Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Анастасия Соловьева - телеведущая телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- А.С: Добрый вечер, дорогие друзья! Вы смотрите «Ваше общественное телевидение». В эфире программа - «Полчаса с главредом». Сегодня ее веду я, Анастасия Соловьева, и у меня в гостях главный редактор телеканала «ВОТ!» Алексей Лушников. Добрый вечер, Алексей!
- А.Л: Здравствуйте!
- А.С: Я хочу поговорить с вами о состоянии российской культуры и шоу-бизнеса. У меня такое ощущение, что идет переливание из пустого в порожнее, и становится хуже. Но об этом чуть позже, а прямо сейчас – о главном. Я знаю, что вчера вечером вы вернулись, наверное, из самой закрытой страны – из Северной Кореи. Когда и зачем вы решили туда отправиться?
- А.Л: Думаю, разговор о Северной Корее столь многогранен, что займет не один час. Это отдельная и большая тема. По итогам поездки я надеюсь сделать фильм и выпустить книгу-альбом – мне удалось отснять много видео и сделать массу интересных фотографий.
Страна эта, как вы правильно выразились - самая закрытая на планете, со всеми вытекающими последствиями. Совершенно другой мир, уникальный, удивительный и неожиданный. Иногда мне казалось, что я нахожусь внутри компьютерной игры, и надо посильнее себя ущипнуть, чтобы вернуться в привычную реальность и увидеть надпись game over. Но этого не происходило.
- А.С: Вам понравилось? Впечатления положительные или..?
- А.Л: У меня нет ни отрицательных, ни положительных впечатлений, а стойкое ощущение другой реальности. Особый мир, в странных декорациях которого живут 23 млн человек: почти пустые улицы, 1950-е годы по интенсивности движения и полное отсутствие пробок, много машин советских марок приблизительно тех же лет, битком набитые троллейбусы и трамваи.
- А.С: Как музыканту, мне интересно, есть ли в Северной Корее подобие шоу-индустрии?
- А.Л: Да, есть.
- А.С: И что там слушают, смотрят?
- А.Л: Я был на партийно-правительственном концерте в большом зале вместимостью примерно два наших БКЗ. Причем современнейшая сцена, свето- и звуковая аппаратура. Никаких ведущих, музыкально-хореографическая композиция состояла из номеров военно-патриотического содержания, которые плавно сменяли друг друга. На основном экране демонстрировали наглядное подтверждение текстов. Я почти уверен, что все, о чем пелось, было связано с жизнью лидеров страны. Сильное и профессиональное зрелище. Артисты, которые выступали, в моем представлении, безупречны. Были и солисты, и оркестр, и огромный хор из 200 или 300 человек…
- А.С: Масштабно!
- А.Л: Да. Главный солист - в нашем представлении, Муслим Магомаев и женщины-солистки тоже очень красиво пели. Например, о ткацкой фабрике и выпускаемом ею полотне. А другие девушки на сцене в это время исполняли довольны сложные хореографические композиции, рассказывающие о жизни простых ткачих. Ближе к финалу на экране летели самолеты, плыли пароходы, взрывались ракеты, шло наступление и в окружении бойцов появился сегодняшний лидер Северной Кореи - товарищ Ким Чен Ын. Зал мгновенно встал и аплодировал до тех пор, пока с экрана не исчезло изображение вождя.
- А.С: У меня такое ощущение, что вы рассказываете о душе народа. Они этим живут? Для них это самое главное?
- А.Л: Я не знаю, просто рассказываю о том, что видел собственными глазами. Еще там есть любимая группа Ким Чен Ына – 18 или 20 девушек.
- А.С: Ого!
- А.Л: Это и солистки, и музыканты. Все одеты в белую лейтенантскую форму со знаками отличия. Нечто среднее между вокально-инструментальным ансамблем образца начала 1980-х в СССР и современной Ванессой Мэй.
- А.С: Скрипачки?
- А.Л: Да, у них есть и электронные скрипки, и ударные, и гитары. Даже электронная арфа. Потрясающее и тоже очень профессионально поставленное действо. Сами девушки очень симпатичные, и мне показалось, что они вполне искренни. Эта группа очень популярна в стране, особенно у молодежи (ее название, простите, воспроизвести не могу).
- А.С: А у них есть возможность поехать на гастроли?
- А.Л: Не знаю. Хотя почему бы нет? Было бы здорово, если бы они выступили у нас в «Октябрьском» или на стадионе. Их стоит посмотреть и послушать.
- А.С: Будем с нетерпением ждать ваш фильм!
- А.Л: Во всяком случае, это очень необычно. Мы крайне мало знаем о культуре Северной Кореи, больше политические и военные истории. А ведь там живут обычные люди, причем очень по-разному и непросто. Мне показалось интересным заснять то, что там происходит, и показать это другим. Думаю, у людей постарше это вызовет ностальгию.
- А.С: Что-то общее с Советским Союзом?
- А.Л: Да, они многое вспомнят. Я вспоминаю старое видео со Сталиным, как все вставали и аплодировали ему. И не согласно протоколу, а потому что искренне верили – по-другому нельзя.
- А.С: У нас есть звонок. Здравствуйте, вы - в прямом эфире!
- ЗРИТЕЛЬ: Добрый вечер! Меня зовут Александр. Находясь в Северной Корее, вы почувствовали разочарование, не обнаружив там зомби и людоедов, а только людей, живущих под гнетом внешней агрессии?
- А.Л: Ничего подобного. Я увидел значительно больше, чем ожидал. Предполагал, какая там жизнь, но не думал, что все настолько иначе. Это любопытно.
- А.С: Вы рассказываете, а мне становится радостно за них и немножко обидно за нас, потому что они самое лучшее представляют народу, а в нашем шоу-бизнесе все намного сложнее. Разве можно сейчас разбить отечественную культуру на какие-то сегменты?
- А.Л: Я бы не стал давать такие оценки. Их общество и наше ни в коей мере нельзя сравнивать. Даже несмотря на какие-то схожие черты в прошлом. Это два абсолютно разных мира и истории. Чтобы увидеть особенности той жизни не обязательно ехать в Северную Корею. Достаточно побывать в Китае, и станет понятно, в какой прекрасной стране мы живем - со всеми ее издержками.
Что касается культуры, у российского шоу-бизнеса есть отрицательные стороны, но существуют артисты, которыми мы гордимся. И могут проявить себя любые музыкальные жанры и направления. Другой вопрос, что не всем удается их послушать.
- А.С: Я про то и говорю.
- А.Л: Кроме творческого дара еще нужен талант «проходить сквозь стену», умение добиться своего. Вероятно, это должен делать кто-то другой, например, продюсер.
- А.С: Желательно.
- А.Л: А не сам музыкант или исполнитель. Я знаю ярких представителей нашей культуры, которые это делают, и у них в определенном смысле получается. Кто-то сначала уехал на Запад, потому что не мог найти себя здесь, а потом с триумфом вернулся.
- А.С: Кстати, вы много путешествуете и, возможно, знаете, какой иностранцы видят современную российскую культуру? Насколько она известна и популярна?
- А.Л: Времена, когда открылся «железный занавес» и пошла волна интереса ко всему советскому и русскому, в частности, давно закончились. Поэтому сейчас вряд ли можно говорить о нашей популярности за границей. Вообще, мне кажется, в любом обществе и в любой стране есть определенные сложности в признании человека, который занимается творчеством. При том что у каждой творческой личности есть субъективная оценка себя в мире.
- А.С: Конечно!
- А.Л: И это нормально. Здесь важно не перейти грань, пытаясь что-то сказать миру. А дело мира услышать или нет.
- А.С: У нас снова звонок. Здравствуйте, вы - в прямом эфире!
- ЗРИТЕЛЬ: Добрый вечер, госпожа ведущая и господин Лушников! У меня масса вопросов по поводу сегодняшнего выступления Путина и очень заинтересовала поездка Алексея в Северную Корею. Наверное, там главное - дисциплина и президент не говорит «по фене»?
- А.Л: Северная Корея – очень обширная тема, и мне действительно есть что рассказать. Я бы не хотел делать это впопыхах. Но на ваш вопрос, конечно, отвечу. Есть много людей, которые говорят: «Как здорово в Северной Корее - порядок и все понятно!». Прикольно приехать туда на два-три дня, посмотреть и уехать. И совсем другое дело – постоянно жить в таких условиях. Здесь возможны два варианта: стереть из памяти весь накопленный опыт и жить по-новому, либо получить конфликт внутренней культуры и внешней реальности. Приведу простой пример. Ровно в полдень и в полночь по всей столице Северной Кореи разливается проникновенная мелодия. Это небольшой фрагмент из песни примерно с такими словами: «Где же ты сейчас, наш командир? Мы скучаем без тебя....». А в 7 часов утра раздается гудок. Я когда его впервые услышал, подумал, что началась обещанная ядерная война. Но оказалось, это массовая «побудка» на работу. Совершенно другой мир! Мы свою часть этой истории прошли.
- А.С: Алексей, у нас осталось буквально полторы минуты в прямом эфире, и я хочу задать еще один вопрос. Если бы у вас было право цензуры, что бы вы изменили в современной российской культуре?
- А.Л: Меня раздражает только одно - глупость. Я постоянно об этом говорю, но знаю, что многим это нравится. Понимаете?
- А.С: Хороший ответ.
- А.Л: Мы все очень разные, и с этим нужно считаться.
- А.С: Алексей, большое спасибо за интересную беседу. У меня такое ощущение, что она только началась…
- А.Л: Я могу сказать телезрителям, что свои впечатления о поездке в Северную Корею потихоньку, странички дневника публикую на Фейсбуке и «ВКонтакте», вместе с фотографиями. Пока выборочно.
- А.С: Я читала в соцсети, что вы связывались с коллегами по городскому телефону.
- А.Л: О, это была целая история! В Северной Корее нет ни мобильной международной связи, ни интернета, и я звонил с кнопочного телефона на специальной станции, где дежурный внимательно наблюдает, как ты входишь, разговариваешь и выходишь. О стоимости одной минуты разговора я даже заикаться не стану.
- А.С: Спасибо! Будем с нетерпением ждать ваш новый фильм. Дорогие друзья, вы смотрели программу «Полчаса с главредом». В гостях у нас был главный редактор «Вашего общественного телевидения» Алексей Лушников.
- А.Л: Спасибо!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
25 апреля 2013, 21.30
Ведущая – Анастасия Соловьева, программа «Большой талант».
polit.pro