Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Александр Холодов - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- А.Х: Здравствуйте! Я - Александр Холодов, и вы смотрите программу «Полчаса с главредом». Сегодня у меня в гостях – правда, язык с трудом поворачивается так сказать - Алексей Лушников. Добрый вечер, Алексей!
- А.Л: В общем, главред.
- А.Х: Первый вопрос на злобу дня: «главред» - это типа «главный вредный»?
- А.Л: Все-таки «главный ред.». А «главный вредный» беру на вооружение.
- А.Х: Сегодня я хочу обсудить, минимум, две темы – открытую и скрытую. То есть поговорим о том, что обсуждают все, и о том, что осталось за кадром, хотя и является более важным. С чего начнем?
- А.Л: Все открытое очевидно, так что давай со скрытого.
- А.Х: Хорошо. Сегодня имело место событие, освещенное в разделе рекламы, по-моему, газеты «Деловой Петербург» - общественные организации могли принести заявление в Дом предпринимателя, подтверждающее их желание участвовать в выборах уполномоченного по правам предпринимателей. Завтра в Петербурге состоится праймериз. Вы что-нибудь слышали об этом?
- А.Л: Честно говоря, нет. Но ты, наверное, спрашиваешь о процессе в целом?
- А.Х: О процессе поговорим чуть позже. Как раз первый и главный момент - СМИ практически ничего не знают об этом, причем в лице главного редактора.
- А.Л: Я уже могу оправдываться?
- А.Х: Правильно ли, что такая публикация стоит на какой-то странице, пусть и уважаемого тематического издания, к тому же в разделе рекламы?
- А.Л: Раз она стоит в разделе реклама, значит, это проплаченная информация. Так что все нормально. Почему эта новость не стала серьезной и обсуждаемой всеми, доносимой до ума каждого? Наверное, потому, что она не влияет на реальную жизнь.
- А.Х: Я бы так не сказал.
- А.Л: А на что она влияет?
- А.Х: Хоть полномочия еще не прописаны, предполагается, что этот человек сможет блокировать инициативы вплоть до постановлений губернатора. Например, губернатор сказал: «Снести ларьки!», а уполномоченный говорит: «Оставить!».
- А.Л: Я такие фантастические рассказы не читаю. Что касается реальных полномочий, думаю, это новая форма назначения чиновников - кому-то повезет попасть в касту «дворян», где можно себя проявить, а все остальные будут играть роль статистов. В нашей стране власть есть у очень ограниченного круга лиц. Они и влияют на ситуацию.
- А.Х: Хорошо, возьмем другой пример. На днях выбрали уполномоченного в Ленинградской области - не по правам предпринимателей, а по защите прав человека. Претендентов было три: два бывших вице-губернатора и, если не ошибаюсь, депутат - в прошлом.
- А.Л: Ключевое слово - «бывшие».
- А.Х: Это люди, имеющие влияние в области, контакты, связи и прочее. Но почему так?
- А.Л: Все нормально - так они остаются во «властной обойме».
- А.Х: Я правильно понимаю, мнение главного редактора телеканала «ВОТ!» таково: дают звание, пост и возможность общаться с народом. И все?
- А.Л: Это мое личное мнение. Относительно звания и возможностей уполномоченного по правам предпринимателей, мне кажется, это ширма. Что касается защиты прав человека, то здесь нужно просто любить людей, что само по себе – искусство, особенно, если речь идет о бывших власти предержащих.
- А.Х: Какими качествами должен обладать человек на такой должности? Если сравнить законы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то в городе уполномоченным по защите прав человека может стать, по сути, любой житель, имеющий прописку и без судимости. А в области для этого нужно быть в возрасте от 45 лет, иметь высшее образование...
- А.Л: Ты, наверное, по этому критерию не прошел?
- А.Х: Я бы не прошел по возрасту, хотя меня никто не выдвигал. Может, наоборот - до 45 лет - чтобы хватило сил и энергии, а то и до 25 - чтобы хватало безбашенности не стесняться писать докладные записки на губернатора.
- А.Л: Потому это и невозможно.
- А.Х: Так как нужно? Пофантазируем! Если бы сегодня вам сказали: «Алексей...».
- А.Л: Рассказываю, как было бы в идеале. По всей видимости, вместе с губернатором должны избираться другие люди.
- А.Х: На другие должности?
- А.Л: Да, губернатор, главный полицейский и уполномоченный по правам человека. Еще желательно прокурор. Но у нас другая политическая система, и этого нет. Но лучше, когда людей такого плана избирает население, и они несут перед ним ответственность. Кандидатуры может предлагать власть, а люди уже выберут из них. То есть действует фильтрационная система.
- А.Х: Общак зоны точно пойдет на какого-то кандидата, чтобы он их всех освободил.
- А.Л: Конечно, это очень ответственная вещь, как и выборы губернатора. Поэтому необходим фильтр, который бы не позволил пройти случайному человеку.
- А.Х: Хорошо. Мы обсудили скрытое событие, а теперь заглянем в новостной топ. Суд оставил петербургских общественников без денег Мадонны: иски отклонены. Главная причина, по которой с певицы не взыскали 333 млн рублей – ограничительная надпись «18+» на билете. То есть Мадонна никак не могла развращать детей.
- А.Л: Саша, мое мнение на этот счет другое. По-моему, полный абсурд и настоящая клоунада. «Лицедеи»! Мне даже немного обидно за суд, которому приходится заниматься такими несерьезными вещами.
Я не являюсь фанатом Мадонны, но с уважением отношусь к людям, которые любят эту певицу, слушают ее музыку и ходят на концерты. Кстати, она - далеко не самое глупое и пошлое из того, что существует на эстраде. Более того, я бы сказал, что Мадонна - молодчина. Кстати, могу поделиться забавной историей. Примерно год назад, в августе, она праздновала свое день рождения во Франции, в Биаррице. Там живет ее бой-френд. Мадонна приехала на недельку пожить с детьми и огромной свитой. Была организована небольшая тусовка в ресторанчике на пляже. И, знаешь, я не заметил ничего пошлого. Наоборот, все достаточно консервативно. У меня сложилось впечатление, что хоть ее творчество и располагает к некоему сексуальному произволу, сама Мадонна – очень вменяемый человек. Дай Бог, чтобы некоторые наши артисты хотя бы отчасти походили на нее.
Возвращаясь к суду, должен сказать, что есть определенная группа людей, желающих попиариться за чужой счет – иначе на них никто не обращает внимания. По-моему, это очевидные вещи.
- А.Х: Алексей, жалобу на Мадонну подали девять человек, восемь из которых 22 ноября пришли на заседание суда. Они настаивали, что зрителей концерта обманули, выдав им на входе розовые браслеты и объяснив их необходимость соображениями безопасности. А во время представления Мадонна попросила присутствующих поднять вверх руки с надетыми браслетами, которые, как выяснилось, являются знаком поддержки ЛГБТ. Знаете что это такое?
- А.Л: Я знаю, что розовый - цвет лесбиянок. Но могу назвать массу людей, не имеющих к ним никакого отношения, но при этом надевающих, скажем, розовые джинсы или кеды.
- А.Х: В иске четко сказано: «Кто поддерживает это движение - поднимите руку». То есть получается, концерт был организован чуть ли не в поддержку ЛГБТ.
- А.Л: Я не был на концерте.
- А.Х: Я тоже. Просто читаю, что заявили девять человек.
- А.Л: Суд все рассмотрел и принял, на мой взгляд, очевидное решение. Здесь и сейчас воспринимать это всерьез – значит, не уважать наше время. Разговор ни о чем! Неужели мы с тобой будем сидеть и пиарить тех «ребятишек»?
- А.Х: Еще одно важное событие - поведение болельщиков на стадионе. Я имею в виду запущенную петарду и последствия. Тоже элемент пиара?
- А.Л: Я думаю, что это больше хулиганство. И, увы, далеко не первый случай. Но сейчас еще повредили роговицу спортсмену - нанесение вреда конкретному человеку. Что здесь комментировать?
- А.Х: Меня интересует комментарий вот в каком плане. Смотрим новостную ленту. «МВД призвало прекратить футбольные матчи на арене «Химок». «Книга о Pussy Riot вышла без разрешения Надежды Толоконниковой»». «Суд оставил петербургских общественников без денег Мадонны». Получается, сплошь хулиганство и пиар.
- А.Л: Это смотря в каком издании.
- А.Х: Я просто взял самые «горячие» темы, то, о чем больше всего пишут. Причем из разных источников.
- А.Л: Саша, давай поговорим, как создаются новости. Мадонна и суд - это все понимают. Футбол – тоже без вопросов. При этом мы крайне мало говорим о том, как принимается бюджет страны, какие долги у регионов и т.п. вещах. О политических явлениях тоже не часто вспоминаем. Потому, что это непонятно большинству населения, а то, что отбирает Яндекс по формальным признакам – легко и понятно, хотя и рассчитано на маргинальную часть населения. Грубо говоря, обычно новости «желтые».
- А.Х: Получается, чтобы попасть в новостную ленту, надо запустить куда-нибудь петарду, оскорбить чьи-то религиозные чувства или подать в суд на кого-то известного. То есть СМИ пропагандируют асоциальный алгоритм поведения. В данном случае вы, как представитель СМИ, в ответе за своих коллег. Мы ведь тоже обсуждаем «желтые» новости.
- А.Л: Да, «мы в ответе за тех, кого приручили». А если серьезно, любая новость формируется, исходя из внутренней культуры. Если тебе интересно рассказывать истории «желтого» толка, зритель будет соответствующий. А если ты говоришь о мировоззренческих вещах, освещаешь вопросы философии, политики или экономики – другое дело. Но ведь и об этом можно рассказать интересно.
- А.Х: Я правильно понимаю - телеканал «Ваше общественное телевидение» не будет гнаться за...
- А.Л: Стоп-стоп! Как главный редактор я могу говорить, что на канале должны быть представлены разные люди, мнения и идеи. Моя задача – сделать так, чтобы здесь работали профессионалы и интеллектуально подготовленные люди. А уровень культуры, восприятия и подача – уже их дело. Не забывай, у нас общественное телевидение, не государственное. Каждый ведущий создает свой продукт и по-своему привлекает зрителей. У нас есть программы, которые не продержались и месяца, просто ушли. Это нормальное и естественное явление. А, например, твои программы выходят уже...
- А.Х: По-моему, два года.
- А.Л: Да, и это значит, что они нужны людям. Автомобильная и потребительская темы востребованы, а твоя подача интересна.
- А.Х: Но если мы говорим, что не гонимся за «желтыми» новостями, а стараемся все делать профессионально, объективно и правильно, не потеряем ли мы зрителя?
- А.Л: Тут очень важный момент: зритель бывает разный. Есть один зритель, чье мнение мне дороже мнения десяти других. Но я не думаю, что мы будем держать свою аудиторию на уровне ширпотреба, дешевки, абсолютной криминалистики и т.д. Это оставим для других СМИ, которые на так живут и зарабатывают. Я считаю, что общественное телевидение - элемент внутренней культуры людей, оно дает возможность говорить о проблемах и болезнях общества, разных социальных историях. Именно это лежит в большом чемодане под названием «общественное телевидение», который мы несем.
- А.Х: Хорошо, но даже в очень большой чемодан все не влезет. И как раз главный вредный может в него что-то не положить и сказать: «Это не кладите в мой чемодан, оно все испортит». Чего никогда не будет на телеканале «Ваше общественное телевидение»?
- А.Л: Видишь ли, есть совершенно жуткие вещи - в моем представлении, но даже у них может быть разная подача. И тогда, казалось бы, «желтая» тема, зазвучит по-новому, станет интеллигентной. Это реально. Есть просто очень сложные вещи: экономические, финансовые и т.д. Но существуют люди, способные говорить о них интересно и популярно. То есть главное – подача и профессионализм людей, которые собираются здесь не для того, чтобы побалагурить, а делятся своими знаниями, иногда – болью. И это соразмерно наиболее прогрессивным жителям Санкт-Петербурга, нашим зрителям.
- А.Х: Я правильно понимаю - запретных тем и направлений...
- А.Л: …нет. Разве что это прямо запрещено законом.
- А.Х: Предположим, кто-нибудь придет и скажет: «Я хочу сделать программу, пропагандирующую ЛГБП, и буду говорить об этом профессионально, грамотно, вежливо, культурно».
- А.Л: Что значит «пропагандировать»?
- А.Х: Один коллега недавно сказал: «Хоть как пропагандируйте, а меня все равно тянет к противоположному полу. Не переубедить!». Тем не менее, он считает, что это хорошо.
- А.Л: Это просто глупо.
- А.Х: Давайте пофантазируем. Кто-нибудь придет и скажет: «Я хочу сделать программу для детей, в которой буду рассказывать по утрам, как хороши однополые браки. Все интересно, красиво...».
- А.Л: Саша, это же чистая провокация. Мы все находимся в здравом уме.
- А.Х: Кто-то говорил, что нет запретных тем…
- А.Л: Нет запретных тем, но существует здравый смысл.
- А.Х: А какой критерий?
- А.Л: Здравый смысл и есть критерий. Например, придет человек и скажет: «Я хочу рассказать об особенностях приготовления кондитерских изделий с марихуаной. Рецептики дам, то да сё…». Я уже не говорю про наркотики, оружие и насилие, просто запрещенные законом. Так что запретных тем нет - с учетом закона и здравого смысла.
- А.Х: А что победит на телеканале «ВОТ!», если будет выбор. Например, есть довольно выигрышная автомобильная тема.
- А.Л: Поэтому ты ее и взял.
- А.Х: Да. Но, скажем, придет человек, который будет чудесно рассказывать о птицах, обитающих в Петербурге. Понятно, что эта программа не соберет много зрителей, но зато она будет высокопрофессиональной. Что победит: популярность или профессионализм?
- А.Л: Важны и профессионализм, и тематика, плюс интересная подача. Например, Лев Моисеевич Щеглов рассказывает о сексе доходчиво, с огромным чувством юмора и не пошло. Леонид Александрович Мацих образно и живо говорил о масонах, с примерами и потрясающими цитатами. А есть люди, которые это сделают грубо, не интересно и пошло. Понимаешь меня? Требуется индивидуальный подход к каждой программы и ведущему.
- А.Х: Кстати, почему на телеканале «ВОТ!» нет программы о сексе? Ведь есть ночное вещание, когда можно...
- А.Л: У нас нет ночного вещания, но сейчас это обсуждается. Мы повторяли программы «Спросите доктора Щеглова» в ночное время, причем достаточно долго. Весь архив показали. Если появятся интересные предложения, я готов их рассмотреть. И о сексе, и о кексе - о чем угодно. Но в рамках тех принципов, о которых уже сказал.
- А.Х: Спасибо большое! Я думаю, мне удалось нащупать основную идею, которой живет телеканал «ВОТ!». У нас есть главный редактор и его здравый смысл. Это был Александр Холодов и «Полчаса с главредом».
- А.Л: Спасибо!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
22 ноября 2012, 21.30