СЕГОДНЯ: на сайте 17515 телепрограмм и 3497 фоторепортажей

01:12
Полит.про polit.pro Видеоархив, фотоархив, , Информационный политический, , сайт Полит.Про, Лушников, программы, видео,Полит.ПРО, Телеканал ВОТ, Алексей Лушников, новости Санкт-Петербург, телеканал Петербурга, мнения, анонсы, культурная столица
НОВОСТИ: Сергей Цыпляев "Мир как никогда близко стоит к угрозе третьей мировой войны" Модельер Владимир Бухинник "Мода это страсть мужественных людей" Сбербанк надеется договорится со всеми валютными ипотечниками – Греф В России в IV квартале начнут выпускать продовольственные карты В Кремле отметили «глубокий кризис» в отношениях с Турцией Миллера переизбрали главой «Газпрома» еще на пять лет Фильм "Батальон" получил четыре награды на кинофестивале во Флориде В Германии заявили о желании сохранить диалог с Россией Турция уведомила Москву о введении «журналистских виз» для российской прессы Украина приостановила транзит российских грузовиков по своей территории

КАЛЕНДАРЬ

«  октября 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Авторская колонка  — 14:19 16 Октября 2015

Переговоры ради переговоров

Михаил Погребинский, о том, может ли Украина вернуть Донбасс
Михаил Погребинский, о том, может ли Украина вернуть Донбасс
Михаил Погребинский
О переговорах «нормандской четверки» в Париже написаны десятки, если не сотни текстов. Исключая чисто пропагандистские интерпретации, можно утверждать: на саммите был сделан серьезный шаг по принуждению Украины к исполнению минских соглашений. Впервые из уст европейских лидеров внятно сформулирована необходимость строго следовать «букве» и последовательности исполнения пунктов «Комплекса мер по реализации минских соглашений» («Минск-2»).

Почти ничего нового, за исключением необходимости пролонгировать действие «Минска-2» на 2016 год и некоторых деталей, касающихся местных выборов в Донбассе, сказано не было. Но раньше Меркель и Олланд избегали столь четко обозначенного требования найти компромисс с представителями Донбасса. На сей раз французский президент и немецкий канцлер недвусмысленно дали понять, что устали от бесконечных уловок Киева. И что специальный закон о выборах в Донбассе, амнистия, внесение в конституцию положений о постоянно действующем особом статусе «отдельных территорий Донецкой и Луганской областей (ОТДЛО)» все-таки первичны. А уже потом — передача Киеву полного контроля над границей и разоружение ополченцев.

Но кто из участников парижского саммита верит в то, что «Минск-2» может быть реализован полностью? Вряд ли кто-то из «нормандской четверки» не понимает, что вероятность такого сценария близка к нулю. Тогда зачем эти пустые хлопоты?

Мой ответ таков. Сегодня европейским лидерам уже понятно, что быстрого разрешения украинского кризиса не предвидится. А его продолжение в «полугорячей фазе» с каждым днем увеличивает издержки Европы. Из-за санкций, контрсанкций и необходимости наращивать финансовую помощь Киеву.

Следовательно, первое, чего нужно добиться от Путина и Порошенко, — прекратить боевые действия. Развести артиллерию на безопасное расстояние и создать демилитаризованную зону под контролем ОБСЕ. После чего можно вывести Украину из приоритетной повестки дня. Уже сегодня Сирия и потоки беженцев уводит украинский сюжет далеко на периферию европейской повестки. Но как раз это обстоятельство даст необходимое время на поиск выхода из Донецкого тупика.

Причем требование исполнения «Минска-2» позволяет Европе утверждать, что она по-прежнему привержена принципу сохранения территориальной целостности Украины. Автономный статус Донбасса вполне соответствует концепции «Европы регионов».

В то же время украинский кризис давно перестал быть локальным. Он привел к обострению геополитического противостояния между Западом и Россией и может быть разрешен лишь в рамках Большого компромисса. С учетом широкого контекста проблем европейской и мировой безопасности. Это, вероятно, понимают в Берлине и Париже. Но без участия Вашингтона значительно продвинуться в этом вопросе едва ли возможно. А следовательно, придется ждать исхода очередной президентской кампании в США.

Интерес Москвы в замораживании конфликта также очевиден. В ОТДЛО по-прежнему живут в чрезвычайно тяжелых условиях, и одними гуманитарными конвоями там положение не улучшить. Срочно необходимо перевести эти районы в мирное русло. Люди должны почувствовать, что условия жизни на «острове ДНР/ЛНР» как минимум не хуже, чем «на материке» — одними чувствами регионального патриотизма сыт не будешь. Конечно, это уже мало-помалу происходит, но пока очень медленно. Под обстрелами жизнь не наладишь!

Перенос местных выборов на весну следующего года решал одновременно две задачи — снятие повода для очередного обострения ситуации на линии противостояния и избавление Москвы от обвинений в одностороннем выходе из минского процесса. Теперь мяч на стороне Киева.

А Киеву многое нужно сделать, чтобы его не обвинили в срыве «Минска-2». Что именно — четко заявлено не только в Париже. Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд впервые сформулировала последовательность исполнения «трех фаз минского процесса» в точном соответствии с его буквой и духом.

Конечно, команда украинского президента пытается представить результаты парижского саммита как дипломатический успех шефа, но это никого не убеждает. «Европа нас заставляет строго выполнять "Минск-2", а это выгодно исключительно Москве», — твердят киевские оппоненты Порошенко. Радикальная партия Олега Ляшко и «Батькивщина» Юлии Тимошенко напрямую обвиняют его в предательстве национальных интересов.

На мой взгляд, сам украинский президент вообще предпочел бы отказаться от Донбасса. Но, конечно, публично заявить об этом он не может. Порошенко прекрасно понимает, что выполнить условия «Минска-2», то, чего от него ожидают в Берлине и Париже, он тоже не в состоянии. Как не в состоянии — ни сейчас, ни в будущем — вернуть Донбасс военным путем (в терминах Порошенко — «Украина вернется на Донбасс»).

Поэтому единственной целью переговоров в Минске, Берлине и Париже были и будут для Киева сами переговоры. Без итоговых договоренностей и без риска обвинений в срыве мирного процесса. О такой тактике недвусмысленно говорят политические соратники Порошенко и их аналитическая обслуга.

Возможен ли какой-то выход из этого тупика с учетом цугцванга, в котором оказалась «нормандская четверка»? Иными словами, может ли Донбасс вновь стать частью Украины, вернуться в Украину? На мой взгляд — может. Но не сразу, а после более или менее продолжительного переходного периода… Должно пройти время, чтобы люди доверили власть тем, кто с уважением — не на словах, а на деле — относится к культурному, языковому, политическому многообразию нашей страны.

Михаил Погребинский
Директор Института политических исследований и конфликтологии
lenta.ru
 270     (0)    
Поделись новостью с друзьями:
Имя *:
Email:
Подписаться:1
Введи код:
 

  © 2011 - 2024, Полит.Pro, создание сайта - IVEEV.tvvot.ru
О нас · РейтингСигнал · Реклама · Контакты · Вход    
^ Наверх