Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Юрий Вдовин - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- О.В: Добрый вечер! В эфире - «Полчаса с главредом» - программа о самом насущном и остром. Сегодня у нас в гостях главный редактор телеканала «ВОТ!» Алексей Лушников. Добрый вечер, Алексей!
- А.Л: Здравствуйте!
- О.В: Новость, которая слетает не только у меня с языка - противостояние Павла Гусева и Думы. Как вы оцениваете эту ситуацию? Ведь Гусев тоже главный редактор.
- А.Л: Я отношусь спокойно. Мне кажется, конфликта нет. Как он там выразился, «политические проститутки»?
- О.В: Да-да.
- А.Л: Вообще я знаю Павла Гусева, как очень аккуратного человека.
- О.В: Поэтому я и спросил. Он в свое время пережил и не такие проблемы.
- А.Л: А еще я знаю людей, и вы наверняка тоже, которые становятся слишком восприимчивыми. На ум невольно приходит вопрос: в связи с чем? Скорее всего, они переживают серьезный внутренний кризис.
- О.В: Понимаю, о чем вы говорите.
- А.Л: Вспоминается Познер и другие истории. Дума стала чересчур обидчивой. Это не вопрос российской государственности или национальной безопасности, а именно внутренние проблемы. Их пытаются на кого-то «слить». Вот и все.
- О.В: Ясно.
- А.Л: Павел Гусев - системный человек, как и «МК». Мне кажется, кто-нибудь сейчас извинится, и все будет хорошо.
- О.В: По поводу извинений - буквально за 3 минуты до эфира я посмотрел интернет и нашел первую полосу завтрашнего «МК». Вы видели?
- А.Л: Да.
- О.В: Правая колонка с фразой «извиняться не собираемся». Полагаете, это закончится личными извинениями, или свобода слова все-таки победит?
- А.Л: Вы знаете, к свободе слова я отношусь сдержанно. Потому что когда у слова есть свобода, нужно очень хорошо думать, какие слова использовать. Это особый вид вооружений, способный «положить» массу народа. Понимаете?
- О.В: И вылечить, и ранить.
- А.Л: В какой-нибудь развивающейся стране карикатура или неосторожно сказанное слово могут привести гражданской войне. А уж сколько из-за этой свободы будет положено людей…
- О.В: Нужно ли это?
- А.Л: Свобода слова, безусловно, нужна, но это должно быть именно слово, а не что-то, простите меня, из сленга, запрещенного в СМИ.
- О.В: Я впервые встречаюсь с вами в студии и поэтому задам вопрос, который, наверное, уже звучал. На ваш взгляд, главный редактор - должность, профессия, призвание? Или, может, диагноз?
- А.Л: Однозначно диагноз. Хотя, будучи главным редактором, ты отвечаешь и за некое производство: от бытовых вещей до технологии. Иногда это политические и идеологические вопросы.
- О.В: А скажите, пожалуйста, кто сегодня является зрителем телеканала «ВОТ!»?
- А.Л: Очень разные люди.
- О.В: С социальных позиций.
- А.Л: Это люди, которые хотят услышать разные точки зрения на ту или иную тему. Они занимают достаточно активную позицию и переживают за то, что происходит в обществе. Резонируя с «ВОТ!» и его ведущими, гостями, они свою позицию подтверждают или меняют.
- О.В: Есть ли у вас «черный список» людей, которых вы никогда не пригласите на канал?
- А.Л: Нет. У нас на канале отсутствует стоп-лист. Это принципиальная позиция. Да, есть люди, которые, используют эфир для провокаций, и я их знаю. Изредка, но такое бывает.
- О.В: Вы - профессионал до мозга костей: и журналист от Бога, и телеведущий, и продюсер. У вас много ипостасий. Скажите, что вам сегодня не нравится в речи ведущих, с точки зрения русского языка?
- А.Л: Все очень индивидуально. Вообще я предполагаю, что люди, которые относятся к классикам российской журналистики и телевидения, сегодня были бы профнепригодны.
- О.В: Замечательная мысль.
- А.Л: У того же Владимира Познера с его колоссальной энергетикой, эрудицией, обаянием и т.п. манера говорить абсолютно не российская. А Евгений Киселев со своими «а-а-а-а» - пауза - «м-м-м-м». Хотя в этом есть свое обаяние.
- О.В: Шарм.
- А.Л: Да, шарм. У телеведущих недостатки порой становятся частью имиджа, добавляют узнаваемость.
- О.В: У нас есть звонок. Пожалуйста, говорите! Вы в эфире.
- ЗРИТЕЛЬ: Добрый вечер! Это Владимир, мне 67 лет. Это к вопросу о возрасте зрительской аудитории. И о том, какие должны быть телеведущие. Я вот Гусева не слышал и не понимаю, о чем речь. Объясните, пожалуйста. Спасибо!
- А.Л: К сожалению, это не программа «Особый взгляд», чтобы...
- О.В: И вообще не наш канал должен этим заниматься.
- А.Л: Просто одно дело - широко обсуждаемые события, а другое…
- О.В: Алексей, у вас есть какая-нибудь примета или ритуал, который вы исполняете перед каждым эфиром?
- А.Л: Нет.
- О.В: А вы помните свой первый прямой эфир?
- А.Л: Да (смеется).
- О.В: Можете рассказать? Судя по улыбке, это было нечто.
- А.Л: Первый эфир состоялся в 1994 или 1995 году. Это было ток-шоу «Пионер». Мы снимали его в Ленинградском дворце молодежи (ЛДМ), и гостем тогда был Дима Маликов.
- О.В: Чтобы закончить блок вопросов, связанных с журналистикой и СМИ: на ваш взгляд, печатные СМИ скоро канут в Лету? Интернет все заполонит или кто-то останется на рынке печатной периодики?
- А.Л: Я думаю, останется только глянец и что-то совсем утилитарное. Но даже они превратятся в сувениры.
- О.В: Понятно. Алексей, будем считать, что разминка (как говорят в спорте) закончена, и мы переходим к основным упражнениям. На мой взгляд, канал «ВОТ!» не очень спортивный. Это объясняется вашей личной нелюбовью к спорту?
- А.Л: Абсолютно нет, просто так сложилось. Наверное, спорт нужно больше показывать и чаще о нем говорить.
- О.В: Есть интересные эксперты, которые могли бы порассуждать.
- А.Л: Однозначно. И мы прикладывали много сил, чтобы спортивные передачи появились. Я всегда просил: пусть программы о спорте будут интересны для широкой зрительской аудитории, а не только участникам профсообществ. Покажите, как делается спорт.
- О.В: Да, посмотреть бы на него изнутри.
- А.Л: Но мы столкнулись с тем, что сложно найти хорошего ведущего.
- О.В: Кстати, в нашем городе наблюдается «зенитомания», это целый пласт. Как вы считаете, она оправдана?
- А.Л: Я сам не из числа поклонников футбол, не понимаю, зачем нужен футбол и в каком виде.
- О.В: В России или вообще?
- А.Л: Вообще. Я считаю, что просмотр спортивных мероприятий (в частности, футбольных) - потерянное время. Но с большим уважением отношусь к людям, для которых это важно. Предполагаю, что город должен иметь группу «одержимых» некой общей идеей. Вероятно, если нет ничего такого, чем можно коллективно гордиться, остается спортивное направление: с поражениями, победами, удивительными тренерами и т.п. Я не болею за конкретную команду, но мне интересно наблюдать за фанатами: глаза горят, искренние переживания и походы в бары/рестораны, где показывают футбол. Я понимаю, что некоторых людей пропущенные голы и спортивные победы интересует так же, как меня другие вещи, скажем, наука или история.
- О.В: То есть вы относитесь к ним уважительно?
- А.Л: Абсолютно уважительно. И даже прощаю какие-то неудобства, связанные с
перекрытием дорог и т.п. Такое явление существует и в Италии, и во Франции, и в других странах. Это нормально.
- О.В: Кстати, о футболе. В 2018 году Россия, в том числе Петербург, собираются принять Чемпионат мира по футболу. Вы знаете, что обсуждается вопрос о создании так называемой «фан-зоны» для болельщиков? Этого требует Международная федерация футбола. Поговаривают о ее размещении на Марсовом поле или на Дворцовой площади.
- А.Л: Прекрасно.
- О.В: Вы полагаете?
- А.Л: Конечно! Понятно, что город преобразится к этому мероприятию мирового масштаба. Приедет огромное количество гостей и т.п. Что в этом плохого? Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.
- О.В: Я имел в виду другой аспект. В Москве была ситуация, когда после одного из поражений сборной России начали жечь автомобили, бить витрины. Вот чего я опасаюсь.
- А.Л: Слушайте, было не только это. Даже революции делали!
- О.В: Давайте сделаем выводы.
- А.Л: Давайте. Есть структуры, которые должны обеспечивать безопасность.
- О.В: А какая у вас была в школе отметка по физкультуре?
- А.Л: По-моему, «четверка».
- О.В: Точно не помните?
- А.Л: Я не являлся спортивным фанатом, зато был кандидатом в мастера спорта по бадминтону.
- О.В: Совсем недавно это был президентский вид спорта.
- А.Л: Я полагаю, мы с Дмитрием Анатольевичем почти ровесники и ходили в одни секции...
- О.В: Не пересекались?
- А.Л: Такого я не помню. Хотя в то время было мало секций бадминтона. Например, спортивный центр «Электросила» на пересечении Космонавтов и Славы. Я проводил там очень много времени. Вероятно, мы проходили мимо друг друга или пересекались на городских соревнованиях.
- О.В: Если будет желание, мы с удовольствием пригласим вас в нашу программу «Олимпийские встречи» - вы имеете к ней непосредственное отношение!
- А.Л: (Смеется.) Не знаю, не знаю... Но я приду с большой радостью. Вообще хочу сказать, что несколько лет назад мы возобновили тренировки.
- О.В: Вы ходите в зал?
- А.Л: Да. Знаете, где? Около стадиона, который строится, есть велотрек. Там рядом корты.
- О.В: Замечательные корты - на Крестовском острове.
- А.Л: Да.
- О.В: Раз уж мы с вами заговорили об Олимпиаде. Вы наверняка заметили, что в последнее время Олимпийское движение лихорадит: то велогонки, то спортивную борьбу хотят исключить из программы Игр из-за проблем с допингом. То еще какие-нибудь проблемы. Как вы полагаете, в чем дело? Почему движение, призванное укреплять мир и дружбу между народами, сегодня «шатается»?
- А.Л: А почему люди употребляют допинг? По той причине, что ставки высоки. Современная олимпийская медаль и достижения на Олимпиаде – это и почет, и уважение, и материальные блага.
- О.В: Обеспеченность.
- А.Л: Да. И люди стремятся всеми правдами и неправдами ее получить. Развитие медицины, с одной стороны, делает допинг все более изощренным, а с другой – инструменты и технологии обнаружения допинга совершенствуются. Это как погоня за тенью.
- О.В: Алексей, недавно, по-моему, около месяца назад на Малой Конюшенной установили так называемые часы обратного отсчета, которые показывают время до начала Олимпийских игр в Сочи. Еще через пару недель группа петербургской молодежи сделала на Большой Конюшенной часы из пенопласта, где вместо времени - баснословные, просто космические суммы, потраченные на подготовку и организацию Зимней Олимпиад в Сочи, которые демонстрируют общественности, во что это обойдется. Помните историю с трамплином, смета которого сначала была 1 млрд, а затем выросла до 8-и. Владимир Владимирович приехал, разобрался в ситуации и виновных наказали. Как вы считаете, Олимпийские игры нужны любой ценой или здравый экономический смысл должен преобладать?
- А.Л: Я бы сказал так: до момента отправки заявки на проведение Игр, когда есть возможность отказаться, надо обсуждать такие идеи в обществе. Но даже если Олимпиада любой ценой, это не значит, что смета может расти до бесконечности. Хотя понятно, что денег, как и коррупции, там очень много. Конечно, нужно использовать все средства борьбы с данным негативным явлением. Постепенно все пройдет.
- О.В: А Олимпиада останется в истории?
- А.Л: Да. На этом наверняка кто-то очень хорошо заработает, а кто-то сильно потеряет. Например, какие-то стадионы после Игр окажутся не нужными, будут стоять и гнить. Все это можно отнести на счет нашего российского восприятия жизни. Я вспоминаю 1980 год, как был на Олимпиаде на стадионе Кирова и ездил в Москву. Это одно из самых сильных впечатлений детства. У меня до сих пор хранятся черно-белые фотографии того времени.
- О.В: Праздник был?
- А.Л: Конечно, праздник. И настоящий! Мне кажется, что кроме серых будней должно существовать нечто, объединяющее людей. Я сам с удовольствием пойду на Олимпийские игры.
- О.В: А как вы относитесь к идее организовать Объединенный чемпионат СНГ по футболу?
- А.Л: Я не специалист, вы спросили не того человека.
- О.В: Хорошо. В конце программы я хочу провести с вами блиц-интервью. Пожалуйста, отвечайте на вопросы коротко. Итак, поехали!
Какое самое сильно разочарование вы испытали в жизни?
- А.Л: В людях.
- О.В: Ваше самое большое достоинство, как человека?
- А.Л: Я считаю, умение анализировать.
- О.В: А недостаток?
- А.Л: Доверчивость.
- О.В: Вы помните самый радостный день в своей жизни?
- А.Л: Нет.
- О.В: А самый грустный?
- А.Л: Думаю, да.
- О.В: Вам приходилось плакать от радости?
- А.Л: Нет.
- О.В: Какой самый необычный подарок вы получили в жизни?
- А.Л: Их было много, я не могу что-то выделить. Думаю, его просто еще не подарили.
- О.В: Ваш любимый цвет?
- А.Л: Не знаю… Пожалуй, черный.
- О.В: Любимая футбольная команда Алексея Лушникова?
- А.Л: Хороший вопрос!
- О.В: Специальный.
- А.Л: Сборная по футболу телеканала «ВОТ!».
- О.В: А такая есть?
- А.Л: Я надеюсь, когда-нибудь появится.
- О.В: Давайте создадим!
- А.Л: Давайте.
- О.В: Любимый вид транспорта Алексея Лушникова?
- А.Л: Автомобиль.
- О.В: Ваше любимое блюдо?
- А.Л: Что-то овощное. Наверное, курочка с перцем гриль.
- О.В: Крепкий напиток?
- А.Л: Я не пью алкоголь.
- О.В: А без?
- А.Л: Вода.
- О.В: И последний вопрос. Представьте, что вас отправляют на необитаемый остров и разрешают взять с собой только три предмета.
- А.Л: А кого-нибудь из живых?
- О.В: Можно.
- А.Л: Вот их и возьму.
- О.В: Всех троих?
- А.Л: Да!
- О.В: Что ж, спасибо огромное. К сожалению, на этом программа «Полчаса с главредом» заканчивается. Я хочу поблагодарить Алексея Лушникова, главного редактора телеканала «ВОТ!». До новых встреч и всего доброго!
- А.Л: Спасибо!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
19 марта 2013, 21.30
Ведущий – Юрий Вдовин, программа «Олимпийские встречи»
polit.pro