Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Юрий Новолодский - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- Ю.Н: Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире - «Полчаса с главредом», и у нас в гостях, точнее, «дома» главный редактор телеканала «Ваше общественное телевидение» Алексей Германович Лушников.
- А.Л: Здравствуйте, Юрий Михайлович! Еще раз здравствуйте, уважаемые телезрители!
- Ю.Н: Ведущим сегодня назначен я, Юрий Новолодский.
- А.Л: Есть дежурный адвокат, а вы сегодня - дежурный ведущий.
- Ю.Н: Да, и очень лестно, что мне доверили вести получасовую беседу с легендарным человеком, который уже на протяжении 20 с лишним лет строит общественные СМИ. Думаю, сегодня нам нужно поговорить об этом - что значит для общества возможность иметь свои средства массовой информации и чем грозит их отсутствие. Шутки в сторону, вы действительно почти четверть века пытаетесь сделать что-то независимое, способное доносить видение обществом тех или иных важных проблем. Есть ощущение, что вы сделали правильный выбор?
- А.Л: Я хочу ответить, как наш коллега, Лев Моисеевич Щеглов: «В соответствии с возрастом - да». Чувствую ничего себе. Юрий Михайлович, вы четко подхватили тему. Ведь одна свобода заканчивается там, где начинается другая. И вообще свобода - понятие достаточно абстрактное, несмотря на всю его серьезность.
- Ю.Н: «Ваша свобода заканчивается у кончика моего носа». Но, согласитесь, ощущение свободы субъективно. Давайте вспомним начало 1990-х годов. Тогда она была буквально разлита в обществе: легко появлялись СМИ, люди говорили все, что считали нужным. Другой вопрос, хорошо это или плохо, но, тем не менее. Если бы меня кто-то попросил охарактеризовать Лушникова, я бы сказал, что это человек с врожденным чувством внутренней свободы.
- А.Л: Пожалуй, вы правы, Юрий Михайлович, но свобода - неотъемлемая черта любого человека.
- Ю.Н: Алексей, ради Бога, не рассказывайте об этом адвокату. Мне по работе приходится часто общаться с людьми, у которых свободу легко отнимают по делу и без.
- А.Л: Согласен. Но ведь свобода слова является таковой, когда есть ответственность. А уровень ответственности определяется внутренней культурой человека.
- Ю.Н: Алексей, вам не кажется, что сейчас перестали ждать ответственности от СМИ и пишут законы по формуле: что будет, если… То есть ответственность насаждается. Вы же говорите о вещах сугубо внутренних.
- А.Л: Да.
- Ю.Н: На это как раз ни у кого надежды нет. А последние законы у многих вызывают реакцию типа «не вмешивайтесь в личную жизнь». Извините, но если кто-то прет очередной миллиард, что же это за личная жизнь? Где проходит грань между правом СМИ на информирование общества и частными вопросами?
- А.Л: Грань определяется общественными интересами. Понятно, что если кто-то присваивает государственную собственность, интерес общества явный, потому что пытаются забрать то, что ему принадлежит. Но бывают и более сложные формы взаимоотношений.
- Ю.Н: Например, вы вдруг узнали, что депутат Государственной Думы купил недвижимость в Майами за несколько десятков миллионов долларов. Это находится в рамках общественного интереса?
- А.Л: Конечно.
- Ю.Н: Государство наносит ответный удар и принимает закон, а его спрашивают: «Кто позволил проверять счета?». При этом вы моментально из победителя и любимца превращаетесь в жалкого негодяя.
- А.Л: В таких случаях есть внешняя победа, а внутренние вопросы остаются. По их поводу никто не высказался.
- Ю.Н: Мы собрались, чтобы высказаться.
- А.Л: Если у названного вами депутата существует такая собственность, и, кстати, не только в Майами, но еще и в пределах Петербурга, возникает вопрос: как государственный служащий заработал деньги? Это зарплата депутата, авторские гонорары за книги и консультации? Вообще, что?
- Ю.Н: Смотрите: содержимое счета человека - личные данные, защищенные законом. Если вы каким-то образом узнали, что у него в банке лежит $250 миллионов, а зарплата депутата намного более скромная...
- А.Л: Но ведь он подает декларацию.
- Ю.Н: Подает, но у вас спросят: «Как вы получили эти сведения?». По сути, вы нарушили закон, и ваша внутренняя, а, может, и внешняя свобода претерпят изменения.
- А.Л: Юрий Михайлович, вы все правильно говорите, но, очевидно, что как только запретят проводить расследования жизни чиновников, люди сразу решат, что их опасения и подозрения верны.
- Ю.Н: Алексей, вы и общество думаете правильно. Продолжайте думать, но говорить нельзя, иначе другие начнут думать так же.
- А.Л: Говорили, говорят и будут говорить!
- Ю.Н: Еще как говорят. У нас есть звонок. Давайте послушаем телезрителя. Добрый день!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Я хочу спросить у Алексея Лушникова следующее: вы позиционируете свой телеканал как независимое общественное телевидение, а почему ни разу не дали слово таким политикам, как Лимонов, Каспаров и т.п.? Вы боитесь наказания со стороны государства или чего-то еще?
- А.Л: Докладываю: господин Лимонов был у нас в студии. Посмотрите архивы на Polit.pro. Что касается Каспарова, мы постоянно его приглашаем. Еще Михаил Касьянов участвовал в одной из программ в конце 2012 года.
- Ю.Н: И Болдырев буквально полчаса назад.
- А.Л: Да. Куда уж радикальнее! В свое время и Зюганов, и Жириновский, и Миронов, и даже Горбачев были. Многие политики, в том числе самые оппозиционные. Навального приглашаем, а вот Удальцов нам не интересен.
- Ю.Н: Дорогие телезрители, я хочу встать на защиту «Вашего общественного телевидения». Это один из немногих каналов Петербурга, куда можно пригласить практически любого человека, интересного зрителям. Здесь нет «списка нежелательных персон». И это заслуга главного редактора телеканала «ВОТ!». Я уже не первый год веду здесь авторскую передачу «Правовая среда», баталии у нас случаются будь здоров, но мне ни разу ничего не запретили и не потребовали быть мягче или лояльнее. Огромное вам спасибо, Алексей!
Скажите, что сегодня мешает общественному телевидению - не только вашему, но и в целом - стать настоящим представителем общества в медийном пространстве?
- А.Л: Общество многослойное, люди очень разные, и телевидение представляет целый спектр интересов. Например, у Юрия Юрьевича Болдырева - свои взгляды. Кому-то они нравятся, кому-то нет, и это нормально. Есть люди, желающие видеть на экране телевизора собственных представителей, высказывающих противоположное мнение. Поэтому говорить, что есть одно универсальное телевидение, в каждой программе отражающее мнение всего народа, нельзя. Но при формировании программной политики к этому нужно стремиться. Крайне важно, чтобы человек находил некие маяки общественного мнения и равнялся на них через телегероев.
- Ю.Н: Более того, мне кажется, что здесь, на «ВОТ!», как нигде часто и сознательно сводят людей с разными позициями.
- А.Л: Есть такое.
- Ю.Н: Вспомним, какие интересные передачи шли на канале во время и сразу после предвыборных кампаний.
- А.Л: Да-да, было очень активное обсуждение. А сколько телемарафонов!
- Ю.Н: Помню, мы собирали данные по отдельным избирательным участкам.
- А.Л: Да, записывали с телефона и передавали тем, кто занимался подсчетами, в том числе в Горизбирком.
- Ю.Н: В те ночи наша студия была, пожалуй, самым интересным и интерактивным явлением в городе. Люди делились своими мнениями, цифрами, сомнениями.
- А.Л: А как мы ночью звонили Миронову и тот говорил: «Я знаю, что прямо сейчас в Петербурге подтасовывают результаты выборов в городской парламент, и обращаюсь напрямую к тем, кто это делает: остановитесь!»? Какой нерв был!
- Ю.Н: Драйв и максимальное использование возможностей общественного телевидения. Алексей, известно ли вам, что происходит с Общественным телевидением России (ОТР)?
- А.Л: Я знаю точно одно – что не участвую в этом процессе. Хорошо ли, плохо ли, но мы никак не связаны.
- Ю.Н: Ситуация с ОТР не напоминает долгострой, вроде нашего стадиона?
- А.Л: Нет. Юрий Михайлович, люди создают глубокий и серьезный федеральный телеканал с огромными инвестициями. Это действительно колоссальная работа. «ВОТ!» в свое время запускался в вещание достаточно быстро и оперативно, на очень скромном бюджете. И мы понимали, что будет представлять канал. В Москве же сейчас большая интрига - в хорошем смысле слова.
- Ю.Н: Вы считаете, что независимое общественное телевидение может существовать на бюджетные средства?
- А.Л: Большую роль играет руководитель канала и те, кто осуществляют прямой контакт с властью, от позиции этих людей. Думаю, степень свободы будет значительная. Делают большое дело. Давайте дождемся и посмотрим. По-моему, очень интересно.
- Ю.Н: А кто из телевизионщиков привлечен к работе над Общественным телевидением России?
- А.Л: Привлечены старые кадры, в том числе люди, которые в сое время делали программу «Взгляд». Я не стану называть фамилии, потому что считаю, что это коллективный труд.
- Ю.Н: А если бы вы были директором и вам предложили: «Назовите человека, который на благо России должен возглавить Общественное телевидение России», - чья фамилия прозвучала бы?
- А.Л: Не знаю. Для этого нужно принять кадровое решение...
- Ю.Н: А я думал, нужно принять стакан водки, и тогда скажете.
- А.Л: Нет, я не принимаю стаканов водки. Но хочу сказать, что иногда такой шаг трудно сделать. Ведь люди, их взгляды и позиции меняются. К тому же есть замечательные профессионалы по части журналистики, но плохие руководители.
- Ю.Н: А вообще есть ли сегодня потребность в ОТР?
- А.Л: Это сложный вопрос.
- Ю.Н: Да, но интересный.
- А.Л: Как говорят немцы, и да, и нет. С одной стороны, сегодня много окологосударственных телеканалов с четкой системой дебилизации населения. Я не однажды говорил, что их просмотр опасен для здоровья, в прямом смысле слова. С другой, создание альтернативного телевидения – штука сложная. Прежде всего, в силу глобальности задачи: нужно охватить слишком много регионов, структур, систем, людей и взглядов. Мне кажется, общественное телевидение для более узкого круга лиц – например, ячейки в пять миллионов зрителей, как у нашего «ВОТ!» - реальнее. Можно ли сделать нечто подобное на федеральном уровне? Предполагаю, что да. Но опять же все зависит от руководителя . Говорю честно, я не знаю, как…
- Ю.Н: У нас есть звонок. Добрый день!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Я хочу поблагодарить вас за то, что вы пригласили Болдырева – я очень долго ждала возможности послушать этого разумного и замечательного человека. Мне кажется, если бы у нас во власти было больше таких людей, мы бы давно жили почти в раю. И еще, наверное, дурацкий вопрос… Вы часто ездите заграницу, скажите, каковы шансы уехать на постоянное место жительства, например, в Чехию или другую страну Европы? Я имею в виду среднестатистическому человеку.
- Ю.Н: Надеюсь, Алексей, вы посещаете заграницу не для того, чтобы получить от Госдепа указания, как дальше продвигать «ВОТ!»?
- А.Л: Мне бы было очень интересно получить такое указание и рассказать нашим телезрителям, как все происходит. Вы знаете, сегодня я услышал довольно любопытную информацию: из Петербурга ежегодно эмигрируют более 10 000 наших сограждан, и около 1500 приезжают сюда на постоянное место жительства.
- Ю.Н: Наших граждан?
- А.Л: Нет, иностранцев. Вообще я часто общаюсь за рубежом с нашими соотечественниками. И должен сказать, что мы себе не представляем, сколько там русских людей. Целые регионы и поселения! И мне кажется, переехать в ту же Европу может любой человек - если поставит перед собой такую цель.
- Ю.Н: Вызнаете, я привык к часовым передачам, а у нас с вами уже пошел счет на секунды. В заключение, что приятного вы можете сказать нашим телезрителям? Чего жать в ближайшее время на канале?
- А.Л: Иногда мне кажется, что лучшее, что можно сделать – оставить все, как есть. Хотя это очень трудно. Ведь в общественном и информационном плане все постоянно меняется, каждый день буквально раздирают на куски предложениями, причем не связанными между собой. Здесь главное - сохранить стержень. Конечно, изменения нужны, но постепенные. Меняться необходимо, но не радикально. И беречь зрителя, который привык к авторам, программам и разным мнениям.
- Ю.Н: Ваше суждение перекликается с одной философской новеллой. До определенного момента человечество считало, что развивается по восходящей, и дальше будет все лучше и лучше. А сейчас философы говорят, что мы идем в обратную сторону, поэтому важно сократить темпы деградации - как ни печально это звучит.
- А.Л: Безусловно, мы будем меняться, и появятся новые программы, ведущие. Система постоянно совершенствуется и отлаживается. Правда, и ошибки неизбежны. Передачи приходят и уходят, сетка вещания корректируется. И это нормально. Поскольку происходит большая творческая работа, которая обязательно будет продолжена.
Например, сегодня у меня состоялся очень интересный разговор с Александром Малькевичем, который в последнее время работал генеральным директором на Новгородском телевидении, а ранее серьезный телевизионный опыт получил на «ВОТе». Сейчас он вернулся в Петербург и через пару-тройку недель появиться у нас со своей авторской программой. Это один из многих нюансов. Думаю, каждый день будет приносить что-то новое.
- Ю.Н: Новые темы и мотивы.
- А.Л: Да.
- Ю.Н: Дорогие телезрители, позвольте мне от вашего имени сказать слова благодарности главному редактору «Вашего общественного телевидения» Алексею Германовичу Лушникову за все то, что он делает для общества. Огромное вам спасибо!
- А.Л: Спасибо, Юрий Михайлович!
- Ю.Н: Наша программа окончена. Всего вам доброго!
- А.Л: До встречи!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
19 февраля 2013, 21.30
polit.pro