В начале 90-х годов радиовещание всего мира заполнила рэп-музыка: отовсюду играли композиции Snoop Dogg и Jay Z. Долгое время специалисты социальных наук спорили, была ли это музыкальная революция или же результат постепенного изменения вкусов общества.
Теперь же группа учёных из Университета королевы Марии в Лондоне утверждает, что в состоянии ответить на подобные вопросы, благодаря самому масштабному в истории исследованию популярной музыки.
Исследователи применили теорию синтетической эволюции к полученному набору данных. По их мнению, среди всех существующих художественных форм именно музыка лучше всего подходит для подобного анализа – ведь черты, отличающие произведения по ритму, гармонии и мелодии, обусловлены математически.
Многие исследователи уже давно хотели изучить эволюцию музыки, опираясь на те же принципы, которые биологи используют для изучения эволюции видов. Однако препятствием для них долгое время были законы об авторских правах, к тому же определение репрезентативной выборки музыкальной культуры для конкретных момента времени и места – достаточно сложная задача.
Чтобы решить эту проблему команда во главе с Маттиасом Маухом (Matthias Mauch) обратилась к американскому еженедельному чарту Billboard Hot 100. В целом учёным пришлось рассмотреть 17 тысяч имён артистов и названий композиций, начиная с 1960 года и заканчивая 2010-м.
Для того чтобы получить сами записи, не нарушая авторских прав, Маух обратился к сервису Last.fm, где можно прослушать 30-секундные фрагменты каждой композиции прежде, чем приобрести её. Этого оказалось достаточно для проведения большого сравнительного анализа.
Вместо того чтобы полагаться на субъективную оценку песен человеком, команда использовала статистический метод, который определяет основные качества записи (тембр, гармонию) и группирует композиции в определённые кластеры. Например, песни Snoop Dogg, Ludacris и Jay Z люди характеризуют как "рэп и хип-хоп", но компьютерный алгоритм на основе данных о тембре и гармонии внёс этих исполнителей в две почти идентичные, но разные группы.
После того как учёные выявили эту похожесть, они проанализировали массив данных с помощью методов эволюционного анализа, сравнивая общие статистические черты композиций с похожими биологическими чертами у живых организмов.
Оказалось, что музыка со временем отнюдь не становится шаблонной и однородной (как это утверждают некоторые критики). В настоящий момент поп-музыка находится на пике разнообразия, и она не развивается постепенно, делают вывод учёные в статьей журнала Royal Society Open Science (PDF-материал).
Анализ показал несколько значимых эволюционных скачков, так называемых революционных событий. Первый датируется 1964 годом, во время подъёма жанров рок и соул, когда такие группы как The Beatles и Rolling Stones собирали стадионы, а джаз и блюз отошли на второй план.
"Это было настоящее британское вторжение – переход от джазовой гармонии к более агрессивным звукам, и он завоевал сердца американцев", – считает Маух.
Затем в 1983 году пришла эпоха диско и хард-рока, появились новые технологии – синтезаторы, сэмплеры и драм-машины. И последний скачок, безусловно, наиболее преобразующий, начался в 1991 году с приходом рэпа и хип-хопа.
"Зарождение рэп-культуры можно назвать важнейшим событием, которое влияло на структуру американских чартов за последние 50 лет, – заключил Маух. – Его мощное влияние на структуру популярной музыки продолжается до сих пор: сегодня мы можем услышать рэп-интерлюдию даже в песнях в стиле рок".
Но, главное, учёные показали: поп-музыка следует шаблонам биологической эволюции, известной своим прерывистым равновесием — длительные периоды постепенного изменения чередуются с короткими сложными "взрывами" вроде кембрийского, которые влекут за собой серьёзные увеличения биоразнообразия.
"Некоторые люди утверждают, что со временем музыка становится всё хуже, – подводит итог Маух. – На самом деле она становится только разнообразнее".
vesti.ru