Юрий Михайлович Новолодский - адвокат, президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Александровича Собчака, вице-президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга. В начале 1990-х годов возглавлял Управление юстиции Санкт-Петербурга, входил в состав городского Правительства, был депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга первого созыва. Евгений Владимирович Маутэр – предприниматель, председатель регионального отделения партии «Правое дело».
Алексей Лушников - телеведущий, создатель и владелец телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
Телемарафон «Президентские выборы»
Телемарафон «Президентские выборы»
- А.Л: Продолжаем телемарафон! У нас новые гости. Юрий Михайлович Новолодский, вице-президент Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, президент Балтийской коллегии адвокатов и ведущий «Правовой среды» на телеканале «ВОТ!». И Евгений Маутэр, уже хорошо знакомый нашим телезрителям, председатель Санкт-петербургского регионального отделения партии «Правое дело». Коллеги, давайте поделимся своими впечатлениями. Юрий Михайлович, начнем с вас, по старшинству.
- Ю.Н: Все, что произошло, было вполне ожидаемо. Можно сказать так: «Финита ля комедия!». До выборов действующие партии, к числу которых относится и партия моего визави, предали интересы избирателей и сыграли отведенную им роль «политических карликов» в баскетбольном матче с «двухметровыми гигантами». Вся страна сильно переживала за его исход. Кроме умных людей. В итоге счет оказался 134:4. Сейчас идут споры, можно ли засчитать еще один бросок, который выведет нас на результат 134:6.
Дело в том, что политический кризис – редкое явление. Особенно в такой стране, как Россия. К нему привели выборы в Госдуму, и виноваты в произошедшем исключительно те, кто стоит у власти. Все представители так называемой системной оппозиции должны были использовать данный кризис с пользой для дела, но они упустили свой шанс.
Народ не понял, почему люди с радостью принимали удостоверения депутатов вместо того, чтобы отказаться играть в эти игры и не принимать участие в работе искусственно и воровским способом созданном парламенте. Он просто отвернулся от системной оппозиции. Периодически этих «политических карликов» подвешивают за ноги в шкафу, а они радуются, когда после очередного замера выясняется, что прибавка в длине составила 2 см. С гордостью заявляют: «Нас стало на два депутата больше!». Ничего кроме жалости их радость не вызывает. Новый же политический кризис наступит нескоро.
- А.Л: «Финита ля комедия» - это то, что у нас будет сейчас?
- Ю.Н: А ничего не будет. Поверьте!
- А.Л: Это плохо или хорошо?
- Ю.Н: Это – очевидно, данность. Ведь государство живет и развивается по определенным законам. Я - государствовед и говорю, что политический кризис из пальца не высосешь. То, что произошло на думских выборах, было подарком. Но «политические карлики» все профукали. А сегодня что они говорят? Мол, два дня, и что-нибудь произойдет. Да ничего не произойдет! Ну, выйдут, пошумят. А кто поймет, по какому поводу? Да, было огромное количество нарушений во время парламентских выборов. «Нарушения были всегда!» - ответят твердым голосом. И все!
- А.Л: Понятно. Евгений, прежде чем вы поделитесь своими впечатлениями…
- Е.М: Отвечу на пассаж про карликов!
- А.Л: Да. Я бы хотел зачитать данные ЦИК по Путину: на 21.00 - 61,81%; на 21.15 - 62,06% и на 21.31 - 62,33%. Остальные кандидаты на 21.31: Зюганов – 17,65%; Жириновский – 7,75%; Прохоров – 7,47%; Миронов – 3,67%. Вот такая математика.
- Ю.Н: Можно введу интригу?
- А.Л: Давайте.
- Ю.Н: На третьем месте будет Прохоров.
- А.Л: Хорошо, посмотрим. Евгений, итак, какие ощущения?
- Е.М: Вы знаете, сегодняшний день напомнил мне старые добрые советские времена: тихо, спокойно, солнышко, пахнет весной и в школах людно. Замечательная атмосфера, доброжелательные люди, прозрачные боксы для избирательных бюллетеней. Никто не ругается, и даже все списки подготовлены.
- Ю.Н: Мечта системной оппозиции и Кремля!
- Е.М: Мечта, да. Другой вопрос, что список предложенных кандидатов не удовлетворителен по качеству. Особого выбора не было. Лишь один фигурант на сегодняшний день обладает серьезным политическим весом.
- Ю.Н: Похоже на матч, правда? «Двухметровых гигантов» с «политическими карликами».
- Е.М: Я все-таки отвечу по поводу карликов…
- Ю.Н: Хочу извиниться перед «политическими карликами». К ним, к настоящим это не имеет отношения!
- Е.М: Мы - подрастающие.
- Ю.Н: От того, что вас подвесили за ноги, вы подросли на два сантиметра.
- Е.М: А что делать! Мы проходим все прелести политической жизни.
- Ю.Н: Послушайте, надо же восставать против подвешивания за ноги!
- Е.М: У нас было много рослых товарищей в партии.
- Ю.Н: Которые затем стали карликами.
- А.Л: Коллеги, у нас есть видео, которое продемонстрирует нашим телезрителям ту самую идеалистическую картину. Давайте посмотрим, а потом обсудим.
(Показывают видеоролик о том, как с помощью автоматизированных систем обрабатывают бюллетени для голосования.)
- А.Л: Высокотехнологичное производство, как вы считаете, Юрий? Прокомментируйте увиденное, как адвокат.
- Ю.Н: Сначала я поделюсь своими ощущениями. Это инсценировка нарушений, заранее спланированная и четко осуществленная. Никто и никогда не поверил бы, что эти выборы прошли без нарушений. Более того, такие итоги были бы вредны для власти. Нарушения необходимы, чтобы их зафиксировать, и власть могла бы среагировать. На мой взгляд, дело обстоит именно так.
- А.Л: Это видео появилось на Ютубе и других интернет-ресурсах.
- Ю.Н: А где бы вы хотели, чтобы оно появилось? Сделано все ради создания максимального сходства с нарушением. Мне представляется, что эти вбросы, снятые на видео за неделю до выборов, - хорошая работа организаторов самих выборов.
- А.Л: Евгений!
- Е.М: Я согласен с Юрием Михайловичем. Ведь сегодня реализованы инициативы и пожелания, связанные с совершенствованием избирательного процесса на местах: урны прозрачные, все желающие наблюдатели попали на участки, списки опять переписали по домам.
- Ю.Н: Все кандидаты – «политические карлики». Свисток, и начинается баскетбольный матч с двухметровыми!
- Е.М: Я говорю о другом. О том, что любые следующие выборы уже не смогут пройти в той атмосфере, которая была 4 декабря. Потому что реализовано энное количество историй по части прозрачности…
- Ю.Н: Вы услышали мой вопрос? Системная оппозиция, к которой относится и ваша партия, предала интересы людей, которые благодаря грубейшим нарушения в ходе избирательной кампании и самих выборов получили фальшивый парламент. Он по определению не может быть органом государственной власти! Вместо того, чтобы довести кризис до логического конца, «счастливчики» пошли получать свои депутатские удостоверения. А ведь если бы они стали бороться, результаты были бы потрясающие, а продвижение на пути к демократии - несоизмеримы с тем, что есть сейчас.
- Е.М: Информирую вас о том, что утром 5 декабря партия «Правое дело» сообщила, что считает выборы в Госдуму и соответственно парламенты – федеральный и петербургский - нелегитимными.
- Ю.Н: До тех пор, пока политическая оппозиция будет считать достаточными одни политические заявления, мы и наши дети будем жить при этом режиме. Единственный выход – убрать с исторической арены системную политическую оппозицию.
- Е.М: А какие инструменты вы нам предлагаете? Мы двигаемся последовательно!
- Ю.Н: Еще лет пятьдесят, и итог будет на лицо!
- А.Л: Скажите, а когда придет несистемная оппозиция, лицо будет более ярким?
- Ю.Н: Безусловно, как и события.
- А.Л: Ярким в положительном или отрицательном смысле?
- Ю.Н: Нельзя сказать, что с хорошо, а что плохо. Если накажут тех, кто сфальсифицировал выборы в высший орган государственной власти, это, безусловно, будет положительный момент.
- А.Л: Мне принесли результаты экзитполов ВЦИОМа. Итак, Путин – 58,3%; Зюганов – 17,7%; Прохоров – 9,2%; Жириновский - 8,5 %; Миронов – 4,8%.
- Ю.Н: Это по городу или по стране?
- А.Л: По стране. Я напомню нашим телезрителям, что экзитпол – это опрос проголосовавших граждан на выходе с избирательных участков. Данная технология используется для получения предварительных результатов выборов.
- Ю.Н: Обратили внимание, на каком месте Прохоров?
- А.Л: Да, на третьем. То же самое – ФОМ: Путин – 59, 3%; Зюганов – 17,2%; Прохоров – 9,6%; Жириновский – 7,4% и Миронов – 4,3%.
- Ю.Н: Прохоров на третьем месте! Вопрос, понравится ли это Кремлю и Жириновскому. Не обидится ли он на то, что его обошел новичок, причем с откровенно либеральными лозунгами? Даниил Коцюбинский говорил о том, что в наше время немодно понятие «либерал». В России оно никогда не было модным. Я сегодня зашел в замечательный магазинчик и купил книжку «Мудрые мысли» Ф.М. Достоевского, изданную в 2010 году. Цитирую: «Если кто и погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы». Так говорил наш Федор Михайлович Достоевский. Поэтому…
- А.Л: Хорошо. Юрий Михайлович, Женя, мне все-таки интересна ваша оценка. Возьмет ли власть некий реванш за эти два месяца? Или развитие будет идти последовательно?
- Е.М: Я склонен придерживаться срединного пути. Эмоциональный перегрев, основанный на восприятие ситуации как катастрофической, есть у особо политизированных групп населения. А крайне позитивный сценарий - 12 лет застоя для нашей страны. Поэтому я думаю, будет что-то между этими полярными точками. Мы уже говорили о неприятии людей к нынешним фигурантам, и это отношение сохраняется. Люди продолжают выходить на улицы. К тому же наступает весна, и молодежь с радостью поддерживает эти уличные мероприятия.
- Ю.Н: Политическое будущее всегда определяется политическими мотивациями. У власти сегодня мотивация - не срывать злобу на системной оппозиции, а наоборот сохранить ее из страха, что придут новые партии, полностью не доверяющие действующей политической системе и потому действительно опасные. Между тем позитивное развитие как раз и состоит в появлении новых, не замаравших себя политических партий. Власть же бережет худо-бедно обгадившихся «политических карликов», чтобы продолжить никчемную политическую возню. Если возникнут новые партии, вместе с ними приду и новые лидеры. Поэтому очень важно, чтобы пропало доверие к официальным политическим структурам, предлагаемым нам в XXI веке.
- А.Л: И что будет делать Путин?
- Ю.Н: Ничего! Ровным счетом. Того, что было в декабре, - явного возмущения увиденным собственными глазами, - больше не будет.
- А.Л: Евгений говорит о возможности весеннего обострения у молодежи.
- Ю.Н: Обострение у молодежи - наихудший сценарий, и не дай бог Евгению этому радоваться.
- А.Л: Поясните.
- Ю.Н: Поясню. Бессистемный выход на улицу молодежи – одурманенной и обездоленной – ничем, кроме бунта, не закончится. Наш позитивный сценарий должен состоять в появлении новой ответственной политической силы, неподконтрольной Кремлю и не играющей с ним в баскетбол.
- А.Л: Вы нарисовали фантастическую картину. Что в нашей стране может появиться неподконтрольное Кремлю?
- Ю.Н: Одну секундочку! Если вы в это не верите…
- А.Л: Я рассуждаю.
- Ю.Н: Давайте порассуждаем. Алексей, созрело ли наше общество для создания политической силы…
- А.Л: Женя, созрело?
- Е.М: В моем понимании, подконтрольность Кремлю - глубоко укоренившийся стереотип. Покажите, в каких местах партия «Правое дело» сегодня подконтрольна Кремлю? После всего случившегося…
- Ю.Н: Не втравливайте меня в бесплодные дискуссии! Если вам это действительно интересно, закажите исследование.
- Е.М: Уже заказали.
- Ю.Н: Я прямо сейчас могу сказать вам его результат: 95% респондентов скажут, что вы - проект Кремля. Учитывая цифры, неважно, так ли это на самом деле.
- Е.М: Я говорю не о том, кто и как считает. Тем более что считают все по-разному. Я о другом: покажите мне эту подконтрольность? Находясь в партийной структуре, я сегодня…
- Ю.Н: А что произошло с Прохоровым буквально на глазах у всей страны? Вы просто занимаетесь самообманом.
- А.Л: На самом деле, Жень… Юрий Михайлович, конечно, очень эмоционален, но ведь Дунаев поддержал президента Путина.
- Е.М: Мы находимся в политической системе и не можем выйти за ее рамки. Если мы соблюдаем Конституцию…
- Ю.Н: Создание новой независимой партии не соответствует Конституции?
- А.Л: Коллеги, все-таки вы уходите от ответа. Что дальше-то? Будет ли реакция, или появится Путин в версии 2.0, и в стране проведут политическую реформу, которая позволит государству развиваться и выйти на уровень европейских ценностей.
- Ю.Н: Либеральные варианты развития возможны лишь в том случае, если появятся новые политические силы, имеющие доверие народных масс. Без этого ничего не произойдет. Сыграть еще одну партию с теми же политиками не получится. Власть сделала один главный и печальный вывод: такие политические кризисы, как был в декабре, она больше не допустит.
- А.Л: Евгений, вы согласны?
- Е.М: Я думаю, что есть другой сценарий развития, о котором уже говорил ранее. В этом случае у нового президента есть несколько легитимных вариантов, например, преемник, референдум или отмена итогов выборов. Такое возможно, если начнется социальный поджим.
- А.Л: Вы считаете его реальным?
- Ю.Н: Действительно?
- А.Л: А откуда ему взяться, этому поджиму? Скажем, в декабре был повод встретиться – фальсификация выборов.
- Ю.Н: Политический кризис.
- А.Л: Да, и он стал причиной определенных глупостей со стороны власти. Но затем она взяла себя в руки. Где сейчас «Единая Россия»? Кто-нибудь про нее слышал? Ау! Разве что во фракциях. Конечно, после выборов ребрендинг и новое расчленение. «Единой России в прежнем виде уже не будет. Это мы уже не раз обсуждали в студии. Кроме того, политическая реформа, выборность губернаторов, новые принципы формирования Госдумы. В декабре мы ни о чем подомном и думать не могли! Может, это и есть «вторая версия» Путина? И часть либеральной интеллигенции это устраивает. Например, во имя стабильности.
- Ю.Н: Я не согласен с тем, что думающие либерально настроенные люди увидели огромный прогресс на пути реконструкции нашей политической системы. Будет еще хуже! Одна крайность, когда всего четыре-пять партий, и другая – в изобилии партии вроде Партии любителей пива. Я говорю о третьем варианте: если появятся новые партии, которым доверится протестная часть общества, тогда родится сценарий, на который можно будет влиять.
- А.Л: Да, но влиять можно только через лидеров. В России это крайне важно.
- Ю.Н: А в декабре эти лидеры были? Или их убили злодеи на заводе Михельсона? Нет, лидеров не было, зато был политический кризис, который случается не каждый день. Вы преувеличиваете значение политического лидерства. Конечно, оно необходимо, но основным фактором не является. Главный урок декабря Кремль, на мой взгляд, усвоил. Таких ошибок больше не будет. И все эти внешние послабления, дабы рассеять людей с Болотной и Сахарова…
- А.Л: Юрий Михайлович, я вас понял!
- Е.М: А я удовлетворен нынешним состоянием дел. Если не брать глобально.
- Ю.Н: Кто бы сомневался!
- Е.М: Я объясню, Юрий Михайлович. Как политические лоббисты партия «Правое дело» состоялась. В программных заявлениях сегодняшнего лидирующего кандидата были отражены порядка 80% тезисов!
- Ю.Н: Он украл у вас тезисы!
- Е.М: Дело не в том, что украл, – он принял это! И озвучил их с самой высокой трибуны.
- Ю.Н: И вы считаете, что это заслуга вашей партии?
- Е.М: Я считаю, что это достижение.
- Ю.Н: Заслуга вашей партии в вашей ошибке – то, что вы отвергли Прохорова.
- А.Л: Я все понял. Давайте прежде, чем произойдет смена гостей в студии, я озвучу результаты ЦИК на 21.49. По итогам обработки 20,33% бюллетеней: Путин – 82,54%. Простите - 62,54%. Это был Фрейд! Похоже, надо немного отдохнуть. Далее: Зюганов – 17,56%; Жириновский – 7,56%; Прохоров – 7,51% и Миронов – 3,68%.
- Ю.Н: Прохоров будет третьим!
- А.Л: Хорошо. Спасибо Юрию Михайловичу Новолодскому и Евгению Маутэру. До новых встреч!
Телеканал «ВОТ!»,
телемарафон «Президентские выборы»,
4 марта 2012, 21.30