Неподалеку от моего дома на асфальте, практически в том самом месте, где долго красовалась выполненная разноцветными мелками гигантская надпись: «С днем рождения, Лена!» с нарисованным возле сердечком — все как полагается, — на днях появилось совсем другое послание «улицы». Написано оно одним-единственным мелком. Красным. Адресовано самому упоминаемому в стране и мире российскому политику. После его фамилии стоят такие слова: «Безвольная марионетка Запада». Без единой грамматической ошибки и восклицательного знака в конце. Значит, и без надрыва тоже. Для писавшего это сухая констатация факта.
Автор «послания» явно верит, что Новороссия существует, хотя она ничем не отличается от Утопии или Атлантиды. И очевидно расстроен, что Россия не ввела свою армию на юго-восток Украины, чтобы… Чтобы что?
Как только случился Крым, в России резко активизировались разговоры пикейных жилетов на тему «Путин возрождает СССР». И «новое путинское большинство», как теперь принято называть сторонников присоединения Крыма, очень даже за. Но несмотря на очевидные элементы возвращения «совка» в разных его проявлениях в нашу жизнь, российская власть вовсе не возрождает, а, наоборот, окончательно доламывает СССР.
Производит такие изменения на постсоветском пространстве, после которых оно перестанет быть пространством, о котором можно говорить как о чем-то относительно связанном.
Скорее оно окажется чем-то вроде древнего континента Гондваны, из которого получились Африка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, Новая Зеландия и до кучи Индия с Аравией, но который навсегда перестал существовать как единое целое.
Если даже допустить, что мы сейчас действительно чего строим, то это никак не новый «совок». Во-первых, СССР был категорически несовместим с православием. Это было официально декларируемое «безбожное царство» с отделением церкви от государства на уровне Конституции — что и правильно. А наша власть взяла на вооружение «как бы» православные ценности вместе с некоторыми советскими. Во-вторых, при любом отношении к проекту «Новороссия» само его появление очевидно свидетельствует о том, что Россия отказывает Украине в праве на существование в нынешних границах. А отъем у нее Крыма, как это ни оценивай, уже привел к географическому разлому бывшей второй по населению и размерам экономики республики СССР.
Какое же это возрождение Союза? Это дальнейший его раскол в чистом виде.
Грузия, Молдавия и та же Украина уже подписали соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Да, это не приближает три бывшие советские республики к вступлению в Евросоюз, что уже сделали три другие бывшие советские республики — Латвия, Литва и Эстония. Но однозначно отдаляет подписантов от любого варианта проекта реставрации СССР.
Добавим сюда обладающую официальным статусом нейтральной державы и полной газовой независимостью от России Туркмению, и получится, что 7 из 14 бывших союзных республик явным образом не хотят тесного политического союза с Москвой. Не хочет его и Узбекистан, в последнее время имеющий уж точно не менее плотные отношения с США, чем с Россией, и фактически игнорирующий все интеграционные форматы российской власти.
Более того, даже наши партнеры по широко разрекламированному Евразийскому экономическому союзу Белоруссия и Казахстан скорее обороняются при помощи этого все равно весьма эфемерного образования с гораздо меньшей интеграцией, чем была внутри СССР, от возможного повторения у них «украинского сценария» в российской сценографии.
Тот же Казахстан затевает программу переселения казахов в северные области Казахстана, исторически населенные большим количеством русских, прямо опасаясь крымского варианта.
При этом Казахстан стал самостоятельной региональной державой, оттягивающей на себя часть мигрантов из среднеазиатских государств. А элита этих государств все чаще отправляет детей учиться в Китай и на Запад, но отнюдь не в Россию.
Армения уже по факту наличия гигантской диаспоры на Западе не может быть стопроцентно и безоговорочно пророссийской при всех ее несомненных теснейших связях с нашей страной. У Азербайджана есть нефть и газ, а значит, у России нет возможностей лишить эту страну суверенитета. Киргизия и Таджикистан — крайне бедные государства, интеграция которых с Россией возможна, только если мы просто возьмем эти страны на полное содержание.
Едва ли тесный союз с такими «мощными державами», как Киргизия, Таджикистан, Южная Осетия, Абхазия, может быть предметом сладких геополитических грез российских империалистов. В таком союзе Россия даже не «первый парень на деревне» — она практически «первый парень» на пепелище.
Советского в нашей повседневной жизни после распада СССР оставалось немало. А в последние годы и месяцы стало еще больше. Ограничения на выезд за границу силовиков, вполне советский градус антизападной пропагандистской идеологической истерии, возвращение норм ГТО, а также ВДНХ и ТАСС, борьба с «безродными космополитами», они же «иностранные агенты» и «пятая колонна» — все это реальные черты советского. Да и советских по менталитету и «происхождению» людей — заставших СССР, привыкших уповать на государство и безропотно соглашаться с ним или просто не высовываться, — в России тоже пока большинство.
Но по факту Россия сейчас не становится ядром реконструкции советской империи, а упоенно крушит ее остатки.
Потому что цель нашей нынешней официальной политики вовсе не в реставрации СССР (для этого вполне подходит отдельно взятая территория ВДНХ, где оно, как в музее, может быть даже «прикольно»). «Совок» возрождают разве только в головах ко всему доверчивых сограждан. Цель — затемнение масс имперскими мифами на фоне очевидного ценностного и, главное, экономического тупика, в котором оказалась Россия.
Инстинкт самосохранения власти не первый раз в российской истории побеждает инстинкт сохранения и развития страны. У нас просто очередная переломная эпоха, когда мы ломаем остатки старого государства, не создавая фундамент для нового. Только и всего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
11 июля 2014
gazeta.ru