Сценарий, разработанный по типу "арабской весны", был применен на Украине, заявил во вторник министр обороны РФ Сергей Шойгу.
"С глубоким сожалением отмечаю, что сценарий, разработанный по типу "арабской весны", применен в этой стране", — заявил он на совещании глав военных ведомств ШОС.
"Арабской весной" СМИ назвали революционную волну демонстраций и протестов, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года. Произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане.
Также произошли менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной "арабской весной".
Ранее события на Украине с "арабской весной" сравнил глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов, в 2008-2011 годах бывший спецпредставителем президента России сначала по Судану, а затем по сотрудничеству со странами Африки.
По его мнению, в обоих случаях протест начинают недовольные властью, коррупцией, низким уровнем жизни, а энергию протеста используют экстремисты.
Маргелов напомнил, что в Тунисе поводом для волнений было самосожжение молодого торговца овощами, на Украине — отказ властей от ассоциации с Евросоюзом.
В Тунисе и Египте в результате к власти пришли исламисты, а "на Украине победили боевики под бандеровскими лозунгами, хотя камни метали не только бандеровцы, но и просто недовольные властью".
События в арабских странах и на Украине сравнивал и госсекретарь США Джон Керри, но делал он из этого несколько другие выводы.
Проводя параллель между событиями на Украине и отстранением от власти президента Египта Мухаммеда Мурси, Керри говорил, что одних выборов недостаточно для установления демократического режима.
США активно приветствовали череду революций в арабском мире. Однако смена власти в этом регионе привела к негативным последствиям для американской внешней политики, в частности двусторонние отношения США с Египтом оказались в кризисе после смещения Мурси.
Как заявлял в сентябре прошлого года президент России Владимир Путин, события в Египте и Ливии подтверждают, что "есть страны и целые регионы мира, которые не могут жить <…> по лекалам американской или европейской демократии".
По словам Путина, там "другое общество", "другие традиции".
В качестве примера он привел ситуацию в Египте, где "все прошли по кругу, и опять все вернулось на круги своя", имея в виду свержение президента Хосни Мубарака, приход к власти исламистов "Братьев-мусульман" и их последующее отстранение военными.
Президент также упомянул свержение оппозицией режима Муамара Каддафи в Ливии, которое прошло при поддержке авиации НАТО.
По словам главы государства, "боролись за демократию — и где эта демократия?" — страна разбита на несколько территорий, и "все воюют против всех".
О чем еще говорил Шойгу
"Угроза государственности Украины — в глубоком внутриполитическом и экономическом кризисе, а не со стороны России".
"Заигрывание киевского руководства с неонацистами и поощрение русофобских настроений могут обернуться трагедией не только для Украины, но и для всей Европы".
"Никто не отрицает результаты референдума (о статусе Крыма — ред.) и явку, но и итоги волеизъявления крымчан просто не признают. По мнению некоторых сил, то, что Крым проголосовал за выход из состава Украины — незаконно, хотя менее 10 лет назад суд ООН признал ситуацию в Косово как не противоречащую международному праву. Видим в этом двойные стандарты".
ХУДЖАНД (Таджикистан), 1 апреля 2014 — РИА Новости.