Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Владислава Малаховская - телеведущая телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- В.М: Здравствуйте, дорогие телезрители! На канале «Ваше общественное телевидение» - программа «Полчаса с главредом» и я, Владислава Малаховская. У меня в гостях сегодня - главный редактор телеканала «ВОТ!» Алексей Лушников. Здравствуйте, Алексей!
- А.Л: Владислава, здравствуйте! Здравствуйте, уважаемые зрители!
- В.М: Я хочу поговорить с вами о музыке, причем о современной, той, которая не является коммерческой и нуждается в поддержке спонсоров, рекламе и т.п. Как ни странно, ею занимается довольно много энтузиастов. Несмотря на слабые преференции государства, они проводят фестивали, открывают новые площадки. Это не общеизвестные Малый и Большой залы Филармонии, Капелла и т.д., а Союзы художников и архитекторов, Музей современного искусства ЭРАРТА, Атриум Главного штаба. Они возникли совершенно неожиданно. И главное - люди ходят туда на концерты! Как вы к этому относитесь? Я знаю, что есть одно местечко, которое ассоциируется с нашим телеканалом, где снимают концерты. Расскажите о нем.
- А.Л: Наверное, вы имеете в виду театр «Март»?
- В.М: Да.
- А.Л: Это замечательный театр, который создали увлеченные люди. Очень «домашняя» площадка. Надеюсь, нас туда пустят для регулярного общения.
- В.М: Пока все на уровне переговоров?
- А.Л: Да. Мы записали там пробный концерт Антона Духовского и показали его телезрителям. Что касается появления в Петербурге новых арт-площадок, это очень европейская тенденция.
- В.М: Конечно.
- А.Л: Данное явление подтверждает нашу «европейскость» и близость культур. Мне кажется, это здорово. Чем неформальнее, искреннее и индивидуальнее такие площадки, тем лучше. Еще в Питере появились «квартирники».
- В.М: Да-да.
- А.Л: Тоже ни с того, ни с сего 10-20-30 человек собираются у кого-то дома и слушают выступления, кстати, иногда достаточно известных авторов и исполнителей. Любопытная форма взаимоотношений.
- В.М: А если что-то действительно серьезное, как у Бетховена? Оратории для хора с оркестром и т.п.? Или крупные проекты, скажем, современные оперы?
- А.Л: Вы знаете, я - не большой специалист по части современных опер. А балет просто ножом прошел по моей жизни.
- В.М: Вот как?
- А.Л: Это была не очень удачная шутка… Просто я хорошо знаком с балетом, а еще лучше - с представителями этого бессмертного вида искусства.
- В.М: Сейчас столько скандалов вокруг Большого театра!
- А.Л: Они существовали всегда. Я хочу сказать о другом. Мне кажется, сейчас в Питере много неожиданных и очень интересных трендов, новых лиц в руководстве. Например, цирк – это Вячеслав Полунин, БДТ - Андрей Могучий. Здорово! Происходит смена поколений, жанров и направлений развития. Меняется само культурное пространство и личности, которые его образуют.
- В.М: Стало больше камерности. Раньше опера - это обязательно симфонический оркестр, хор и балет, плюс несколько действий. А сейчас вполне может быть и небольшой ансамбль, всего несколько солистов, без хора и особой хореографии. При этом выше вовлеченность зрителей. Не говоря о том, что раньше главным был композитор, а теперь очень важна сценография, декорации, задумки режиссера. Безусловно, многое меняется.
- А.Л: Обратите внимание - все связано с экономикой.
- В.М: Конечно!
- А.Л: Раньше государство все оплачивало, а теперь искусство – в большей степени дело частное. Госбюджет касается только крупных и известных театров, площадок. А частная инициатива подстраивается под экономику.
- В.М: Нужно сделать так, чтобы купили билеты: реклама, грамотный менеджмент и т.п.
- А.Л: Более того, есть серьезная конкуренция, потому что на гастроли в Петербург приезжает огромное количество людей и коллективов с разных концов света.
- В.М: Да, это так. Хотя не все любят платить за концерты. Многие мои знакомые - музыканты принципиально не станут это делать и постараются «пройти». Кого-то это обижает – ведь нужно платить и за аренду зала, и зарплату музыкантам, и т.д. А если бесплатно придут одни друзья-товарищи, денег не будет.
- А.Л: Это форма новых взаимоотношений экономики и дружбы.
- В.М: Да-да. Как говорил Сергей Михайлович Слонимский, люди не обижаются, когда покупают колбасу в магазине или платят за проезд в метро. Почему не отдать 100 рублей за билет? Хотя, с другой стороны, билеты часто стоят не 100 рублей, а 1000, 5000 или 10 000.
- А.Л: Это оценка, все нормально. Я не вижу здесь противоречий. Как говорил герой одного фильма: дружба - понятие круглосуточное. Кстати, любовь тоже.
- В.М: Поскольку мы беседуем о театре, мне интересно узнать ваше мнение о второй сцене Мариинского театра. Многие говорят, что новое здание не вписывается в архитектурный ансамбль Театральной площади. Хотя внутри красиво.
- А.Л: Я уже высказывался по этому поводу и могу повторить: Мариинка-2 не соответствует моим представлениям о петербургской и вообще европейской архитектуре. То, что построили, где-то между Нарьян-Маром и Мурманском. Конечно, придется с этим жить, смотреть и думать. Если маэстро Гергиев сможет сделать внутреннее содержание этой площадки великим, стены, наверное, порозовеют.
- В.М: Я тоже так думаю. У нас есть звонок. Говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Борис. Я заметил такую традицию в последнее время: передовой режиссер ставит классику - особенно это касается русских произведений – и переносит действие из прошлого времени в настоящее. Это часто вызывает гнев политических консерваторов. У нас что, складываются условия для гражданской войны?
- А.Л: Борис, давайте размышлять здраво. Искусство - это эксперимент. Если бы это было не так, не появился бы ни Микеланджело, ни Леонардо да Винчи, никто и ничто. Удачный эксперимент в искусстве со временем сам становится его частью. Это принципиально важно! А к проявлениям консерватизма, вероятно, нужно быть более снисходительными.
- В.М: Так все и есть.
- А.Л: Если не будет конфликта старого и нового, новое никогда не станет искусством. Некоторые вещи проходят незамеченными и не вызывают накал страстей. Значит, это не очень современно. Помните, что такое полный успех по Станиславскому? Когда 50% полностью «за», а другие 50% резко «против». К этому нужно стремиться. А бояться надо равнодушия в искусстве. Вообще хочу сказать, что современное искусство с каждым годом все более вызывающее, напрягает и давит. Зачастую новое кажеться пошлым, неприемлемым, циничным, варварским, кощунственным. Но все не так! Это новое искусство, и оно борется за то, чтобы отбросить прилагательное «новое». В конце концов, так и произойдет. Данный сценарий повторяется из века в век. Наше время исключением не является.
- В.М: У нас есть еще один звонок. Говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Вы говорите, что современность меняет взгляды. В этой связи, как расценивать переход звездной пары из Большого театра в Михайловский? И где эта пара сейчас? Что-то я ничего о них не слышу. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
- А.Л: Мы отправим ваш вопрос товарищу Кехману, чтобы он подробно на него ответил. Поймите, когда мы говорим об искусстве, не особенно важно, как поступает тот или иной артист, потому что театр, в котором он выступает, является, скорее, формой передачи искусства, нежели самим искусством. Искусство - это автор, исполнитель, герои, а не площадка. Хотя и она важна, бывает престижной и непрестижной. С другой стороны, большую роль играет талант исполнителей. Даже самая шикарная и раскрученная постановка может оказаться не востребованной, если люди, которые в ней задействованы, пусты.
- В.М: Кстати, Николай Цискаридзе тоже будет выступать в Михайловском театре. Интересно, это временно или он перебрался в Питер? Михайловский театр сейчас на подъеме и активно развивается.
- А.Л: Посмотрим, как влияет судьба героя на судьбу театра. Я говорю про господина Владимира Кехмана, поскольку известно о его проблемах…
- В.М: …с налогами.
- А.Л: Я бы сказал, о Проблемах (именно с большой буквы). Останется ли он в театре, покажет время. Но, конечно, мы желаем ему успеха, чтобы все было замечательно, и он освободился от нагрянувших невзгод. Что касается Цискаридзе, по-моему, у него просто гастроли.
- В.М: Скорее всего, да. Опять звонок. Говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Скажите, мы ничего не путаем, когда говорим, что новое заменяет старое? Ведь это разные вещи. Мы же не переписываем картины Рембрандта, но почему-то запросто переиначиваем шедевры Петипа. А вот создать оригинальную новую постановку... Тем более что ленинградские композиторы написали столько музыки. Море! Но про нее никто не вспоминает. Лежит мертвым грузом. Почему-то интереснее Мусоргского переиначивать и Глинку раскочевряживать. По-моему, это бескультурье.
- А.Л: Я с вами категорически не согласен. Новые режиссеры имеют на это право! Искусство - это эксперимент, не повторение и не копирование. К Глинке, Мусоргскому, Шостаковичу можно и нужно обращаться по-новому. Новое видение необходимо! Давайте вспомним относительно недавнюю историю джаза. А рок? По первости он вообще считался музыкой быдла, а в наше время стал классикой. И все это вместе взятое - искусство.
- В.М: Наша уважаемая телезрительница затронула проблему, которая волнует многих композиторов. В частности, Сергей Слонимский пропагандирует творчество ленинградских композиторов, которые почти не исполняются. Мы знаем классиков - Прокофьева, Шостаковича и т.п. Но многие яркие и интересные авторы забыты, часто незаслуженно. Другой вопрос, стоило ли современным режиссерам экспериментировать именно с произведениями классиков. Это спорно.
- А.Л: Популяризировать музыку необходимо. И сегодня для этого есть масса возможностей. Например, интернет.
- В.М: В Сети выкладывают много записей.
- А.Л: Если серьезно подойти к этому вопросу, музыка современных и, в том числе, петербургских композиторов не будет забыта. Потребитель обязательно выберет то, что ему близко. Лишь бы имелся доступ.
- В.М: Это понятно.
- А.Л: На базе элементарного скачивания той или иной музыки, можно объективно оценивать, что популярно, а что нет, и в какой степени. Это прямо говорит о качестве музыки и ее рыночности.
- В.М: Конечно!
- А.Л: И о вкусах современного общества.
- В.М: А вкусы тоже меняются. Например, я преподаю в вечерней музыкальной школе, и у меня учится много студентов: один слушает исключительно рок, другой – только авторскую песню и т.д. Но когда они начинают серьезно заниматься музыкой, интересуются совершенно разными жанрами и стилями. Просветительский момент должен присутствовать. Хотя известно, что в школах перестали учить детей музыке.
- А.Л: Это плохо. Я вообще, считаю, что образование – ключевая вещь. Более того, есть знания, которые необходимо давать девочкам, и знания, которые нужны мальчикам. Уж простите меня!
- В.М: То есть раздельное обучение?
- А.Л: Мне кажется, да. Послушайте, зачем девочке физика и химия, кроме основ, или глубокое изучение математики, алгебры и геометрии? Я не понимаю! Все, что нужно - научится считать на калькуляторе.
- В.М: А если девочка хочет стать программистом?
- А.Л: Ради Бога! Пусть она сама решает. Однако базовые знания для девочки, на мой взгляд - прежде всего, творческие и развивающие предметы: музыка, изобразительное искусство, хореография, гимнастика, ведение домашнего хозяйства, история, литература. Это образование для девушки.
- В.М: Интересно…
- А.Л: А для мальчика - совершенно другая тема.
- В.М: Разве мужчине не надо заниматься музыкой?
- А.Л: Не всем.
- В.М: Но все великие композиторы - мужчины.
- А.Л: Это аргумент. Но, согласитесь, великими композиторами становятся на определенном этапе.
- В.М: Но занимаются обычно с детства.
- А.Л: Большую роль играет семья, родители. Но мне все-таки кажется, что женское и мужское предназначение отличаются друг от друга, и полная унификация вредна.
- В.М: Простите, но мне кажется, что вы немного ущемляете права женщин.
- А.Л: Наоборот! Предоставляю права, избавляя от ненужной информации. Зачем перегружать человека тем, что ему не пригодится?
- В.М: Сложный вопрос. Думаю, многие с вами не согласятся.
- А.Л: И прекрасно.
- В.М: На Западе и в Европе, в частности, женщина абсолютно…
- А.Л: Мне кажется, тенденция в наличии выбора. Если вы чувствуете склонность к математике, идите к ней. И будете великой!
- В.М: Мне уже поздно.
- А.Л: Я условно говорю. Человек всегда сам определяет, чего хочет. И, конечно, влияет семья. Но все-таки функции мужчины и женщины в жизни разные, они дополняют друг друга.
- В.М: Вы дали большую пищу для размышлений. К сожалению, время вышло. В эфире была программа «Полчаса с главредом», я - Владислава Малаховская и главный редактор «ВОТ!» Алексей Лушников.
- А.Л: Спасибо!
- В.М: Всего доброго!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
28 марта 2013, 21.30
Ведущая – Владислава Малаховская, программа «Беседы о музыке».
polit.pro