Тоска по СССР взвивается кострами. Психологически это понятно. Многим, особенно людям старшего поколения, моего возраста, в СССР жилось лучше, чем стало житься после его распада.
Вот я, например, в СССР жил гораздо лучше, чем в постсоветское время. Правда, я и тогда жил лучше многих своих ровесников – но так уж мне повезло, я не виноват. В детстве я был сыном знаменитого писателя, в молодые годы – студентом наилучшего вуза (бесплатно), преподавателем престижного учебного заведения (устроился без блата), а потом – малоизвестным, но неплохо зарабатывавшим автором инсценировок. Не говоря уже о девушках.
Ах, как меня любили девушки в начале семидесятых, в расцвет застоя! Никакого сравнения с двухтысячными.
Когда победила демократия, мне стало гораздо кислее. Мои заработки уменьшались, квартира облупилась, машина проржавела, ребенок подрос, и в отдельные приятные моменты я покупал еду на коллекционные металлические рубли. У меня их скопилось штук сто, и это – не смейтесь – было серьезным подспорьем в конце 1991 года, до начала бешеной инфляции. Но на ремонт и новую машину, сами понимаете, не хватало. Я не стал бизнесменом или администратором. Я оставался тем же, кем был, – вольным литератором, журналистом-эссеистом. Только беднее раза в три или даже в пять.
Но я ни разу не пожалел об СССР. Дух свободы (да и буква свободы новых российских законов) был для меня куда важнее.
Однако у меня не повернется язык осуждать тех людей, которым жизнь в СССР нравилась больше, чем в России после 1991 года. У всех свои ценности, а демократия, а тем более либерализм (а я убежденный либерал) – это не навязывание единого шаблона, а уважение к чужому мнению.
Так что мечты о возвращении в СССР – это вполне нормальные мечты. Как мечта о материальном благополучии, как воспоминания о днях прошедшей юности и даже, представьте себе, о державном величии страны. У каждого своя духовная пища.
Но тут, как говорится, есть нюанс.
Некоторые граждане считают, что присоединение (по латыни annexio) Крыма – это шаг в вожделенном направлении – к восстановлению СССР.
Осталось только реабилитировать Сталина, поставить на место памятник Дзержинскому и принять ребят в октябрята и пионеры. И все. Нет, дорогие товарищи, не все.
Даже включение в состав России отдельных частей когда-то братской Украины – не все. Не просто «не все», а просто-таки рядом не лежало. Это дешевое мошенничество – соблазнять людей статуями, эмблемами и кусочками присоединенной земли. Обман трудящихся, как говорили в СССР. Ничего общего с восстановлением Страны Советов не имеет.
А между тем восстановить СССР довольно просто. Можно начать хоть завтра, под радостные аплодисменты трудящихся.
Как? Да проще простого. Была бы политическая воля. Начать, разумеется, со столицы. Революции ведь делаются в столицах, правда?
Я чувствую, что читатели уже просто прыгают от нетерпения и, если я дальше буду тянуть резину, мне врежут ноутбуком по башке. Поэтому рассказываю. Прогуляйтесь по Москве пешком или на машине. И вы увидите массу роскошных новостроек, на стенах которых аршинными буквами написаны призывы покупать новые квартиры. И – цены на них.
Так вот. Если власть захочет восстановить СССР, она первым делом призовет хозяев этих строительных (по-нынешнему – девелоперских) компаний и скажет:
– У вас в строящихся домах на шикарную квартиру сколько сортиров? Три? Отлично. Значит, так. Быстренько все квартиры делите на три. Особо крупные – на четыре или пять. Чтоб там по 40–60 метров в каждой. Кто не шикарные квартиры строит, тем повезло, не надо возиться с перепланировкой.
– Зачем все это? – удивятся девелоперы.
– Раздадим нуждающимся, – ответит власть. – Простым людям. Очередникам, помните такое слово? Да, чтоб не забыть. Ваши компании полчаса назад национализированы. А вы, друзья, назначены их директорами. Менеджерами, если по-нынешнему. С профессорскими окладами – по 40 тысяч рублей! Уточнение: отказ работать рассматривается как дезертирство с трудового фронта, пиф-паф. Плохая работа, волынка или саботаж – тем же манером встанете к стеночке. Она у нас там, внизу, во дворе, кирпичная такая. Феликса Эдмундыча помнит, Генриха Григорьича, Николая Иваныча и Лаврентия Палыча. Щербатая, но крепкая. При царе делали, сто лет назад. Умели, черти, строить! Так что берите пример. Ну, за работу, товарищи!
Вот примерно так.
Списать долги по кредитам и ипотеке. Национализировать все, что можно. Что нельзя – тоже. Уплотнить большие квартиры. На Рублевке устроить рабочие поселки.
Дотировать хлеб, крупы и молочные продукты, билеты на транспорт. Обеспечить бесплатную медицину (пусть и неважнецкую – а что, нынешняя платная так уж хороша? Все равно богатые люди норовят лечиться за границей). Обеспечить бесплатное образование.
Трудящиеся поддержат, слово даю.
Больше того, гарантирую, что многие трудящиеся сопредельных постсоветских стран, бывших советских республик, начнут активно проситься в этот социалистический рай. Вместе с территориями, совершенно искренне и самостоятельно, безо всяких «вежливых людей» и «зеленых человечков».
Конечно, национализированного добра надолго не хватит, да и народ начнет расползаться. Особенно которые образованные и избалованные. Ну придется закрыть границы. Немножко подтянуть болты и гайки насчет цензуры и вообще насчет порядка. Насчет импорта тоже. Сами-сами-сами! Культяпое, но свое. Ничего, не баре! А в области обороны – и вовсе не культяпое, а очень даже ничего.
Отдельным академикам термоядерных наук и директорам ракетных заводов можно будет даже зарплату повысить и дать пятикомнатные квартиры.
Вот тут и державная мощь начнет сама собой образовываться. В ходе масштабного перевооружения армии собственными силами, без разных там «Мистралей».
А теперь, дорогие поклонники СССР, подумайте: сделает ли это российская власть? Проведет ли она масштабную национализацию, обеспечит ли небогатое равенство, будет ли дотировать цены на хлеб и молоко, восстановит ли промышленность (военную и для широкого потребления), станет ли уплотнять квартиры на «золотой миле»?
И вообще, возможно ли это сейчас? Или это сон золотой, еще одна утопия?
Ведь ордена, ленты, песни и статуи – это всего лишь крем на торте. Или даже вишенки на этом креме. Торт не пекут с вишенок. Здание не строят с чердака. Ребенка не делают, покупая ползунки и распашонки.
Поэтому мне от души жаль тех людей, которые хотят назад в СССР и наивно покупаются на псевдосоветские побрякушки.
Часто говорят: «Но ведь в Советском Союзе было много хорошего!» Да, разумеется. Я нарочно перечислил только хорошее. Но тут вот такая беда. В кафе есть такое присловье: «Вот это идет с этим». Салат идет с соусом. Рыба идет с сыром. Кофе идет с сиропом… Потому что вы не дома, а в точке общепита. Лопайте, что вам приготовили, и не корчите из себя гурмана, никто не будет специально для вас счищать растопленный сыр с ломтика рыбы.
Так и в СССР (да и в любой стране) – все хорошее идет вместе со всем неприятным. СССР – это целое, и принимать его надо в целом. Ни Шостаковича, ни Курчатова, ни бесплатных квартир и практически бесплатного молока и хлеба, ни гарантированного трудоустройства, ни пенсии размером 50% заработка не было и не могло быть без Сталина и ГУЛАГа или хотя бы Брежнева и КГБ, без цензуры, закрытых границ, бесконечных запретов и тоскливого убожества повседневной жизни, от которого мы все – да, все-все-все – давным-давно отвыкли.
Но зато привыкли к ста сортам пива и к круглосуточным магазинам.
Я часто захожу в соседний супермаркет поздним вечером. Я там вижу небогатых и немолодых покупателей. По возрасту и облику это типичные бывшие советские люди. Но никто из них не возмущается тем, что бедные продавщицы ради их мимолетного удобства всю ночь не смыкают глаз, что так нагло попираются права трудящихся.
А вы говорите – СССР, СССР.
Звук пустой, а не СССР.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
gazeta.ru
07 мая 2014