Месяц работают на орбите участники годовой экспедиции космонавт Михаил Корниенко и астронавт Скотт Келли. Опыт, накопленный в таких экспериментах, работает на будущее. Но мало кто знает, что большинство тестов, определяющих возможности организма в космосе разработаны на Земле, в отряде, о котором десятилетиями молчали. Гриф секретности сняли лишь несколько лет назад. У истоков современных космических разработок стоял фронтовой врач-хирург, ветеран Великой Отечественной войны Акаки Согратиевич Цивилашвили.
Уже через несколько минут космонавты почувствуют на себе невесомость. Термобарокамера — единственное место на Земле, где человека могут поднять на несколько тысяч метров, окружить вакуумом, заморозить до минус 100 градусов или согреть до плюс 70 градусов. И все это можно сделать за один час.
Космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Сергей Рязанский отмечает, что таким образом можно проверить, насколько доверяешь технике и веришь в себя.
Чтобы понять возможности своего организма, космонавты проходят через многие эксперименты. Но мало кто знает, что большинство этих тестов разработаны по методикам 50-х годов в отряде, о котором десятилетиями молчали. Гриф секретности с него сняли лишь несколько лет назад.
Врач-хирург, ветеран Великой Отечественной войны Акаки Согратиевич Цивилашвили стоял у истоков современных космических разработок. Он даже не мечтал об этом, просто хотел стать хирургом. Но сразу после медицинского института попал на фронт. "Я попал на Сталинградский фронт. С воздуха сотни немецких самолетов бомбили солдат", — рассказывает Цивилашвили.
Он прошел Сталинград. При освобождении Севастополя был ранен в ногу. Хотели отправить в резерв, но молодой хирург вернулся в свою боевую дивизию. День Победы встретил под Берлином. "Мы стреляли во все стороны, шапки бросали в воздух. Это была огромнейшая радость, что я остался в живых", вспоминает ветеран.
Его мирная жизнь началась в НИИ авиационной и космической медицины. Там в июле 1953 года создали сверхсекретную группу медико-биологических исследований. Акаки Цивилашвили вспоминает: "Мы знали, какие физические факторы действуют в условиях космического полета. Они и имитировались в условиях нашего института. Изучались перегрузки, устойчивость к высоте, устойчивость слухового аппарата".
Группу испытателей из солдат авиационных частей негласно назвали отрядом номер ноль. Ветеран-испытатель секретного отряда Леонид Викторович Сидоренко за два года службы в секретной части прошел 50 экспериментов. На всю жизнь запомнил тот, из-за которого бассейн в Лужниках стал вторым домом.
"Водная иммерсия – это нахождение человека в воде. Надо мной должен был находиться слой воды в 30 сантиметров. Дальше меня фиксировали лесками за кисти, а ноги закрепляли за борта бассейна", — отметил Сидоренко.
12 дней жить, спать, есть в воде и почти не двигаться. Ученым надо было понять, как проявит себя человеческий организм после длительного воздействия невесомости. "Когда меня извлекли из воды, пульс был 210. Сразу же меня отправили на беговую дорожку. Бегу и высыхаю после воды, кожа высохла до такой степени, что она начала трескаться", — рассказал о результатах эксперимента Леонид Викторович.
В наше время испытания продолжаются в Институте медико-биологических проблем. Там происходит та же иммерсия, только сухая.
Заведующая лабораторией ИМБП Елена Томиловская рассказала, что для современных испытаний необходима ванная-бассейн с теплой водой, прорезиненная пленка, превосходящая поверхность воды. В таких условиях человек может лежать очень долго, до пяти суток.
Сегодня испытатели — добровольцы. Но цель ученых та же — изучить влияние безопасности на человеческий организм. "Космонавты не всегда могут заниматься физкультурой. Должны быть альтернативные методы держать себя в форме. Помочь может нагрузочный костюм, который заставляет мышцы работать", отметила ЕленаТомиловская.
Пока разрабатываются средства пассивной нагрузки космонавтам на орбите надо усиленно заниматься спортом. Для этого на МКС есть специальные тренажеры. Их стали разрабатывать после водного эксперимента испытателя Сидоренко.
Сегодня, благодаря этим наработкам, космонавты могут жить на орбите довольно долго. Это еще раз подтвердит годовой полет Михаила Корниенко и Скотта Келли, которые уже месяц работают на МКС. Без такого опыта путешествие к дальним планетам будет невозможно.
vesti.ru