для саудовских женщин. Путь, который говорит: вставай, сделай свой выбор, заставь других услышать твой голос".
Впрочем, до выборов допустили не всех – как минимум двум активисткам власти запретили в них участвовать. Кроме того, решение предоставить женщинам право голоса было жестко раскритиковано консервативной частью суннитского духовенство, которое является главной опорой правящего дома Саудов, которые называют себя "хранителями двух святынь" – Мекки и Медины. "Только мужчины!" – кричит имам Абдулхазиз Алфавзан в опубликованном на Youtube ролике, в котором называет сами выборы и участие женщин в них "насаждением чуждых западных ценностей". При этом нынешний шаг к эмансипации – не первый, отмечают наблюдатели. Так, в 150-местном консультативном Совете Шуры пятую часть мест занимают женщины.
"Саудовская Аравия проделала огромную пиар-работу, чтобы продать эти выборы как часть широко разрекламированных реформ, — уверяет Али аль-Ахмед, директор вашингтонского Института стран Залива. – В реальности изменений не так уж много".
Впрочем, сами женщины так не считают – для них эти выборы являются первым шансом заявить о своих политических амбициях. Об этом открыто говорит 38-летняя Шайха аль-Хелаиви, которая вернулась в Эр-Рияд в прошлом году, более десяти лет проработав в саудовском посольстве в Лондоне. Она сделала ставку на социальные сети и тут же столкнулась с проблемой – всему виной юзерпик, который она поставила на свой аккаунт в "Твиттере".
Сама аль-Хелаиви одета в никаб – традиционную исламскую одежду, полностью закрывающую лицо и фигуру. Однако в качестве картинки она выбрала фотографию египетской актрисы с томным взглядом. Буквально не следующий день ей позвонили из избирательный комиссии и потребовали поменять юзерпик. Не желая сходить с дистанции, женщина подчинилась.
"Да, я пересекла черту, — говорит она. – Но это неважно. Меня уже знают в социальных сетях".
У бывшей дипломатической сотрудницы несколько аккаунтов в "Твиттере" – на один подписаны 700 человек, на другой – уже тысяча, и количество фолловеров постоянно растет. Для страны, где интернет стал для женщин главным способом коммуникации и борьбы за свои права это довольно впечатляющий результат.
Источник: vesti.ru