Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Марина Гусева - телеведущая телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- М.Г: Здравствуйте, дорогие зрители телеканала «ВОТ!». В эфире - передача «Полчаса с главредом». И я с большим удовольствием представляю нашего главного редактора, Алексея Лушникова.
- А.Л: Здравствуйте!
- М.Г: Я, телеведущая Марина Гусева, нахожусь под большим впечатлением после вчерашнего фильма «Юрий Шевчук. Чеченский эпизод».
- А.Л: Были на вечере?
- М.Г: Да, и мне очень понравилось. Вы - удивительный человек, многогранный и смелый.
- А.Л: Ну, не знаю…
- М.Г: Кроме того, меня поразили ваши картины: они такие радостные, живые, светлые. Очень приятно.
- А.Л: Спасибо, но давайте меньше меня и больше по делу.
- М.Г: Хорошо. Алексей, я предлагаю начать разговор с истоков. Какие книги вы читали в детстве и юности?
- А.Л: Меньше меня! (смеется). Все-таки программа «Полчаса с главредом» не о Лушникове, а о вопросах, которые волнуют человека в жизни и профессии. Ваша программа посвящена книгам, поэтому, как я понимаю, на столе лежит «Антиутопия-2012»?
- М.Г: Это книга, которая меня сейчас волнует.
- А.Л: Хорошо.
- М.Г: И поэтому мой первый вопрос - о книжных воспоминаниях детства.
- А.Л: Здесь я очень банален. В детстве и юности не читал ничего такого, что отличало бы меня от сверстников. Чуть позднее на меня произвел сильное впечатление журнал Playboy, тогда - контрабандный. Все остальное, как у всех.
- М.Г: Просто вы - состоявшаяся личность, а у молодых людей всегда есть желание...
- А.Л: Нельзя переносить на себя чужой опыт. Наверное, я сейчас скажу кощунственную вещь, с точки зрения отечественной литературы, но она живет в том времени, в котором создана. Поэтому, если задаться целью воспитывать молодежь на образцах 1970-х - начале 1980-х годов, это будет искусственно. Ведь сегодня совсем другие маяки в литературе.
- М.Г: Есть классическая литература.
- А.Л: Мне кажется, не стоит переоценивать ее влияние. Читая классику в 8-м или 9-м классе школы, через десять лет человек реально ничего не помнит. Уже потом, когда ему под или за 40, он перечитывает все, как в первый раз – такая глубина мысли. Например, Достоевский - абсолютно не мое, Толстой ближе, Чехов вообще замечательно. А изучать эти книги в школе... Не знаю.
- М.Г: А мне «Война и мир» нравилась в школе. Потом я ее несколько раз перечитывала.
Хотя в первую очередь читала про любовь.
- А.Л: Конечно! Читая такие книги в школе, ты думаешь, что закончил год и поставил точку.
- М.Г: Да-да.
- А.Л: Все по-настоящему понимается и принимается в другом возрасте.
- М.Г: Может, вы и правы. Хотя ощущения от первого прочтения у меня остались сильные. Например, о том, каким должен быть мужчина, какие взаимоотношения между отцом и сыном и т.д.
- А.Л: Согласен. Но понимаешь эти вещи значительно позже. В школе все воспринимается легче.
- М.Г: Вы знаете, я часто встречаюсь с молодежью и удивлена, с каким удовольствием они читают классику. Более того, идут дальше и осваивают историческую, научно-изотерическую литературу. Оказывается, у нас формируется огромный пласт людей, которые думают по-другому, мыслят более глобально и экологично. Не только в смысле, что бумажку, где попало, не бросят, а не засоряют эфир глупыми мыслями и чувствами. После общения с ними я почувствовала, что у нас все будет хорошо.
- А.Л: Дай Бог! Знаете, недавно я встречался с великим русским поэтом Александром Семёновичем Кушнером, и мы, в том числе, говорили о городе-спутнике Петербурга, который строят недалеко от Пушкина, с «поэтическим» названием Южный. Понимаете меня?
- М.Г: Понимаю.
- А.Л: Неужели так трудно придумать название? Что за банальность – Южный? А на севере – Северный, на востоке - Восточный. Богатейший город, с точки зрения традиций и культуры, и такое…
- М.Г: Может, название еще изменится?
- А.Л: Официально в документах стоит Южный.
- М.Г: Да?
- А.Л: Там будет огромное количество жилья, обещают даже скоростные трамваи, еще что-то.
- М.Г: Не поэты называли - строители.
- А.Л: В том-то и дело. Я предложил Кушнеру назвать, скажем, Гоголем. Почему бы нет рядом с Пушкиным? Александр Семёнович говорит, что необходима связь с территорией, и предлагает использовать название какой-нибудь местной деревушки. В любом случае, нужно думать над этим.
- М.Г: Ой, надо. У нас звонок. Пожалуйста, говорите!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я хочу выразить свое мнение по поводу нового списка литературы для преподавания детям. Мне кажется, в старые-добрые советские времена не зря изучали классику. Ведь чтобы у человека была богатая лексика, нужно читать литературу.
- М.Г: Согласна.
- ЗРИТЕЛЬ: И для умения правильно писать тоже. Я считаю, что прежде ребята лучше изъяснялись, чем современные. Вы согласны?
- М.Г: Спасибо большое! Конечно, согласны. Более того, например, чтобы попасть в Философское общество, человек должен был обладать словарным запасом в 33 000 слов. Словарный запас Пушкина - 20 000 слов, Шекспира – 30 000.
- А.Л: Про Эллочку Людоедку скажете? У нее было всего 33 слова.
- М.Г: Оруэлл написал, по-моему, еще 1934 году, что появится новояз, будет уйма сокращенных слов и только короткие фразы, а синонимы уйдут из обращения. Хотя, думаю, все не исчезнет. Не так прост русский человек! Между прочим, нейробиологи говорят, что человек, владеющий большим словарным запасом, способен прийти к пониманию Вселенной и объяснению ее божественного начала. Без глубокого овладения языком разгадку не найти.
- А.Л: Видите, как все не просто. А мы не можем придумать название для города-спутника…
- М.Г: Давайте попросим телезрителей принять в этом участие. В Петербурге огромное количество поэтических объединений, много пишущих и читающих людей.
- А.Л: Мне кажется, общественность здесь не поможет. Этим должна заниматься Топонимическая комиссия.
- М.Г: Это очевидно.
- А.Л: Чиновники должны отслеживать подобные вещи. Хочется попросить вице-губернатора по культуре задуматься над тем, что Санкт-Петербург - значительно больше, чем город Южный. Я имею в виду, в плане названия.
- М.Г: Алексей, я прочитала вашу книгу, и у меня появились вопросы. Знаю, что вы сняли документальный фильм о Горбачеве, пишите о нем, хотя отношение к этой политической фигуре в обществе неоднозначное, почти отрицательное.
- А.Л: Михаил Сергеевич Горбачев - фигура историческая. Степень его влияния на сегодняшний день вряд ли можно переоценить. Да, это очень яркий человек, который многое изменил. Откуда отрицательная оценка? От нехватки образования и силы эмоций. Многие люди в годы перестройки почувствовали себя ущемленными и перенесли весь негатив на Горбачева. Это же очень удобно - переносить ответственность на правителя.
- М.Г: Кто-то всегда виноват.
- А.Л: Да, особенно, когда эта ответственность за самого себя. На самом деле, Горбачев дал возможность изменить наш мир, причем без войн и крови. Хотя не без потерь. Как сказал один классик того времени: «За коммунизм надо платить». Фраза спорная, но она передает настроение. Всегда легко, спустя много лет, говорить: «Вот если бы…». Например, о Бородино. Однако история не терпит сослагательного наклонения, мы живем здесь и сейчас. Горбачев жил в то время и принимал решения, которые ему диктовали обстоятельства. Я в определенном смысле был очевидцем тех событий, иногда даже их участником и хорошо помню, какие шли процессы. Отрицание самого себя и своей жизни, ее части мне кажется странным. Что касается конкретно Горбачева, думаю, время давать четкие оценки его поступкам еще не пришло.
- М.Г: Хорошо. Другой вопрос: в «Антиутопии-2012» вы пишете о формировании национальной идеи России, русского народа. Расскажите об этом немного подробнее.
- А.Л: Любую национальную идею формируют люди на основании потребностей, которые есть в обществе. У меня есть глубокое убеждение, что национальная идея любого общества - человеческая жизнь. По-моему, она является главным мерилом и ценностью, заставляет думать об окружающих. Как вариант, я предложил объединить усилия ученых для продления короткого людского века.
- М.Г: Здорово! Меня давно мучает вопрос: почему к власти никак не придет человек науки, интеллектуал, с накопленными годами высокими нравственными качествами.
- А.Л: Мир всегда спасает герой, но рядом с ним - обязательно ученый. Бывает ученый и герой в одном лице. Во всяком случае, в большинстве американских фильмов. Я полностью с вами согласен: ученый сегодня - ключевая фигура.
- М.Г: Да, ключевая. Наверное, в России тоже, потому что у нас есть природные ресурсы и интеллектуальные запасы, полностью не перекочевавшие на Запад.
- А.Л: Я не делю людей на уехавших и оставшихся. Какая разница?
- М.Г: В принципе, никакой.
- А.Л: Главное, чтобы все работало на людей. Мне кажется, это общецивилизационный, а не национальный вопрос.
- М.Г: Конечно. Еще Рерих выдвинул идею о национальном правительстве. Она витает в воздухе, все идет к этому. И большие надежды именно на Россию, которая может начать великое объединение.
- А.Л: Посмотрим. Я не хочу предугадывать. К тому же это не главное.
- М.Г: Лучшие умы человечества!
- А.Л: Я считаю, что основные процессы сейчас идут именно в науке, в основной своей массе они международные. То есть объединяются ученые со всего мира.
- М.Г: Коллективное бессознательное. Известно, что одного открытия не бывает, оно всегда спонтанно возникает в нескольких местах…
Спасибо большое, дорогие телезрители! С вами была передача «Полчаса с главредом» и Алексей Лушников.
- А.Л: Да, спасибо! Встретимся через какое-то время.
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
4 апреля 2013, 21.30
Ведущая – Марина Гусева, программа «Закладки».
polit.pro