Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»
Александр Беззубцев-Кондаков - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!". Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург
- А.Б: Здравствуйте, дорогие друзья! Я - Александр Беззубцев-Кондаков и в эфире очередной выпуск программы «Полчаса с главредом». Поэтому не удивительно, что в студии главред Алексей Лушников.
- А.Л: Здравствуйте, уважаемые телезрители!
- А.Б: Алексей, добрый вечер! Я давно хочу задать вам один вопрос, как опытному журналисту. На ваш взгляд, что сложнее – задавать вопросы или на них отвечать?
- А.Л: Прежде всего, спасибо тебе за книги и программу, которую ты делаешь на канале. Задавать вопросы, конечно, скучнее, чем на них отвечать.
- А.Б: То есть для вас эта программа - возможность выйти за рамки скучного ремесла?
- А.Л: Нет. Просто я считаю, что нужно познакомить телезрителей с ведущими, которых на «ВОТ!» около 120 человек.
- А.Б: И, по сути, все - звезды.
- А.Л: Да, чтобы была видна некая общность. Ведь телеканал – не прост собрание отдельных программ, а еще и взаимосвязь людей. К тому же у нас работают волонтеры - те, кто состоялись в своих областях и передают другим накопленные знания и опыт. Эфирное пространство консолидирует, и мы становимся…
- А.Б: Корпорацией?
- А.Л: Да, более корпоративными. Думаю, наши телезрители должны это чувствовать.
- А.Б: В общем, надо чаще встречаться.
- А.Л: Именно так.
- А.Б: Есть новость, которую нельзя обойти вниманием. К сожалению, она печальная: ушел из жизни великий Борис Натанович Стругацкий. Кстати, прошло всего полгода со дня смерти Рэя Брэдбери - другого величайшего фантаста планеты. Какие потрясающие фигуры! Алексей, на ваш взгляд, кем был Борис Натанович Стругацкий для петербуржцев - писателем, общественным деятелем, просто яркой личностью или звездой?
- А.Л: В первую очередь он - мыслитель, философ и человек, намечающий жизненный путь. Мы все мечемся, кто куда, а он в своих в книгах давал ответы на самые важные вопросы. Вероятно, не все это видели и понимали, потому что чтение не из легких. Но в свое время, в 1980-е годы, это было настоящим откровением. Могу сказать, что мне повезло, потому что я беседовал с Борисом Натановичем, правда, давно - в самом начале 1990-х. Хорошо помню нашу встречу на улице Типанова, почти на углу с Московским проспектом. Он ведь никогда не давал интервью, не участвовал в публичной и общественной жизни. Сколько раз мы пытались пригласить его в студию! Однако он всегда отказывался.
- А.Б: Был занят творчеством.
- А.Л: Творчеством, само собой, но это твердая позиция – не давать интервью и оставаться в тени. Он общался с людьми через свои книги. Меня поразила его абсолютная простота. Идешь и думаешь: «Сейчас придешь, а это Бог!».
- А.Б: И тебе что-то откроется.
- А.Л: Да, тебе что-то откроется. Хотя в быту совершенно обычный человек.
- А.Б: Что стало неожиданностью.
- А.Л: Ведь книги удивительные! В какой-то момент мне начинало казаться, что человек садился, ему открывалась чакра, и он записывал. А время-то какое было?! В Советском Союзе говорить таким языком! Потрясающе. Я призываю наших телезрителей, особенно молодое поколение, которое мало читает, обратить внимание на произведения братьев Стругацких - Аркадия и Бориса Натановича. Теперь они воссоединились. В этом тоже есть своя философия… Предвкушаю радость, которую испытают люди, впервые взявшие в руки книги Стругацких.
- А.Б: Будем им завидовать! У нас звонок, давайте послушаем телезрителя. Говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Вадим. Для меня братья Стругацкие – намного больше, чем просто писатели и главное их произведение – «Понедельник начинается в субботу». Я тогда работал в одном из «ящиков» (во времена СССР так назывались «закрытые предприятия», которые вместо адресов имели номера почтовых ящиков – прим. ред.), и поэтому все, о чем они писали, воспринимал не то чтобы с сарказмом…
- А.Б: С иронией.
- ЗРИТЕЛЬ: Да, именно с иронией. После этой первой книги я увлекся Стругацкими на всю жизнь и сейчас очень рекомендую молодым, начинающим инженерам их почитать.
- А.Б: Спасибо большое за ваше мнение.
- А.Л: Да, спасибо. Сколько нелепицы в нашей жизни, каких-то идиотских слов и решений? Сталкиваясь с такими вещами, я невольно вспоминаю знаменитый пакет с надписью: «Перед прочтением сжечь». Стругацкие писали книги на все времена. Даже современная жизнь полна этими пакетами. И я не знаю, что должно произойти в нашем обществе, чтобы они стали бессмысленны.
- А.Б: Перестали быть актуальными.
- А.Л: Да-да.
- А.Б: Кстати, не случайно Борис Стругацкий говорил: «Неправильно называть меня научным фантастом. Это фантастический реализм». То есть реальность и фантастика тесно переплетены, мы живем в царстве абсурда и принимаем его как норму. По-моему, симптоматично, что нам позвонил бывший сотрудник «ящика» - человек, который вышел из среды программиста Привалова - героя романа «Понедельник начинается в субботу», где избушка на курьих ножках…
- А.Л: Верно.
- А.Б: Алексей, а ваша самая любимая книга Стругацких - тоже «Понедельник начинается в субботу»?
- А.Л: Пожалуй, да. Хотя мне многое у них нравится.
- А.Б: Наверное, это одно из самых светлых произведений. Другие более мрачные.
- А.Л: И все книги проникнуты непередаваемой иронией. Какой поцелуй должен быть у Господа, чтобы так одарить!
- А.Б: Недавно в одном из редких интервью Борис Натанович сказал фразу, которая меня поразила: «Вы знаете, сейчас, когда можно все, дьявол стал заметнее в людях. При советском авторитаризме доброе и хорошее подавлялось, а теперь, когда ничто не подавляет, дьявол стал заметнее». Вы с ним согласны?
- А.Л: Сложно ответить. Просто когда было только доброе и светлое, мы не видели обратную сторону. Да, было меньше преступности, но она существовала. Меньше каких-то отрицательных явлений в жизни, но в то время все были равны. Выделиться не позволяли. Все ходили в одинаковых костюмах, работали на одинаковой работе и получали свои 120 рублей.
- А.Б: Как солдаты.
- А.Л: Я категорически против такого равенства. Мне кажется, оно развращает и отбивает желание что-то делать. Сейчас немало людей с активной жизненной позицией, которые бегают и крутятся, но основная масса – огромный патерналистский слой, не способный думать об изменении мира. А Стругацкие изменили мир и нас и будут влиять на другие поколения через свои книги.
- А.Б: Давайте послушаем телезрителя. Говорите, пожалуйста!
- ЗРИТЕЛЬ: Добрый вечер! Можно ли сравнить творчество Стругацких с творчеством Ефремова, Беляева, Азимова?
- А.Б: Вполне логичный вопрос.
- А.Л: Сравнивать сложно, пусть этим занимаются специалисты. Мне, как читателю, всегда нравился Беляев. Но я не могу его перечитывать, как перечитывал Стругацких - на каждом возрастном этапе находя для себя что-то новое. Это что-то по-настоящему великое.
- А.Б: Да, часть великой русской литературы, которая никогда не была камерной и отгороженной от социальных и политических проблем. Коль скоро мы заговорили о литературе, не могу не задать еще один вопрос. Знаю, что скоро выйдет ваша книга, посвященная масонству и подготовленная на основе передач с Леонидом Александровичем Мацихом. Что вас на это подвигло?
- А.Л: Толчок дал Леонид Александрович.
- А.Б: Своей яркостью?
- А.Л: У меня была своя тема - я увлекаюсь медальерным искусством, коллекционирую масонские медали. И на этой волне однажды услышал Леонида Александровича – потрясающего человека и ученого. Он прожил не очень длинную, но яркую жизнь...
- А.Б: По-моему, он ушел из жизни 8 марта этого года.
- А.Л: Да. Когда мы только начинали цикл передач «Вольные каменщики» на телеканале «ВОТ!», сразу говорили, что надо сделать из этого книгу. Он несколько раз приезжал в Петербург, и мы сразу писали по несколько программ. Конечно, в промежутках между эфирами много общались. Я показывал ему что-то из своей коллекции, а он высказывал свое мнение. Причем обсуждали и вполне современные вещи, перекладывая это на историю российского масонства и мировой культуры, протестантства. И в результате…
- А.Б: …появилась эта книга.
- А.Л: Основная часть - это, конечно, наши программы. И мы специально сохранили форму диалогу, чтобы не пропали свойственные Леониду Александровичу слова, фразы, обороты речи. Не хотелось потерять его богатый язык.
- А.Б: Самый плодотворный путь – путь платоновских и сократовских диалогов, в которых раскрывается личность говорящего человека и тех, кто его слушает, задает вопросы.
- А.Л: Книга выйдет в конце декабря, и мы планируем сразу провести встречу с читателями и поклонниками Леонида Александровича в Петербурге.
- А.Б: И с учениками.
- А.Л: Да, конечно. Встреча пройдет на площадке «Буквоеда» или Дома книги. Посмотрим.
- А.Б: Снова звонок. Говорите, мы вас слушаем.
- ЗРИТЕЛЬ: Добрый вечер! Скажите, что это за год такой, что ушло столько фантастов?
- А.Б: Не только фантастов
- ЗРИТЕЛЬ: Азимов, Брэдбери и последний - Стругацкий. Может, кто еще, я не помню.
- А.Л: Классик давно сказал: «Поэты в России рождались с дантесовой пулей в груди». Борис Натанович прожил большую жизнь. И я не думаю, здесь надо приплетать какие-то высшие силы и конец цивилизации, предрекаемый в декабре 2012 года. Речь не об этом. Просто у каждого свой путь, и когда он пройден, начинается следующий. От нас с вами это не зависит, все закладывать в какую-то...
- А.Б: … область мистики.
- А.Л: Мистики, да.
- А.Б: Алексей, наверное, тема нашего разговора подразумевает обращение не только к социальным, но и к политическим моментам?
- А.Л: Безусловно.
- А.Б: В связи с этим я хочу сказать удивительную вещь. Согласно опросу 70% россиян считают, что лучше быть гражданином России, чем любой другой страны. Для меня это стало настоящим откровением. На ваш взгляд, данная тенденция позитивная или негативная?
- А.Л: Где вырос, там и прирос. Мне кажется, это нормально.
- А.Б: Несколько лет назад эта цифра наверняка была намного меньше. То есть что-то меняется?
- А.Л: Гражданин страны не есть производная места и больше, чем сиюминутность. При этом все мы разные, и к этому нужно привыкать. Хорошо, что одни считают так, другие эдак, а третьи…
- А.Б: …вообще ничего не думают.
- А.Л: Да, мы разные, и это здорово.
- А.Б: Именно разные люди, на мой взгляд, и являются главным сокровищем телеканала «ВОТ!».
- А.Л: О, да!
- А.Б: Сейчас мы слышим одну политическую позицию, через 5 минут – совершенно другую. Алексей, скажите, люди объединились вокруг идеи канала или все-таки вокруг личности? Прошу вас ответить, абстрагируясь от себя.
- А.Л: Я думаю, что вокруг идеи канала. Нужно быть цинично-справедливым - это единственная свободная площадка, где каждый человек может сделать свою программу с определенным бэкграундом. Безусловно, пройдя какие-то фильтры. Но все зависит исключительно от трудолюбия, инициативы и силы воздействия на окружающих. Это как «американская мечта», где любой может стать миллионером. В Петербурге каждый может стать автором передачи и телеведущим, если на то будет серьезное желание.
- А.Б: И профессионализм.
- А.Л: Конечно, уровень профессионализма важен.
- А.Б: Дорогие друзья, программа «Полчаса с главредом» заканчивается. У нас в гостях был главред телеканала «ВОТ!» Алексей Лушников. Спасибо!
- А.Л: Саша, тебе спасибо и до встречи!
- А.Б: До встречи!
Телеканал «ВОТ!»,
«Полчаса с главредом»,
20 ноября 2012, 21.30
Ведущий - Александр Беззубцев-Кондаков, программа «Текст в большом городе»