Во всем многоообразии быстро меняющихся оценок ситуации на Украине доминируют только две основные линии – провластная и промайданная.
Первые поддерживают «законную власть» Виктора Януковича и обрушиваются на радикалов и экстремистов, пытающихся осуществить силовой (или мирный) «захват власти». Вторые – напротив, делают акцент на антидемократических и антиконституционных действиях Януковича и его правительства – прежде всего, на силовых акциях подразделения «Беркут» и драконовских законах от 16 января, резко ограничивших права и свободы граждан Украины. Первые всем своим сердцем – за «стабильность». Вторые – «за народ и за свободу».
Также активно обсуждаются тактические вопросы. Примут ли Яценюк и Кличко посты в правительстве? Разойдется ли после этого по домам Майдан? Достанется ли оппозиции пост министра внутренних дел? Отменит ли Верховная Рада законы от 16 января? Согласится ли Янукович на досрочные выборы Рады и президента? Примет ли он требование оппозиции о конституционной реформе и переходе к парламентско – президентской республике? Подпишет ли договор об ассоциации с ЕС?
При всех моих огромных симпатиях к народу, который вышел с протестом против авторитаризма и коррупции, и огромных антипатиях к коррумпированному режиму Януковича, пытавшегося перенести на Украину авторитарные технологии Кремля, трезвый взгляд на вещи показывает, что дела на Украине обстоят еще хуже, чем кажется.
Прежде всего - мало кто замечает главное – постепенное превращение Украины в очередное «несостоявшееся государство» (failed state) – вне зависимости от того, кто одержит в этот раз победу – Янукович, Кличко, Яценюк или Тимошенко, Путин или Меркель.
В годы распада СССР и Восточного блока 25 лет назад Украина и Польша имели сходный ВВП на душу населения и размер экономик. Сегодня Польша превосходит Украину почти втрое. ВВП Польши – 483 млрд долларов, Украины – 173.9 млрд. На душу населения – поляки имеют 20600 долларов в год (68-е место в мире), украинцы – 7300 (137-е место). Это данные 2012 года, в прошлом году ситуация на Украине только ухудшилась.
У Украины огромный и быстро растущий внешний долг, страна находится под постоянной угрозой дефолта. Валютные резервы близки к нулю. Торговый баланс глубоко дефицитен, катастрофически не хватает инвестиций и накоплений. Россия – единственная на сегодня страна, которая готова давать многомиллиардные кредиты под «мусорные» украинские государственные бумаги. Недавно Путин пообещал Украине 15 миллиардов долларов кредита и значительное снижение цен на газ. Больше никто серьезной помощи Украине не обещает и не предоставляет.
За более чем 20 лет Украина не смогла построить современные государственные институты. Да что современные – хотя бы более или менее работающие и пристойные. По многим показателям страна – на самом дне мировых рейтингов.
Так, согласно рейтингу конкурентоспособности ВЭФ за 2013 – 2014 гг (Всемирный экономический форум в Давосе), Украина на 84 месте по конкурентоспособности среди 148 государств мира. Год назад была на 73 – м (за год падение сразу на 11 позиций). Соседи Украины в рейтинге – Тунис, Гватемала, Уругвай и Молдова. Грузия, Россия и Казахстан расположены в рейтинге значительно выше.
Хуже всего на Украине обстоят дела как раз с качеством государственных институтов (137-е место из 148!), макроэкономической стабильностью (107-е), эффективностью товарных рынков (124-е), развитием финансовых рынков (117-е). Низкую конкурентоспособность нереформированных украинских предприятий отчасти объясняет низкая готовность к техническим инновациям (94-е место в мире). Все плохо с инновациями и бизнес-эффективностью – 90-е места в мире.
По рейтингу восприятия коррупции Транспаренси интернэшнл Украина на 144 месте из 175 (Россия – на 127). На последних местах Украина в рейтингах судебной системы, защиты собственности, административных процедур и так далее.
В рейтинге Doing Business Всемирного Банка на 2014 год Украина находится на 112 месте из 189, при том, что даже Россия сумела подняться в нем за два года с 120 на 92-е место.
Страна глубоко расколота культурно и политически, и этот раскол за два десятилетия, похоже, только углубился. Пока на западе Украины в 10 областях захватывают областные администрации и провозглашают параллельные органы власти (самопровозглашенные и самоназначенные Народные Рады), на востоке сохраняются глубоко укорененные антипатия и недоверие к «западенцам» - с их резко выраженными крайним национализмом и антимосковскими настроениями.
Как и в Грузии, где Гамсахурдия, Шеварднадзе и Саакашвили не сумели предложить консенсусную политику для столь разных частей, как Южная Осетия и Абхазия, не сумели сплотить страну, так и Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович оказались не в состоянии сформулировать общую компромиссную идентичность, равно комфортную для запада и востока Украины. Все идеи автономии, федерализации, диалога не востребованы ни в Грузии, ни на Украине. Для Грузии силовое навязывание одной и радикальной версии грузинского национализма уже обернулось фактическим распадом страны на три части. На Украине эта угроза будет тем реальнее, чем дальше зайдет прогрессирующий распад общества, государства и экономики.
Ничего это даже не обсуждается ни на Майдане, ни в администрации Януковича.
Украине необходим не только тактический компромисс противостоящих сторон и не только расстановка фигур на доске правительственных назначений (тем более что многие фигуранты украинской политики не раз уже побывали на самых разных должностях, без всякого прока для стратегического развития страны). Но главное – решение стратегических проблем страны – проблемы общей идентичности, строительства современных государственных институтов, навязывания верховенства права и закона, решения проблемы конкурентоспособности украинской экономики. Необходимо решить проблемы крайнего социального расслоения (украинский индекс Джини сегодня – 120 место в мире, в 1999 году Украина была на 29 месте). Снизить чудовищную концентрацию политики и богатств в руках немногих олигархов. Укротить вопиющую коррупцию, начав с семей первых лиц государства.
Главная угроза для Украины – не Майдан и не Янукович. И даже не гипотетические пока (к счастью!) распад страны и гражданская война.
Главное – нарастающий хаос и распад общества, экономики и институтов. Общественно – политические кризисы на Украине становятся все более регулярными и все более глубокими. Элиты раз за разом показывают низкий профессионализм и отсутствие ответственного государственного чувства. А телевизионная картинка из Киева все больше напоминает картинки из Бишкека, где власть уже давно меняется на улице, а не на выборах, и где давно уже сформировалось прогрессирующее «несостоявшееся государство».
Задача как России, так и Европейского Союза – не азартно играть за одну из сторон быстро тонущей соседки, а помочь Украине – одной из крупнейших европейских стран с древней историей и высокой культурой, твердо встать на ноги.
Увы, вчерашний саммит Россия – ЕС в Брюсселе показал, что такого желания ни у кого нет.
Владимир Рыжков
сопредседатель РПР-ПАРНАС