Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Владимир Фунтусов - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- В.Ф: Добрый вечер, уважаемые телезрители! На канале «Ваше общественное телевидение» - передача «Полчаса с главредом» и я, ее ведущий, Владимир Фунтусов-Нечкин. Сегодня у нас есть счастливая возможность посмотреть на театральные процессы в Санкт-Петербурге сквозь зеркало воображения Алексея Лушникова. Алексей, здравствуйте!
- А.Л: Здравствуйте, Владимир! Я – то еще зеркало.
- В.Ф: Я пойду окольным путем. «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры», - это не мною сказано.
- А.Л: О, да!
- В.Ф: Театр имеет очень широкое толкование – это и арт-терапия, и психодрама, много разветвлений и проникновений в жизнь, не только художественное явление. Общение с вами мне хотелось бы начать именно с театральных дел. Есть целый ряд вопросов…
- А.Л: С удовольствием на них отвечу.
- В.Ф: Вы - человек мира, с достаточно свободным и распахнутым сознанием. Кроме того, вы - актер, причем редкого жанра - телеведущий. Обычно в такой роли актер долго не выдерживает, а вам это удается. Еще вы – режиссер, то есть владеете очень провокационной профессией.
- А.Л: Спасибо! Надеюсь, хотя бы часть из того, что вы сейчас сказали, соответствует действительности.
- В.Ф: Тривиальный вопрос: любите ли вы театр?
- А.Л: Нет.
- В.Ф: Потрясающе.
- А.Л: Такое ощущение мира. Наверное, мне просто не повезло попасть в театр, который бы поразил меня своей искренностью.
- В.Ф: Хорошо. А как вы относитесь к театру Славы Полунина?
- А.Л: Очень хорошо – и к самому Вячеславу Полунину, и к его театру. Тот факт, что он возглавил Цирк на Фонтанке, я считаю важнейшим культурным событием в жизни Петербурга.
- В.Ф: В декабре 2010 декабря, несколько опередив это назначение, мы вручили Славе Полунину премию имени Андрея Толубеева. Церемония проходила в цирке во время пресс-конференции. Жива надежда, что ситуация не гибельная и все может измениться к лучшему?
- А.Л: У меня есть уверенность, что такой человек, как Вячеслав Полунин, воплощающий современную культуру, сделает что-то очень хорошее и достойное. Я помню его с «Каравана мира» в конце 1980-х годов. Для того времени это было сногсшибательное действо. Полунин каждый раз удивляет!
- В.Ф: На пресс-конференции прозвучали и острые вопросы. Ведь Слава – клоун, но не манежный. Что будет с обычной цирковой программой? Вроде, новый директор намерен расширять границы...
- А.Л: Да-да.
- В.Ф: И создавать новый тип цирка.
- А.Л: Конечно! Кстати, это для нас он новый, а вообще в мире давно существует определенный уровень циркового искусства. По-моему, только в России до сих пор бедная лошадка бегает пор кругу. А повсюду работают маленькие передвижные театры, небольшие площадки и труппы, отдельные красочные проекты. Мне кажется, пора отказаться от всего устаревшего и убогого. Цирк с животными – это позавчерашний день, и я сильно переживаю по этому поводу.
- В.Ф: Да, эпохи меняются, в театре тоже. На днях ушла из жизни Нателла Товстоногова, а еще недавно отказался от должности Темур Чхеидзе. Как вы к этому относитесь?
- А.Л: Как можно к этому относиться? Всему свое время. Если уж Папа римский отказывается от своей высочайшей должности, что говорить о сфере культуры! Абсолютно естественный процесс. Что касается Нателлы Товстоноговой, она действительно олицетворяла эпоху и лучшие петербургские традиции. Именно благодаря таким людям, как Георгий и Нателла Товстоноговы, Евгений Лебедев, наш город всегда был особенным. Конечно, еще не вседозволенность Прибалтики, но очень высокий уровень, который сохранялся в этих именах и передавался новым поколениям. Насколько удачно, покажет время.
- В.Ф: Покажет ли... Еще один непростой вопрос: как вы относитесь к репертуарному театру?
- А.Л: Я думаю, что необходим и репертуарный театр, и более монументальные формы. Классика – вещь хорошая и полезная, но если не жить сегодняшним днем и не учитывать его реалии, может появиться «плесень». Вообще современное искусство должно быть современным.
- В.Ф: А как с этим во Франции?
- А.Л: По-разному.
- В.Ф: Репертуарный театр – наша, чисто русская традиция. Например, в Америке все иначе. А когда я задал такой вопрос в Австрии, услышал: «У нас много театров и их кормит государство». Там другой принцип распределения средств.
- А.Л: Там над словом «театр» стоит слово «культура». Она очень важна для самобытности европейцев.
- В.Ф: Извините, перебью - у нас есть звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: На ваш взгляд, в наше время есть сценарист, которого можно назвать современным Шекспиром?
- А.Л: Поймите, я - не театральный критик и вообще не специалист в данной области, выступаю здесь, скорее, в роли обывателя. И мне, как обывателю, Шекспиры не видны. Может, это и хорошо. Потому что Шекспир был ярчайшим представителем своего времени. Хотя сегодня в определенном контексте он тоже актуален. Мне приходиться общаться с достаточно молодыми людьми, не имеющими специального образования, и большинство из них знают, кто такой Шекспир, как минимум, слышали это имя. И всем поголовно известен Минаев и прочие, чьими именами наполнена Сеть. Кстати, премьер Шекспира и еще много чего я там не вижу. Вообще сейчас главное, что современный человек имеет возможность культурно расти, но часто это происходит не в привычных, классических формах.
- В.Ф: Питерский театр постоянно взволнован какими-то событиями, внутренними и клановыми потрясениями. Только что обсуждали госфинансирование бюджетных театров - идет значительное сокращение материальной базы. Полтавченко уже отправили письмо на эту тему. Нас все время отсылают к западной практике, но там работает другая система. Что у французов происходит по этой части?
- А.Л: Вы нашли, кого спросить! Опять же я знаком с ситуацией исключительно на уровне личностного восприятия. Например, в Париже существует много театров. Часть из них имеют серьезный коммерческий успех. В основном, это кабаре. Та же «Мулен Руж», «Лидо» и другие. Это неотъемлемая часть французской культуры: почти каждый турист, посещающий французскую столицу, покупает билетик в одно из кабаре. Стоит отметить, что в «Мулен Руж» дают по три-четыре представления в день. Как они дошли до жизни такой? Очень просто! Кабаре находилось в весьма плачевном состоянии, пока не вышел одноименный фильм «Мулен Руж». И все - люди стали ассоциировать кабаре (то, что у нас долгое время называли мюзик-холлом) со своим времяпрепровождением в Париже. Стоит посмотреть и на то, как люди работают. Без фонограммы, все вживую, профессионально и получается современное феерическое шоу с хорошей технической подготовкой.
Конечно, там существуют не только кабаре, но и обычные театры. Их много, но в основном это небольшие площадки, дающие восприятие Парижа как культурной столицы Франции. И я не думаю, что большинство этих театров субсидируются государством, мэрией или муниципалитетами Парижа. Мне кажется, они живут своей коммерческой историей, где есть камерные залы (на 200-300 мест), яркие постановки, и никто не стремится набить 3000 человек. И ведь живут, есть связь между зрителем и актером, своя драматургия. А главное – все театры разные.
- В.Ф: Алексей, вы зовете нас в иную реальность и цивилизацию. А мы до сих пор обсуждаем, почему в городе нет председателя Комитета по культуре. В это самое время Василия Кичеджи бросают на ЖКХ, а Марине Дмитриевской (главный редактор «Петербургского театрального журнала» - прим. ред.) сократили финансирование сайта на 1 200 000. Постоянно замыкаемся, лишаем себя новых возможностей.
- А.Л: Хотите, я расскажу вам еще одну историю? Несколько лет назад в Петербурге появилась мода в области театра - квартирники.
- В.Ф: Да-да.
- А.Л: Это выступление музыкантов или небольшой труппы актеров у кого-то дома, на площади, способной вместить всего несколько десятков человек. Квартирники стали зарабатывать реальные деньги. Дошло о того, что в эту сферу не попасть – театр по-настоящему востребован зрителями. Туда пошли люди, которым не хватает искренности в обычном театре и возможности экспериментировать. Вот одно из новейших веяний современного театра.
- В.Ф: Вы абсолютно правы, Алексей. Кстати, недавно Леонид Мозговой получил премию имени Толубеева за свои театральные работы - скоро будет играть тысячный спектакль.
- А.Л: Да, моноспектакль.
- В.Ф: В своей мансарде - «Сон смешного человека». Представляете, тысячный! И нет проблем со зрителем, художественным цензом и т.д. Но это совсем иной подход и сознание.
- А.Л: Мне кажется, большой красивый театр ближе к дореволюционному или советскому времени. Простите меня, но тогда в принципе было нечего делать: книги читать да в театр ходить. Сегодня по части досуга очень большая конкуренция, поэтому собрать зал на 2000 человек очень трудно. Без поддержки государства такие традиции не сохранить. А это нужно сделать, поскольку необходимо знать свою историю и культуру, классические вещи. При этом основной театральный бизнес сегодня – эксперименты и небольшие площадки.
- В.Ф: Художественные эксперименты.
- А.Л: Конечно!
- В.Ф: Театр и есть живой художественный эксперимент.
- А.Л: Безусловно.
- В.Ф: Вы вселяете в меня надежду. И самое интересное, что делаете это без напряжения, от радости жизни. Как Слава Полунин, который на вопрос: «А вы вообще справитесь?» - ответил: «Я берусь только за невозможное». Например, вы создали канал «Ваше общественное телевидение», он постоянно растет, количество зрителей и отзывов увеличивается, иностранцы интересуются (недавно приезжали снимать немцы)… Какой вы видите биографию «ВОТ!» в ближайшем будущем?
- А.Л: Скоро мы это обсудим - через пару недель состоится большая встреча телеведущих и главных спикеров канала. Впервые соберемся все вместе. Я надеюсь, что в дальнейшем эта встреча станет ежегодной. Конечно телеканал - дорога с двусторонним движением. Наши телеведущие, будучи волонтерами, делают колоссальную работу. За это им огромная благодарность от администрации канала. Все как в театре: вот вам сцена (площадка) – действуйте! Если можете заинтересовать зрителей и донести до них что-то важное.
- В.Ф: Вы снова говорите об эксперименте?
- А.Л: Конечно.
- В.Ф: Канал уже столько лет существует и до сих пор является для вас экспериментальным пространством?
- А.Л: Вообще это не совсем эксперимент. Сначала было слово, причем сказанное при непосредственном общении. Мы с вами тоже выходит в прямом эфире. Зритель, который находится по ту сторону экрана, понимает, что это реальная жизнь, и неизвестно, кто сейчас позвонит, что спросит, и как ему ответят. На этом построены наши программы. Всегда драйв.
- В.Ф: Именно об этом говорил Жириновский, когда вы только начинали: «Надо, чтобы в стране был хотя бы один живой телеканал...». А он уже появился!
- А.Л: Владимир Вольфович здесь бывал.
- В.Ф: Об этом же заявил Дмитрий Анатольевич, учреждая Общественное ТВ в Москве.
- А.Л: А вот Дмитрия Анатольевича здесь еще не было.
- В.Ф: Но вы же планируете открыть филиал «ВОТ!» в Москве.
- А.Л: Не филиал, просто съемочную площадку. Сегодня речь идет именно об этом. Мы хотим сделать так, чтобы наши зрители максимально оперативно получали информацию от ведущих ньюсмейкеров.
- В.Ф: От москвичей?
- А.Л: Да. Ведь все главные события происходят в Москве. Это ни для кого не секрет.
- В.Ф: Будет прямая связь?
- А.Л: Да.
- В.Ф: А обратная?
- А.Л: Пока только прямая.
- В.Ф: Это уже немало.
- А.Л: Из Москвы будут транслироваться программы с задержкой примерно в час. То есть не классический прямой эфир, но такой, из которого ничего не вырежешь. Понимаете?
- В.Ф: Понимаю. Итак, дорогие телезрители, у нас в гостях, в программе «Полчаса с главредом» был Алексей Лушников. Алексей, что вы скажете на прощание?
- А.Л: Думаю, прощание не для нас. Вы сегодня подняли очень важную тему культуры. Когда мы говорим о необходимости формировать современную культуру и сохранять классические традиции, конечно, в первую очередь, имеем в виду Санкт-Петербург – город, который является не просто культурной столицей, а чем-то большим.
- В.Ф: Алексей, спасибо большое! И спасибо нашим дорогим телезрителям!
- А.Л: Мы сегодня немного «главвредничали». Спасибо!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
12 марта 2013, 21.30
Ведущий – Владимир Фунтусов-Нечкин, программа «Театр сегодня и завтра».
polit.pro