«Уралвагонзавод», похоже, окончательно вошел в число избранных компаний, конвертирующих свои особые политические связи в верхних эшелонах власти в экономические преференции. А заодно исполняющих деликатные пиар-поручения власти.
Свердловская область и «Уралвагонзавод» (УВЗ) договорились о сотрудничестве в части сохранения производственной деятельности на обанкротившемся заводе АМУР (ЗАО «Автомобили и моторы Урала»). «Мы достигли договоренности с Олегом Сиенко (гендиректор УВЗ. – «Газета.Ru») о том, что корпорация «заходит» в ЗАО АМУР для решения главного вопроса, который беспокоит людей и власти: это зарплата, рабочие места и уплата налогов», – сообщила пресс-служба свердловского правительства со ссылкой на главу регионального кабинета министров Дениса Паслера.
Завод АМУР стал известен на всю страну месяц назад, когда рабочие предприятия объявили голодовку в знак протеста против многомесячных долгов по зарплатам. Части рабочих деньги заплатили, и они вышли из голодовки. До 31 августа руководство предприятия обещало выплатить долги по зарплате еще 57 бывшим рабочим из списка, составленного инициативной группой. Однако обещание не выполнило.
Теперь в роли спасителя обанкротившегося предприятия должен выступить «Уралвагонзавод», причем это явно политическое решение. Тем более что о предстоящей сделке сообщил не сам УВЗ, а правительство области.
Похоже, УВЗ таким образом утверждается в числе нескольких избранных российских компаний (прежде всего это «Газпром» и «Роснефть»), бизнес которых определяется особыми отношениями с властью. Свой политический капитал (причем явно по плану, придуманному в кремлевских кабинетах) УВЗ начал активно наращивать в разгар президентской предвыборной кампании на рубеже 2011–2012 годов. Сначала нижнетагильские рабочие во время очередной «прямой линии» с тогда еще премьер-министром Путиным пообещали приехать в Москву и разогнать митинги протеста. Затем УВЗ стал формальным организатором митинга в поддержку Путина с участием рабочих уральских предприятий.
Путин щедро отблагодарил завод за поддержку. 10 мая 2012 года, в первый же полный рабочий день после инаугурации, он приехал к рабочим «Уралвагонзавода» в Нижний Тагил и привез им в подарок два контракта с Министерством обороны на общую сумму 25 миллиардов рублей. А бывший начальник танкового цеха предприятия Игорь Холманских абсолютно неожиданно для политического истеблишмента был назначен на должность полпреда президента в Уральском федеральном округе. Позднее председатель совета директоров УВЗ Евгений Школов, которого Дмитрий Медведев в бытность главой государства увольнял с поста заместителя министра внутренних дел, перебрался в кресло помощника президента Путина по кадровой политике.
Между тем особые отношения Путина с УВЗ начались еще во время второго президентского срока нынешнего главы государства. 28 августа 2007 года Путин подписал указ о преобразовании ФГУП «Уралвагонзавод» в ОАО НПК «Уралвагонзавод». И уже 20 сентября того же года предприятие получило рекордный трехлетний контракт на производство вагонов для РЖД, который покрывал 70% потребностей российского национального железнодорожного перевозчика. После досрочного исполнения заказа в начале 2009 года предприятие на фоне глобального экономического кризиса оказалось на грани дефолта, и для его спасения правительство экстренно выделило около 4,5 миллиарда рублей.
Вхождение в имущественный комплекс разорившегося завода АМУР закрепляет за УВЗ политический статус. Теперь задача «Уралвагонзавода» не только ковать кадры для власти или нового пропутинского рабочего движения, которое (во многом в пику «Единой России») создает Холманских при явной поддержке кремлевской администрации.
Фактически УВЗ стал агентом власти по спасению предприятия, закрытие которого вызвало всероссийский резонанс из-за голодовки рабочих.
Это решение явно одобрено (если не придумано) в кабинетах чиновников за пределами Свердловской области. Правда, нет никаких гарантий, что бывшие рабочие с АМУРа, в отношении которого идет процедура банкротства, получат работу на новой производственной площадке. Однако в интересах власти обеспечить хотя бы выплату долгов по зарплатам.
А за «бизнесом» УВЗ теперь необходимо наблюдать с пристальным интересом. В путинской России некоторые компании приобрели статус «государства в государстве», позволяющий им рассчитывать на преференции со стороны высшего руководства. Взамен такие предприятия должны исполнять деликатные поручения власти – от покупки хоккейных или футбольных команд до спасения заводов. В этой связи, к слову, будет любопытно посмотреть, как власть будет действовать в отношении менее близкого нынешним хозяевам страны «Русского алюминия», намеревающегося закрыть производства в некоторых моногородах.
Пока же можно констатировать, что арсенал ручного управления экономикой обогатился новым инструментом. Заводу, активно поддержавшему Путина и получившему за это контракты, всероссийскую известность и двух представителей в верхних эшелонах власти, теперь поручено спасать обанкротившееся предприятие.
Впрочем с тем же успехом это может оказаться просто способом получить имущественный комплекс разорившегося завода за бесценок.
Остается только дождаться реальных результатов этой сделки, чтобы оценить, имеем ли мы дело с чистым пиар-ходом или все-таки какая-то производственная площадка на умершем заводе откроется, а у рабочих АМУРа появится новое место работы.
Газета.ру
Фото: 66.RU