Министр обороны Грузии Ираклий Аласания недавно совершил восьмидневный визит в Вашингтон. Поездка началась с участия в конференции Атлантического совета "К единой и свободной Европе", а завершилась посещением Пентагона.
Конференция Атлантического совета проводилась в честь 15-й, 10-й и 5-й годовщин расширения НАТО. За это время число государств — членов военного блока НАТО увеличилось с 16 до 28 стран, включив в себя страны Восточной Европы, бывших членов Организации Варшавского договора, СССР и Югославии.
Сопредседателями мероприятия выступили бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Стивен Хэдли. С обращением к участникам конференции выступили вице-президент США Джо Байден, госсекретарь США Джон Керри, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. На конференции также присутствовал генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен.
Министр обороны США Чак Хейгел был удостоен премии Атлантического совета за выдающееся международное руководство. Похожие премии также были вручены Жозе Мануэлу Баррозу и командующему Международными силами содействия безопасности в Афганистане Джозефу Данфорду.
По сообщениям Civil Georgia, Ираклий Аласания заявил, что "в ответ на действия России на Украине" НАТО должно разместить войска в Грузии, включая зенитные и противотанковые системы, "необходимые для того, чтобы Россия поняла, что НАТО настроено серьезно".
Во время дискуссии с участием заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, а также министров обороны Эстонии, Чехии и Черногории, Аласания выдвинул предположение, что по мере стихания кризиса на Украине санкции будут сняты и возможность использовать события на Украине в интересах Альянса будет упущена. Поэтому "следует принять меры стратегической важности — продолжить расширение НАТО", — заявил он.
Кроме этого, министр обороны Грузии выступил с предложением "активизировать учения государств — членов НАТО с целью усиления присутствия на территории Грузии. По уточнению Civil Georgia, речь в том числе идет об участии в маневрах войск Азербайджана, Грузии и Турции. Военные учения могут иметь значение для всего региона в сфере защиты энергетических и нефтепроводных инфраструктур, уверен Аласания.
Грузинский министр также озвучил желание НАТО разместить военный контингент и вооружение в странах, следующих в очереди на вступление в альянс — Боснии и Герцеговине, Македонии, Черногории. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен пообещал поставить этот вопрос на рассмотрение.
Участник дискуссии, заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу в ходе своего выступления охарактеризовал Россию "скорее как врага, нежели как партнера", возможно, это первое публичное признание факта, не являющегося тайной для любого здравомыслящего наблюдателя, интересующегося позицией альянса не только в течение, но и после окончания холодной войны. Прозвучавшее признание было незамедлительно поддержано министром обороны Грузии.
Министр обороны Грузии также провел встречу тет-а-тет с вице-президентом США Джо Байденом, первым официальным представителем США, совершившим визит в Грузию после войны с Россией и пообещавшим режиму Михаила Саакашвили поддержку в размере $1 млрд.
На следующий день после конференции Атлантического совета Джеймс Аппатурай, спецпредставитель генерального секретаря НАТО по странам Закавказья и Центральной Азии, посетил Тбилиси. Согласно данным Civil Georgia, НАТО обдумывает следующие шаги для того, чтобы Грузия вступила в Североатлантический альянс.
Министр обороны Грузии также встретился с членами сената, внутридепартаментского комитета по иностранным делам и подкомитета по обороне и обсудил более плотное военное сотрудничество и членство Грузии в НАТО.
В Пентагоне 7 мая министр обороны США Чак Хейгел обсудил со своим грузинским коллегой миссию НАТО в Афганистане, где военный контингент Грузии является самым большим среди стран, не являющихся членами НАТО. Как утверждает Civil Georgia, "политики также обсудили кризис на Украине и обязательства союзников продолжать применять дипломатическое и экономическое давление на Москву".
На сайте Министерства обороны Грузии появилось заявление Ираклия Аласании: "Встреча с министром обороны США прошла очень продуктивно. Мы продолжаем обсуждение шагов, которые должны предпринять США и Грузия для усиления безопасности Грузии и увеличения ее обороноспособности. Мне хотелось бы подчеркнуть, что у нас есть прогресс в этих направлениях и наша встреча в очередной раз подтверждает, что стратегическое партнерство в сфере обороны и безопасности между Грузией и США растет".
На следующий день министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг прибыл в Тбилиси и заверил грузинских коллег о всесторонней поддержке в вопросе вступления государства в НАТО и ЕС. Свою поездку Хейг начал с Украины и Молдавии, стран — членов организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), созданной в 1990-х годах по инициативе США для дальнейшего расширения НАТО на постсоветском пространстве, разрешения так называемых замороженных конфликтов (у Грузии с Абхазией и Южной Осетией; у Украины с Крымом; у Азербайджана с Нагорным Карабахом; у Молдавии с Приднестровьем и Гагаузией), подготовки транспортных коридоров для будущих войн на юге и востоке, проведения транзитных маршрутов по поставке нефти и газа в Европу с целью вытеснить Россию и Иран из региона. Три страны ГУАМ за исключением Азербайджана стали жертвами успешных цветных революций.
Во время конференции Атлантического совета Александр Вершбоу также заявил о необходимости "ускорить проведение реформ в сфере обороны и военной модернизации соседних с Россией государств — не только Украины, но также Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана".
Армения находится в натянутых отношениях с Азербайджаном в связи с Карабахским конфликтом, однако не секрет, что Вашингтон и Брюссель предпочли бы интегрировать все три бывшие советские республики — Армению, Азербайджан и Грузию — целиком.
НАТО вместе со своим гражданским союзником, ЕС, продолжает осуществлять свои намерения по расширению своего влияния на территории бывшего Советского Союза. Они не рассчитывают встретить сопротивление ни со стороны населения тех стран, которые планируется привлечь в союзники, ни со стороны России, не желающей пассивно подыгрывать Западу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
МОСКВА, 13 мая 2014 — РИА Новости.