Крионика – технология, которая до сих пор остаётся разделом научной фантастики. Но исследователи постоянно работают над её совершенствованием и по-прежнему надеются, что однажды её можно будет применить, в частности, для длительных космических путешествий или для сохранения жизни с целью последующего оживления. Результаты нового исследования дарят новую надежду: учёным впервые удалось показать, что память "замороженного" животного осталась неизменной после пробуждения.
Исследование проводилось на червях-нематодах. Разумеется, устройство их организма по сложности не способно конкурировать с такими структурами, как человеческий мозг, однако оно всё равно предоставило ответы на важные вопросы криопроцесса.
На данном этапе развития технологий главной темой для дискуссий в научных кругах оставалось влияние использования "заморозки" на тонкие структуры головного мозга. Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи обучили нематод вида Caenorhabditis elegans определённым образом реагировать на запах бензойного альдегида. Затем учёные подвергли как обученных, так и необученных червей различным методам криоконсервация.
В команду входили доктор-трансгуманист Наташа Вита-Мор (Natasha Vita-More), одна из исследователей фонда по продлению жизни Alcor, и Даниэль Барранко (Daniel Barranco) из Севильского университета. Работали они при поддержке исследовательской группы CryoBioTech.
Животные оставались замороженными в течение 30 минут. Результаты показали, что как пережившие криосон, так и обычные черви реагировали на запахи одинаковым образом. То есть новая работа показала: воспоминания червей, хранящиеся в их мозге, в состоянии пережить этот сложный процесс.
В ходе эксперимента лишь треть червей пережила медленную заморозку, однако как эти особи, так и те, что были подвергнуты витрификации, сохранили память о том, как реагировать на запах бензойного альдегида.
"Мы получили первые свидетельства сохранения памяти после криоконсервации, – комментирует Вита-Мор. – В дальнейших планах – проведение исследований на более крупных организмах с более сложными нервными системами".
"Мы показали, что криопротекторы, используемые при обоих методах замораживания, не изменяют механизмы, регулирующие обонятельное запечатление и долгосрочную память, – говорят учёные. – Также не влияет на это и метод заморозки – медленное замораживание или нитрификация".
Тут стоит добавить, что на данном этапе развития крионики заморозку удаётся пережить ничтожно малому количеству существ. При этом погружение в криосон никогда прежде не было успешно осуществлено с участием какого бы то ни было млекопитающего.
Тем не менее в случае, если животных удастся реанимировать, существует вероятность, что их память и личность окажутся неизменными.
На настоящий момент в мире около 300 человек подвергли себя криоконсервации: они умерли в надежде, что однажды смогут возродиться благодаря технологиям будущего. Однако крионика постоянно подвергается критике со стороны учёных, считающих, что она никогда не сможет возродить человека или какое бы то ни было млекопитающее.
Некоторые виды лягушек, арктических рыб и насекомых способны выжить после цикла заморозки и разморозки. Но способность эту им даровала природа: в их клетках содержится естественный "антифриз", защищающий их от обледенения. У других же животных замораживание вызывает рост кристалликов льда в тканях, которые наносят клеткам необратимые повреждения.
Для того чтобы побороть процесс кристаллизации в клетках, крионическая промышленность разработала ряд химических веществ, призванных защитить клетки (те самые криопротекторы, которые упоминает Наташа).
Уменьшить повреждения можно также с помощью использования таких методов, как уже упомянутая витрификация — быстрое охлаждение. Этот подход позволил учёным в ходе эксперимента сохранить клетки млекопитающих и даже орган кролика, а затем вернуть их к жизнеспособному состоянию. Однако на целом организме методы также не сработали.
Серия экспериментов Вита-Мор и Барранко была описана в журнале Rejuvenation Research.
vesti.ru