Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Галина Гусева - ведущая программы «Час истории» телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- Г.Г: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире «Вашего общественного телевидения» - передача «Полчаса с главредом» и наш гость - главный редактор телеканала «ВОТ!» Алексей Лушников. Ведущая сегодня я, Галина Гусева. Алексей, здравствуйте!
- А.Л: Галя, здравствуйте! Здравствуйте, дорогие телезрители!
- Г.Г: Поговорим об истории.
- А.Л: Как скажете, вы тут главная.
- Г.Г: Да, и я воспользуюсь своим правом, потому что очень люблю исторические вопросы. На самом деле, тема не веселая. Перед 9 Мая я посмотрела ролик на Фейсбуке. Сначала подумала, что шутка – вроде, не может такого быть. Однако, правда. Опрашивали подростков, в игривой манере пытались запутать: «Как вы думаете, финал войны – это заслуга Жукова или все-таки главное - битва ночью на Чудском озере? Там, где доспехи использовали». 15-ти - 17-летние ребята, едва переступившие порог школы, всерьез размышляли на эту тему. То есть все сразу - Жуков, война и Чудское озеро. Правильный ответ так и не прозвучал. Мне стало страшно. Что творится?
- А.Л: Нормальное явление. Для этих ребят, что 1945 год, что 1812-й, что Ледовое побоище – в принципе, один кусок истории. То, что было очень давно. И мы с вами для них старые.
- Г.Г: Птеродактили!
- А.Л: Птеродактили, которые что-то бубнят себе под нос. Вообще, это свойство всех поколений – сложности с восприятием прошлого. Но проходит время, и юные становятся взрослыми.
- Г.Г: Или уже не молодыми.
- А.Л: Да. И все начинается заново. Что касается Великой Отечественной войны и Второй мировой, это действительно было давно, современное поколение далеко от тех лет.
- Г.Г: С одной стороны, я с вами согласна: нельзя все время помнить о том, что было 60 или 70 лет назад. Но парадокс заключается в том, что если мы забываем свою историю, нам сложно себя идентифицировать. Кто мы и какие? Откуда? Чем нам гордиться? Чего греха таить, сейчас особо нечем.
- А.Л: А вы уверенны, что нужно гордиться? Мне иногда кажется, что…
- Г.Г: Все раздуто?
- А.Л: Нет. Просто у меня сложное отношение к такому понятию, как патриотизм.
- Г.Г: Почему?
- А.Л: Вы читаете, допустим, Эмиля Золя?
- Г.Г: Ну, да.
- А.Л: Думаете о работах, написанных Зигмундом Фрейдом? Пользуетесь тем, что сделал Стив Джобс? Скажите, мы сильно задумываемся, в какой стране жил человек и какой он национальности, пользуясь результатами его труда?
- Г.Г: Алексей, вы уходите от ответа.
- А.Л: Нет. Ей Богу! Наверное, здорово пройти по улице мимо Музея-института семьи Рерихов. Или рядом с домом, где жил Нобель. В Питере жили очень многие люди, создавшие современную цивилизацию. Разве для нас принципиально, откуда пришел человек, подаривший миру то или иное изобретение? Мне кажется, такое отношение к жизни уходит. Нет смысла привязываться к конкретной власти, флагу и т.д. А то Гагарин - наш. Терешкова - наша. Жуков...
- Г.Г: …наш. И не трогайте!
- А.Л: Да. Балет - наш. Чайковский… Кстати, от него мы еще не отказались?
- Г.Г: Не отдадим!
- А.Л: А как же пропаганда?
- Г.Г: Ну, мало ли. Все равно наш.
- А.Л: Хорошо. Толстой, Достоевский и т.д. Вы понимаете, о чем я? Например, во Франции есть улицу Чехова.
- Г.Г: В Париже - мост Александра III.
- А.Л: Да, который французам подарил русский царь в ответ на Троицкий мост, презентованный Петербургу французскими властями и построенный по проекту Эйфеля.
- Г.Г: Не совсем - его подмастерьев.
- А.Л: Просто, чем дальше развивается цивилизация, тем сильнее все перемешивается. Поверьте мне, пройдет совсем немного лет, и границы будут выглядеть доморощенными. Например, в Центре ядерных исследований в Швейцарии работают ученые со всего мира. Элита! Какая нам разница, откуда они приехали?
- Г.Г: Не ожидала я от вас такого.
- А.Л: Главное, что все эти люди созидают и формируют цивилизацию, к которой мы принадлежим. Тот же Apple невозможно было создать усилиями только хороших пацанов из Силиконовой долины: нужны разные мозги, площадки, производство. А это уже мировая цивилизация, которая постоянно расширяется. Недавно Китай подключился. Россия со своими полезными ископаемыми и мозгами тоже будет к месту.
- Г.Г: И, кстати, неплохими мозгами.
- А.Л: Сколько Нобелевских лауреатов русского происхождения, которые уехали из страны! Понимаете? Мне, как жителю общей цивилизации, не важна географическая привязка личностей. Не имеет значения даже язык, на котором они говорят. Главное, что они сделали.
- Г.Г: Вы говорите о моментах сближения в научной плоскости.
- А.Л: Я считаю, что это самое важное.
- Г.Г: Тем не менее, Россия остается Россией.
- А.Л: Война - это разрушение, в ней не может быть героев.
- Г.Г: Потому что нет созидания.
- А.Л: У войны могут быть лидеры и полководцы, которые повели себя, как герои, с точки зрения своей страны. Но любая война разрушает цивилизацию.
- Г.Г: А как же открытия и новые технологии, разрабатываемые для военных действий?
- А.Л: Спрос рождает предложение. И, кстати, в том числе благодаря этим открытиям развиваются новые направления в науке. Ведь ядерная энергия была «укрощена», чтобы разрушить цивилизацию.
- Г.Г: Согласна. Алексей, есть звонок. Здравствуйте!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Галина. Я согласна с тем, что патриотические чувства не воспитываются путем заучивания исторических дат. Зачем нашим детям знать, какого числа была такая-то битва и ее исход? Для них это не актуально. Мне кажется, нужно прививать детям умение жить счастливо и создавать семью. Обучать их воспитанию своих детей. Причем со школьных лет. А то математику и физику преподают, а по психологии нет даже азов. Думаю, подрастающее поколение нужно воспитывать на том, что им интересно и актуально. Например, они должны видеть, что об их дедушках и бабушках, которые прошли войну и многое испытали в жизни, заботится государство; что они не прозябают в коммуналках. И главное, чтобы они были уверены в своем будущем.
- Г.Г: Алексей, я хотела зайти с другой стороны.
- А.Л: Я даже не знаю, что ответить. С такими заходами...
- Г.Г: Есть два стереотипа. Первый: зачем изучать историю, когда это заказуха (вульгарно выражаясь). Самая яркая иллюстрация здесь из истории Египта, когда один фараон объявил войну варварам, проиграл ее, но иероглифами записал совсем другое. Историки стали разбираться и узнали об обмане.
- А.Л: Очень знакомый вариант. Я не знаю этого фараона?
- Г.Г: Второй стереотип: история ничему не учит. Тогда зачем ее знать?
- А.Л: Давайте разберемся. Историю знать необходимо. Тот, кто стремится к знаниям – любым и, прежде всего, к историческим - великий человек. Другой вопрос, что изучать все это в 18 лет нереально, у людей иные интересы. Понимание необходимости таких знаний приходит с возрастом. И это нормально.
Теперь что касается патриотизма. Ответьте мне на один вопрос.
- Г.Г: Подождите, ведь ведущая - я.
- А.Л: Это нужно для иллюстрации. Вы в Финляндию в 2012 году часто ездили?
- Г.Г: Раза четыре, наверное.
- А.Л: А в Дагестане вы сколько раз были?
- Г.Г: Ни разу.
- А.Л: Понимаете? Это небольшая…
- Г.Г: Зарисовочка?
- А.Л: Немного примитивная, но говорящая. Что, собственно, есть наша с вами Родина? Поймите, я очень хорошо отношусь к Дагестану, но в последний раз был там в возрасте 17 лет.
- Г.Г: Не тянет?
- А.Л: Не бываю, и все. А в Хельсинки езжу достаточно часто, эта культура мне близка. Есть общие интересы.
- Г.Г: Целый пласт, короче.
- А.Л: Да. Климат и прочее. Вопрос: что для меня больше Родина - Финляндия или Дагестан?
- Г.Г: Алексей, давайте пошутим: Финляндия была частью Российской империи.
- А.Л: Формально, моя Родина - не Финляндия, а Дагестан.
- Г.Г: Вы, конечно, все перетянули…
- А.Л: Да, и утрировал. Но благодаря этому видна реальная обстановка. По сути, Родина - место, которое надо любить. Место нормальной человеческой жизни здесь и сейчас. Для нас это Петербург. Мы любим Петербург? Конечно! И те, кто родился в этом городе, и те, кто приехал сюда жить. Такой взгляд мне понятен.
- Г.Г: Будем надеяться, что все именно так.
- А.Л: Родина там, где человек себя нашел и прожил большую часть жизни. Поэтому, когда те или иные политики начинают спекулировать на патриотических чувствах, мы выглядим настоящими монстрами.
- Г.Г: И очень странными.
- А.Л: Совершенно! Получается, мы должны любить то, чего никогда не видели. Ну, как это?
- Г.Г: Да, а политики с помощью такого патриотизма добиваются своих целей. У нас снова звонок. Здравствуйте!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Борис. Мне кажется, что патриотизм – прежде всего, чувство ответственности. И воспитывать его, значит, воспитывать чувство ответственности у людей, а не слепую любовь к начальству. Начинать это лучше всего в детстве, чтобы с возрастом чувство росло и усиливалось.
- Г.Г: Спасибо! Алексей, что вы думаете?
- А.Л: Идея красивая идея, но я бы с ней поспорил. По-моему, к жизни она мало применима. Что такое «воспитание ответственности»? Она или есть, или нет.
- Г.Г: И работает только при наличии обратной связи.
- А.Л: Да, если человек голой пяткой встал в костер и испытал боль, он понимает - туда лезть не надо. Так формируется опыт, а вместе с ним и ответственность.
- Г.Г: А как воспитывать ответственность в школе?
- А.Л: Все только через личный опыт. За вас никто ваши шишки не набьет.
- Г.Г: Да, и шишек будет много. Скажите, а как бы вы ответили на вопрос подростка: «Зачем изучать историю?».
- А.Л: Зная историю, можно предполагать, что произойдет дальше.
- Г.Г: Теория цикличности?
- А.Л: Да. И соответственно можно что-то спланировать. Например, что здесь будут социальные взрывы и экономические проблемы, а в другом месте нужны такие специалисты, как вы, и эта работа хорошо оплачивается.
- Г.Г: Пора смотреть туда!
- А.Л: Зная историю, понимаешь, как устроен мир и по каким законам он развивается.
- Г.Г: Алексей, я вас поймала! Все это в отрыве от страны.
- А.Л: Причем здесь страна?! Мы говорим о человеке, а он космополитичен и принадлежит миру.
- Г.Г: А мозги? Он может принести что-то хорошее миру.
- А.Л: Конечно, миру и человечеству в целом. А, вероятно, и конкретному питерскому двору, близлежащей деревеньке.
- Г.Г: Кстати, было бы неплохо.
- А.Л: Почему один критерий оценки – страна?
- Г.Г: Помните речь американского президента во время Великой депрессии? «Не спрашивай, что страна сделала для тебя. Спроси, что ты сделал для страны».
- А.Л: Мы переносимся в другое время – без мобильных телефонов, телевидения и т.д. Сейчас мы живем в совершенно другом, прозрачном мире, позволяющем человеку свободно перемещаться в пространстве. Порой долететь до Берлина удается быстрее, чем проехать насквозь Петербург.
- Г.Г: Это правда. Временами так бывает.
- А.Л: Время в абсолютно другой пропорции. Нельзя мыслить критериями прошлого и позапрошлого века!
- Г.Г: Мне понравился ваш «мостик». Но давайте вернемся к истории. Мы говорили о ее цикличности. Если вернуться в любимое время наших исследователей - дореволюционные годы, тогда было много новшеств, которые появились на Западе и перекочевали в Россию. Их вводили купцы, промышленники, меценаты и т.д. К чему я веду? Мы все путешествуем и когда пересекаем рубежи любимой Родины, замечаем вещи, которые нам хотелось бы перенять: чистота, порядок, вежливость и т.п. Почему бы нет?
- А.Л: Давайте, мы с вами как-нибудь найдем час эфира и поговорим на эту тему. Просто до конца программы осталось 3 минуты, а вы поднимаете колоссальную тему. Мы такие, какие есть, потому что у нас есть своя история и культура, опыт и память. Вы говорите о чистоте и порядке в начала прошлого века. Однако не стоит обольщаться по этому поводу: все было немножко иначе.
- Г.Г: Обязательно об этом поговорим.
- А.Л: Все завязано на историю и культуру. Мы сегодня вспоминали про битву на Чудском озере в 1242 году. А, если не ошибаюсь, в 1215-м в Великобритании приняли первую хартию, защищающую права собственности (Великая хартия вольностей – прим. ред.). Когда у нас это появилось? И вообще, есть ли?
- Г.Г: Кстати, да.
- А.Л: Есть – последние 20 лет.
- Г.Г: И финальный вопрос. Если бы вы занимались портретной живописью, какого исторического деятеля вы бы хотели написать?
- А.Л: Например, я очень хорошо отношусь к русским масонам. Их была целая плеяда - от Новикова до Аракчеева. Люди очень разные, но и очень интересные.
- Г.Г: Короче, есть чем заняться.
- А.Л: Хочу сказать телезрителям, что сегодня приехал из Парижа мой старинный друг - Андрей Гульцев. В свое время он возглавлял знаменитую «Русскую мысль». Человек знающий и просвещенный, он многие годы изучает историю масонов и тамплиеров. Мы договорились с ним начать в июле новый цикл, который продолжит серию бесед с Леонидом Александровичем Мацихом, увы, оборвавшуюся из-за его смерти. То есть будет продолжение «Вольных каменщиков».
- Г.Г: Замечательно. Спасибо, дорогие друзья! С вами был Алексей Лушников - главный редактор телеканала «ВОТ!» и я, Галина Гусева. Смотрите нас!
- А.Л: Галя, спасибо вам!
- Г.Г: До свидания!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
19 июня 2013, 21.30
Ведущая – Галина Гусева, программа «Час истории».
polit.pro