Вместо 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции (по-старому — ВОСР) в 2017-м в Российской Федерации будут праздновать 100-летие со дня рождения Александра Солженицына в 2018-м. По масштабам, судя по всему, приравниваемое к 1000-летию крещения Руси. (А в 2019-м можно будет широко отметить 20-летие пребывания у власти В.В. Путина — с момента назначения его премьер-министром.)
Насчет Александра Исаевича, которого теперь, очевидно, будут внедрять, как картошку при Екатерине, и канонизируют в хрестоматиях словно бы для того, чтобы его перестали по-настоящему читать, президентом подписан указ №474. Тут все как у людей: оргкомитет, план мероприятий, рекомендация органам исполнительной власти субъектов РФ принять участие в подготовке и проведении этих самых мероприятий.
Стране не хватает героев. Живых и мертвых.
Власть снижает дефицит легитимности за счет истории. Чуть подправленной и выдуманной, созданной «по мотивам» истории реальной. В этом смысле георгиевские ленточки, «легенда №17» — Валерий Харламов, столь же мифологизированный, как и 28 панфиловцев или Мересьев из «Повести о настоящем человеке», Солженицын — в виде могучего старца, каким он предстанет перед публикой в 2018 году, — одно и то же. Мифы и легенды, которые подпитывают могущество и харизму власти.
Солженицын будет очень нужен российской власти, из которой уже уйдет к концу очередного политического цикла энергия «войны и победы», для которой исчерпается «эффект Крыма».
Андрей Десницкий о том, что стоит за награждением Геннадия Зюганова
Церковный орден коммуниста
Андрей Десницкий о том, что стоит за награждением Геннадия Зюганова
Александр Исаевич, чуть подправленный, сокращенный и упрощенный для широкой публики, окажется идеальным идеологическим оружием. Если Владимир Путин решит баллотироваться в президенты, то документальные кадры — действительно существующие, если кто забыл, — его вполне доверительного общения с писателем с лицом пророка станут главным предвыборным роликом.
70-летие Победы выпадает на неэлекторальный год. Оно послужит лишь поддержанию рейтинга руководителя на том социологическом плато, на которое показатели популярности вышли после присоединения полуострова, неожиданно поднявшего и тиражи «Острова Крым» Василия Аксенова.
Революция — при всей преемственности империй, Российской, советской и той, которая «восстанавливается» через «воссоединение» с Крымом и Таможенный союз, — все-таки не про нынешнюю власть. Сталин ближе, чем Ленин. К тому же большевистская власть все-таки оказалась властью исторических лузеров.
А вот 100-летие Солженицына — с его умеренным национализмом, с его антикоммунизмом, с его профетическим пафосом, с его «Жить не по лжи» — вполне можно подверстать к новым выборам президента. Невнятная идеология будет отлита в граните цитат из Солженицына.
Алексей Цветков о том, как живут либеральные девочки и мальчики-патриоты
Невесты капитала и Кибальчиши Кремля
не «Красное колесо», «Раковый корпус» или «В круге первом», а публицистику. Вполне соответствующую фьюжн-идеологии нынешней власти. Только власть красиво сказать не может, равно как и наполнить слова таким авторитетом, каким обладал Солженицын.
А тут можно въехать в 2018 год на всем готовом.
«Архипелаг» вообще портит картинку, хотя кто ж вспомнит в 2018-м, что две трети нынешней элиты — выходцы из структур, которые стояли по противоположную сторону колючей проволоки от Солженицына. Но тут ведь как: Александру Исаевичу, канонизируемому нынешней властью, можно обличать сталинскую власть. Всем остальным — нельзя.
Как раз перед выходом указа президента о праздновании 100-летия классика Министерство культуры успешно забодало ФЦП по увековечению памяти жертв политических репрессий. Она, эта программа, равно как и проект мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий, готовилась при прежнем президенте и, в сущности, при его поддержке. Сейчас он премьер, и его коллега и подчиненный счел «нецелесообразным» реализацию такой программы, ибо она уже осуществляется в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма».
Да, не только депутаты новой формации, но и идеологизированная бюрократия напрочь лишены чувства юмора. Или насчет «туризма» — это такое тонкое, почти энкавэдэшное издевательство, такой юморок из «Замка» Кафки?
Так что ждите: руководство страны со всем своим боевым отрядом пиарщиков еще пройдется на главной улице — улице Солженицына, бывшей Коммунистической, с оркестром.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
gazeta.ru
1 июля 2014