Простаивая в майско-дачных пробках, я вдруг обратила внимание, что на машинах практически нет черно-оранжевых ленточек. Еще в прошлом году они развевались чуть не на каждом втором авто, а в этом — как отрезало. Не знаю, как в провинции, но в Москве тенденция налицо.
Признаться, я тоже впервые за долгие годы не достала в мае из стола выстиранную и выглаженную георгиевскую ленту — пусть полежит до лучших времен. Почему? Сложный вопрос.
Когда девять лет назад на антеннах машин появились первые георгиевские ленточки, мне страшно захотелось иметь такую же. Не только потому, что оба моих деда погибли на Великой Отечественной, а бабушка пережила блокаду, — я этого и так никогда не забываю, с ленточкой или без. Просто в этой акции, придуманной журналистами РИА «Новости», было на редкость много живого чувства. А главное — ни капли фальши, которой так часто пропитаны официозные патриотические мероприятия.
Искренность подчеркивала добровольность кампании. Это был наш выбор — прикрепить черно-оранжевый лоскуток к одежде, сумке, антенне машины или не прикреплять. Не по наказу партии, правительства или непосредственного начальства, а по желанию души. Потому что помним. Потому что гордимся…
Помню и свои споры с коллегами: я считала, что ленты надо не раздавать, а продавать, хотя бы рублей по сто — чтобы деньги шли на поддержку ветеранов. Как продают (точнее, обменивают на любое пожертвование) в Великобритании бумажные красные маки — символ уважения к ветеранам всех войн. Меня уверяли, что до наших ветеранов деньги все равно не дойдут, да и ста рублей многие пожалеют. Но это был спор лучшего с лучшим.
Спустя годы, когда предприимчивые люди стали этими ленточками приторговывать, а некоторые — видимо, наиболее патриотичные — увешивать ими свои джипы в три ряда, меня уже что-то неприятно кольнуло.
А в этом году ленточку окончательно приватизировали те, кто отказывает в патриотизме инакомыслящим — тем, кто не кричит восторженно «крымнаш». Политики и чиновники, депутаты и сенаторы, независимо от партийной принадлежности, украсили себя черно-оранжевыми лоскутами, бабочками, платочками и шарфиками с ног до головы.
Видела даже фотку одного регионального патриота, который сшил себе костюм в черно-оранжевую полоску. Может, и фейк, конечно, но не удивлюсь, если правда. Нет предела такому патриотизму, который больше рифмуется с идиотизмом.
Выпустили же в этом году пивовары коллекционную серию баночного пива «Герои Великой войны», майонез с георгиевской лентой наперевес, патриотичное крымское шампанское, лично видела рекламу черно-желтого маникюра — «ветеранам скидки».
Дело, конечно, не в самой ленточке — этот символ русской воинской славы пережил большевиков, переживет и нынешние смутные годы. Просто в этом году черно-оранжевый двуколор стали слишком активно использовать люди, с которыми мало хочется солидаризироваться.
«Зеленые человечки» повязывают эту ленточку на рукав для распознавания «свой-чужой». Пророссийские активисты с тяжелыми лицами под истошные крики «Спасай Россию» бьют древками от черно-оранжевых полотнищ всех, кто с ними не согласен.
В ответ те, кто с ними не согласен, обзывают всех русских «колорадами», сжигают георгиевские ленты на Вечном огне и проводят целое исследование на тему, почему современные российские патриоты украшают себя «власовскими лентами».
И вот уже наши ближайшие соседи приравнивают эту ленточку чуть ли не к ружью.
В Киеве в дни Победы решили заменить российскую георгиевскую ленту «европейским» красным маком.
Белорусское оппозиционное движение «За Свободу» призывает местные власти запретить раздачу и использование георгиевских ленточек в общественных местах, потому что «черно-оранжевая символика все меньше ассоциируется с Днем Победы над нацизмом и фашизмом, а все больше становится символом российского империализма». И Лукашенко чуть ли не впервые не клеймит оппозиционеров позором.
Финские пограничники заставляют снимать эти ленты с российских автомобилей — дескать, «законодательство Финляндии запрещает прикреплять к стеклам, приборной доске и т.п. автомашины знаки, наклейки, приборы и дополнительные предметы, которые загораживают обзор». В прошлом году финны о таком законе и не вспоминали.
В Литве проводят целое расследование, кто завез ленточки в Вильнюс, — все следы ведут в российское посольство…
Вся эта борьба с фетишами была бы даже смешна, если бы на Украине день за днем не гибли люди. Как с одной, так и с другой стороны.
А потому пусть моя ленточка полежит в столе до мирных времен. Рядом, кстати, с желто-синим пацификом с Марша мира. Символы, в отличие от людей, друг друга не убивают.
Пока писала, увидела в новостях, как
один мудрый человек по имени Соломон — председатель совета ветеранов-евреев из Днепропетровска — подсказал неплохую идею: совместить гвардейскую ленту (с оранжево-черными полосами) с украинской (желто-голубой). И прикрепить их в День Победы вместе.
Вот как рассуждает полковник в отставке Соломон Флакс: «Все ветераны носят георгиевские ленточки рядом с наградами и в этом году тоже хотят их надеть как знак победы над немецко-фашистскими захватчиками. Мы долго советовались и решили совместить гвардейскую ленту с лентой цвета флага Украины. Я не могу подать руки ветерану УПА, ведь мы с ним были противниками. Но если он тоже наденет красно-черную ленту, соединенную с желто-голубой, то продемонстрирует, что у него такие же ценности, как и у меня: наша страна, которую мы защищали, за которую мы воевали, которую мы восстанавливали».
В России я таких Соломонов, к сожалению, пока не вижу. Или — что скорее — они просто не попадают со своими примиренческими идеями в наши патриотические СМИ.
Впрочем, и на Украине, боюсь, это соломоново решение далеко не все поддержат.
Немного обнадеживает лишь слово «диалог», прозвучавшее из Кремля.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
08 мая 2014
gazeta.ru