Наука  — 20:59 29 Мая 2015

Бороться с эпидемией, поразившей летучих мышей, можно с помощью бактерии

Крыло заражённой летучей мыши под ультрафиолетовым светом. На крыле видны ярко-оранжевые пятна .Фото Greg Turner, Pennsylvania Game Commis
Синдром белого носа (white nose syndrome) – болезнь, поразившая на сегодняшний день миллионы летучих мышей США и Канады. Впервые она была обнаружена в 2006 году в штате Нью-Йорк: учёные приметили, что рыльца рукокрылых становятся будто запорошёнными снегом, через некоторое время они погибают. Как выяснилось позднее, грибок селится на крыльях своих жертв, постепенно убивая их. Заболевание быстро распространилось по всей территории Соединённых Штатов и Канады.

Грибок начинает заражать зимующих животных задолго до того, как проявятся первые признаки заболевания. Он поражает мембрану крыла. Чтобы выявить наличие заболевания, исследователям долгое время приходилось разрезать крыло и рассматривать его под микроскопом, но теперь, наконец, они разработали способ обнаружить поражённые участки под ультрафиолетовым светом, так что убивать животное не приходится. Проверив 15 различных видов летучих мышей на заболевание, учёные увидели, что инфицировано было 11 из них.

И вот спустя почти десятилетие после обнаружения исследователи, кажется, смогли найти "лекарство". Оно основано на бактерии, которая подавляет рост грибка. Ранее исследователи знали,что этот микроорганизм замедляет созревание фруктов и овощей.

"Мы провели двухгодичное исследование с малыми бурыми ночницами и северными бурыми ушанами, и результаты выглядят многообещающими", – говорит Сибилл Эмилон (Sybill Amelon), биолог из Лесной службы США в Колумбии.

Эмилон и её команда выпустила около 15 обработанных летучих мышей обратно в дикую природу и пришли к выводу, что лечение помогает всем. Оно также эффективно для уже сильно поражённых особей.

Если ввести бактерию на раннем сроке, бактерии могут убить грибок прежде, чем он поселится в животном. Но даже летучие мыши, у которых уже развился синдром белого носа, продемонстрировали снижение уровней грибка в крыльях после лечения.

"Облако химикатов, выделяемое штаммами бактерий Rhodococcus rhodochrous, может быть ключом к истреблению или замедлению распространения смертоносного грибка", – говорит Эмелон.

Добавим, что первоначально испытания бактерии как средства борьбы с грибком начал микробиолог Крис Корнелисон (Chris Cornelison) из университета Джорджии в Атланте в 2011 году. Он обнаружил, что бактерия уменьшает количество плесени, сформировавшейся на бананах, и предположил, что R. rhodochrous может лечь в основу противогрибковых препаратов.

Исследователи пока не знают, как именно будут осуществлять лечение мышей. Они полагают, что терапию можно осуществлять, распыляя химические вещества в окружающей среде или обрабатывая пещеры с зимующими рукокрылыми.

Также команде исследователей предстоит решить проблему масштабирования производства, так как сейчас они могут производить R. rhodochrous лишь в достаточно ограниченных количествах. Ещё учёным необходимо собрать больше доказательств того, что терапия будет полностью безопасной для летучих мышей и не имеет каких бы то ни было непредвиденных последствий, которые могут нанести вред другим организмам.

Эмелон считает, что лечение будет гораздо более эффективным в качестве профилактики, а не терапии. Летучие мыши, живущие на уже пострадавших территориях, кажется, постепенно адаптируются к этой болезни.

vesti.ru