СЕГОДНЯ: на сайте 17515 телепрограмм и 3497 фоторепортажей

09:43
Полит.про polit.pro Видеоархив, фотоархив, , Информационный политический, , сайт Полит.Про, Лушников, программы, видео,Полит.ПРО, Телеканал ВОТ, Алексей Лушников, новости Санкт-Петербург, телеканал Петербурга, мнения, анонсы, культурная столица
НОВОСТИ: Сергей Цыпляев "Мир как никогда близко стоит к угрозе третьей мировой войны" Модельер Владимир Бухинник "Мода это страсть мужественных людей" Сбербанк надеется договорится со всеми валютными ипотечниками – Греф В России в IV квартале начнут выпускать продовольственные карты В Кремле отметили «глубокий кризис» в отношениях с Турцией Миллера переизбрали главой «Газпрома» еще на пять лет Фильм "Батальон" получил четыре награды на кинофестивале во Флориде В Германии заявили о желании сохранить диалог с Россией Турция уведомила Москву о введении «журналистских виз» для российской прессы Украина приостановила транзит российских грузовиков по своей территории

КАЛЕНДАРЬ

Lushnikov Live TV  — 17:36 27 Декабря 2013

Алексей Лушников: «От того, насколько мы интегрированы в мировое сообщество, во многом зависит наше будущее»

Публицист Алексей Лушников и Валерий Костин в телепрограмме «Особый взгляд»
Публицист Алексей Лушников и Валерий Костин в телепрограмме «Особый взгляд»
Алексей Лушников, Валерий Костин
Алексей Германович Лушников – публицист, политический аналитик, телеведущий, медиаменеджер, главный редактор «Национальной энциклопедии личностей России»; создатель, владелец и руководитель телеканала «Ваше общественное телевидение»

Валерий Костин - телеведущий телеканала "Ваше общественное телевидение!".


Студия прямого эфира
телеканала "Ваше общественное телевидение!"
Санкт-Петербург

- В.К: Здравствуйте еще раз, дорогие друзья! Продолжаем разговор о событиях 2013 года. В первом часе программы мы с Алексеем Лушниковым обсудили много резонансных и не очень событий, которые так или иначе повлияли на нашу жизнь.
- А.Л: Да, еще раз здравствуйте! Продолжим!

- В.К: Одной из самых крупных потерь 2013 года можно считать смерть экс-президента ЮАР Манделы. Его жизнь, деятельность и даже смерть разные люди оценивают по-разному. Ваши комментарии!
- А.Л: Валера, мне сложно комментировать другую культуру - я имею в виду, что его тело неделю возили по всей Африке. Если люди, живущие там, считают, что так и должно быть, почему нет. Знаешь, что меня поразило? Осенью я был в Лондоне и заметил, что рядом с Вестминстерским аббатством и Биг Беном, в самом центре Лондона сосредоточено довольно много памятников национальным героям – их штук десять. Прежде всего, выделяется Уинстон Черчилль. Я поинтересовался, будет ли памятник Маргарет Тэтчер, которая тоже, кстати, ушла в 2013-м. Мне сказали: «Возможно. Но вряд ли. Ее не очень любили». А вот памятник Нельсону Манделе там есть! И никто не смог мне объяснить, почему…

Конечно, жизнь этого человека была удивительной. С одной стороны, он – террорист: за два года совершил более 200 терактов, унесших тысячи жизней. Правда, отсидел и как бы искупил вину (в США за такое количество жертв Манделе дали бы 1000 лет заключения). С другой - человек поставил целью своей жизни бороться за идею, в моем представлении, если не сомнительную, то дискуссионную. Да, расовая дискриминация… Я - не расист, но реальность такова, что в тех районах, где постоянно и компактно проживают люди с определенным цветом кожи и ментальностью, происходят процессы, нам малопонятные. Нельсон Мандела заявил, что все обладают равными правами - и «белые», и «черные», - и не должно быть никакой сегрегации, не пожалел на отстаивание данного принципа 27 лет жизни, проведенных в тюрьме. Я уже не говорю о чужих жизнях! Несмотря на много лет, проведенных за решеткой, он вышел бодряком и через какое-то время, благодаря международной поддержке (я акцентирую на этом внимание!), причем как США, так и СССР - других проблем у нас, конечно, не было…
- В.К: Нет, еще мы помогали бастующим шахтерам.
- А.Л: Ну, да… Одним словом, он стал Президентом ЮАР. Мне кажется, это абсолютно медийный продукт. Повлияло ли его управление позитивно на жизнь чернокожего населения Южной Африки?
- В.К: А белокожего?
- А.Л: Белокожие оттуда давно свалили.
- В.К: В том-то и дело!

- А.Л: Расизм наоборот. Культурные традиции там остались прежними. Совсем недавно «черные» шахтеры вышли с какими-то требованиями, приехал местный, «черный» же ОМОН и просто всех расстрелял. Понимаешь? Не слезоточивый газ и не световые гранаты – автоматы! Одних трупов более 50! Оставшиеся в живых шахтеры снова пошли работать. То есть раньше расстреливали «белые», а теперь «черные» друг друга...
- В.К: Как нас учили в школе: если бы восстание Спартака увенчалось успехом, строй не изменился бы - Спартак стал очередным императором и тоже завел себе рабов, из числа других. А так все осталось бы по-прежнему.
- А.Л: Поэтому, мне кажется, Нельсон Мандела – чисто медийный образ. Даже поведение Обамы... Кстати, одна из новостей – его развод, сейчас об этом говорит вся пресса.
- В.К: «Желтая пресса»!
- А.Л: Да, «желтая». Но Обама не очень...
- В.К: ...активно открещивается (смеется).
- А.Л: Я хотел по-другому пошутить, но не стал. Помнишь, как Обама сидел рядом с леди - шведским премьер-министром и главой английского правительства на похоронах Манделы? Три крупные державы: США, Швеция и Великобритания.
- В.К: Больше всех отчебучил чешский президент, который заявил: «Да не поеду я в эту Южную Америку, к неграм…». На весь мир!
- А.Л: Во всяком случае, в нашем понимании, вопросы есть. Говорить о Нельсоне Манделе, как о безупречном гражданине, зеркальной честности, справедливости и добропорядочности не приходится.

- В.К: Дорогие друзья, безусловно, вся наша история – это история мифов. Как писала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Об истории можно сказать так же: люди, которые изобрели ядерное оружие и атомные бомбы, превращались в лидеров, борющихся за нравственность и мир во всем мире, и т.д. Пчелы против меда! Отнюдь не самые безупречные граждане порой становились мучениками и даже святыми. Что поделаешь, так устроена жизнь: мы все хотим более высокого и красивого. Поэтому Мандела останется в нашей памяти неким символом борьбы за равноправие и свободу.
- А.Л: Я бы назвал его просто символом борьбы - неважно, за что. Все-таки человек отсидел в тюрьме 27 лет и вышел несломленным.

- В.К: У нас очень много вопросов - давай ускорим темп. Итак, впервые после 1991 года в 2013 году Россия, наконец, ощутила естественный прирост населения. Эксперты считают, что материальное стимулирование здесь не при чем, а власти полагают, что преференции, данные матерям, сыграли здесь свою роль: мы - точнее говоря, наши женщины - стали рожать больше детей. Это хорошо!
- А.Л: Как у тебя глазки загорелись!
- В.К: (Смеется.)
- А.Л: Валера, возможно, это тренд. И дай Бог, коли так! Во всяком случае, мы с тобой внесли свою лепту. Однако есть часть населения, которая традиционно много рожает - жители кавказских регионов и стран.
- В.К: Вечно ты все испортишь!

- А.Л: Например, я узнал от одного чиновника, связанного с миграционными процессами, что в Петербурге около миллиона нелегальных мигрантов, и они достаточно активно рожают. Думаю, это ни для кого не секрет - на детских площадках много темненьких ребятишек, в школах тоже. Уже есть школы, где из них состоят чуть ли не целые классы. Таджикские и узбекские мальчики и девчонки, появившиеся здесь на свет, получают медальку «Рожденный в Санкт-Петербурге». Вот тебе и статистика!
- В.К: В 2013 году принят Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Только не говори, что это пропаганда властей с целью использовать граждан для долгой работы на фабриках и шахтах!

- А.Л: Не скажу.
- В.К: Слава Богу! (Смеется.)
- А.Л: Это общеевропейский и общемировой тренд. Во времена Петра I табакокурение считалось приятным занятием.
- В.К: Насаждалось.
- А.Л: Да. Но давно известно: курение – зло, причем не только для самого курильщика, но и для окружающих. Чтобы их уберечь, Россия переняла мировую запретительную тенденцию. Другое дело, что в европейских странах месяц-два покочевряжились, а потом посетители всех баров и ресторанов начали выходить с сигаретками на улицу; внутри давно нет ничего подобного. Введенная у нас мера – разделение пространства на две зоны, для курящих и некурящих - по-моему, работать не будет. Потому что нет уважения к праву. Ну, придет полицейский, выдадут ему 100 долларов, чтобы он ничего не заметил, и все останется, как есть.

Приведу простой пример - парадная в моем доме. Когда бы я в нее ни зашел, там всегда накурено. Не могу сказать, что у меня вызывает радость табачный коридор, но я понимаю: люди выходят из квартир и курят в парадной, хотя по действующему законодательству это запрещено. Мне и в голову не приходит позвонить участковому и пригласить в гости.
- В.К: Может, в этом проблема?
- А.Л: Валера, проблема не в этом.
- В.К: А, может, все-таки в этом? Пока мы не будем, заходя в ресторан, говорить: «Господа, у вас накурено! Дайте-ка мне вашу Жалобную книгу...».

- А.Л: Валера, я живу среди людей, которым абсолютно плевать на меня и других – тех, кто не курит. В том числе, на своих детей, которые ходят там же и дышат тем же. Понимаешь? Такое отношение!
- В.К: Хорошо, я не предлагаю звонить дяденьке-милиционеру и связываться с неповоротливой государственной машиной, которая хочет создать дружины, чтобы ее участники ходили и отбирали у всех сигареты. Но ведь ты можешь повесить в парадной плакаты с фотографиями легких курильщика. Человек постоит, посмотрит на картинки и ему расхочется курить. Или можно поставить цветы, положить красивые половички и вообще создать атмосферу, в которой курить не тянет. Тоньше надо работать! Ты же - журналист, телевизионный человек и можешь это сделать ненавязчиво. Никто из твоих соседей даже не поймет, что произошло. А на самом деле, возникнет атмосфера нетерпимости к курению… В конце концов, можно вытащить стекла из окон - пускай проветривается! Способов тьма, и люди должны этим заниматься.
- А.Л: Валера, прости, но ты - кремлевский мечтатель.
- В.К: Три года назад я пообещал в твоей передаче перекрыть Большую Московскую улицу, если не поставят светофор. Его поставили, и я счастлив!
- А.Л: Я в своей парадной не занимался наглядной агитацией и не вынимал стекла из окон - на улице вообще-то зима и холодно.

- В.К: Вот и хорошо! Пусть им будет холодно.
- А.Л: Им будет холодно, а мне нет? Ладно, давай о другом… Хотя я поставил один горшок с цветами (честно говоря, не для красоты, а потому что девать было некуда). Валера, давай так: научную фантастику мы не снимаем. Нам и 40 лет хождения по пустыне будет мало, бери все 300. Понимаешь?
- В.К: Давай о другом - накал страстей вокруг Единого государственного экзамена, который в 2013 году сдавали 800 000 школьников. Даже появилось понятие «ЕГЭ-туризм», когда мамы перевозили своих чад в те районы, где было легче сдать экзамен. Ваш комментарий!
- А.Л: У меня нет особого мнения по ЕГЭ. В принципе, идея хорошая. Но в наших условиях любой плюс, к сожалению, ломается об исполнение. Это как с Законом об ограничении курения…
- В.К: Подожди, я не согласен. Что ты сделал возле своего офиса? Посадил красивые цветы и кустарники, поставил столы со стульчиками. Разве здесь люди курят? Нет!
- А.Л: Валера, я же - монстр, гоняю и сумел этого добиться. Силовым путем!
- В.К: Я уверен, постепенно все этого добьются.
- А.Л: Для этого, знаешь, что надо?
- В.К: Эх!
- А.Л: Вот-вот.

- В.К: В начале 2013 года в России разгорелся диссертационный скандал: комиссия Минобрнауки установила, что в Московском государственном педагогическом университете организовали поточное производство фиктивных диссертаций. Весь год прошел под знаком разоблачений: разоблачители разоблачали диссертации. Вообще это нужно?
- А.Л: Вопрос очень жесткий. Мы все помним времена, когда диссертации предлагали купить в метро и подземных переходах. Хотите стать доктором наук? Пожалуйста, заполните бланк и через три дня будете! Я утрирую, конечно, но уровень такой. С дипломами то же самое. Некоторым людям важен статус, возможность написать на визитке или представиться на конференции: «Профессор, доктор математических наук Леонид Николаевич Пунтишкин!». В российской ментальности это очень важно, один народ на этом зарабатывал, а другой «хавал». И все безнаказанно.
- В.К: Но ведь раскопали!
- А.Л: Валера, появились технологии, интернет, программы для сравнения текстов и т.п. Все и выплыло. Я думаю, подавляющее большинство сделали это по глупости.
- В.К: А кое-кто это дарил!
- А.Л: Да, дарили. Не хотите ли стать кавалером ордена всего 300 рублей? Раз - и почетный член…
- В.К: Академии.

- А.Л: Да. Вся эта хрень у нас культивируется – почетно быть академиком или профессором непонятного учебного заведения, научной или общественной организации. Все по глупости - люди изначально не думали, что нарушают, есть моральные акценты и прочее. Сейчас и хотелось бы от всего избавиться, а невозможно. Мне кажется, в данной ситуации самый честный поступок - сделать публичное заявление.
- В.К: А ты знаешь, что такое уже произошло.
- А.Л: Да?
- В.К: Я сам об этом читал. Один человек устыдился и написал заявление: «Прошу считать эту диссертацию недействительной».
- А.Л: Я говорю не об этом. Если человека еще не поймали, но он знает, что это вопрос времени, пусть сделает заявление, например, через Ютуб: «Уважаемые жители Санкт-Петербурга! К сожалению, меня дурака (дуру) старого (молодого, средневозрастного) бес попутал. Петрович предложил, а я не обратил внимания. Сейчас прошу: снимите с меня все это. Виноват, каюсь, простите!».
- В.К: Был-был…

- А.Л: Что-то вроде индульгенции. Мне кажется, так должно быть.
- В.К: Позитивчиком потянуло!
- А.Л: Потянуло.
- В.К: В российском правосудии случился интересный прецедент: осужденные на пять и четыре года заключенные отсидели всего один день. Речь о приговоре Алексею Навальному и Петру Офицерову по делу о хищении «Кировлеса». Сначала прокуратура опротестовала арест осужденных - до вступления приговора в законную силу. Затем вышестоящая инстанция заменила реальные заключения условным наказанием. Мало того, Навальный участвовал в выборах мэра Москвы и набрал 27%, став реальным политическим деятелем. Пожалуйста, прокомментируй ситуацию с Навальным. Такой взлет – что это было? Переводя на футбольный язык, зачем бегать к другой футбольной команде и просить ее не забивать голы? Ведь члены «Единой России» сами просили выдвинуть в кандидаты своего противника Навального, так как система муниципальных фильтров не работала.
- А.Л: Как раз работала.

- В.К: Она работала слишком сильно - фильтр превратился в железобетонную стену.
- А.Л: В моем представлении, к Алексею Навальному нужно относиться адекватно и объективно. У этого парня есть определенное политическое будущее. Он обаятелен, симпатичен большинству женщин и многим мужчинам, несет свою идеологию, которая кому-то нравится, а кому-то нет, мобилизовал свой электоральный круг - прежде всего, московский, и люди выразили ему доверие. В свое время я баллотировался в Ленинградский городской совет народных депутатов от Московского района и конкурировал с первым секретарем райкома партии. Когда меня избрали, а это был конец 1980-х...
- В.К: Ты стал самым молодым депутатом!
- А.Л: Да. Но я понимал, что избрали не меня, Алексея Лушникова, а проголосовали против первого секретаря Московского райкома партии - против КПСС. Это принципиально разные вещи! Мне кажется, история с Навальным тоже протестная: голосовали не за него, а за систему госустройства, которая сегодня устраивает большинство населения. Хотя люди эти абсолютно разные. Если с ними поговорить, выяснится, что многие по своим взглядам гораздо ближе к «Единой России», чем те, кто за нее голосовал. В головах настоящая чехарда и нет ярко выраженной идеологии, как было, например, в начале 1990-х. Вообще это тема для отдельного разговора. Навальный стал неким экспериментом власти. И, кстати, очень правильным.
- В.К: Едва не случился конфуз.
- А.Л: Нет, конфуз никогда бы не случился. Начало сентября, все на даче, мобилизовать Собянинскую электоральную массу нельзя. А Навальный своих мобилизовал. В итоге и.о. мэра получил меньше голосов, чем имеет в реальности. Вообще, мне кажется, Москве повезло с Собяниным - мощный и обаятельный человек, сильная фигура, делает массу интересных вещей в столице. Например, активно занялся озеленением города, причем в центре. Вместо гостиницы «Россия», где планировали построить парламентский центр, разобьют парк. И станций метро там вводится – тьма, метростроителей несколько (не как у нас в Питере - монополия). Молодец!
- В.К: Да, конечно.

- А.Л: Я считаю, что там двигаются в правильном направлении. Что касается Алексея Навального, его посадки, ухода из «Кировлеса» и появления в Москве в новом виде, по-моему, все закономерно: он - элемент властной вертикали, вмонтирован в нее и не относится к уличной оппозиции.
- В.К: Когда Путина спросили: «Навальный представляет угрозу для власти?», он ответил прямо: «Если бы представлял, его бы не допустили на выборы». Это бравада или все действительно так?
- А.Л: Действительно.
- В.К: Тогда почему президент это сказал? Ведь ужасно!
- А.Л: Валера, я не буду комментировать, почему президент это сказал. Мне кажется, он говорит искренне, его отношение к происходящему понятно.
- В.К: И все, кто представляет для власти опасность, не будут допущены к выборам?
- А.Л: Какая новость! Раньше ты этого не знал?! Назови мне, пожалуйста, хотя бы одну фамилию человека, который смог прийти к власти, представляя для нее реальную угрозу. Кто?
- В.К: Подожди, я говорю о другом: у всех так происходит, но зачем кричать об этом на всю страну?
- А.Л: Не знаю. Может, это вброс, а, может, сказано от души. Или еще что-то. Но я хочу сказать, что за всю российскую историю у власти не было ни одного случайного человека, типа: «Пойду-ка я завтра в президенты! Сегодня два йогурта съем – и айда!».
- В.К: Порой и царей выбирали, стрельцы вытаскивали, непонятно кого.
- А.Л: И чем это заканчивалось?
- В.К: Заканчивалось плохо.

- А.Л: Системность, преемственность и подготовка к власти, принадлежность к элите необходимы. Это определенный культурный уровень и знак, что человек впитывает в себя нужную информацию. Ведь она значительно глубже, тоньше и сложнее, чем то, что подают через телевизор или даже в самых прогрессивных университетах. Жизнь и внутренняя, закрытая информация намного серьезнее.
- В.К: У Навального есть будущее?
- А.Л: Есть.
- В.К: Хорошо, едем дальше. В 2013 году судебные драмы и скандалы театрального мира объединились в деле о нападении на худрука балета Большого театра Сергея Филина. Танцор Павел Дмитриченко отрицал, что просил облить его кислотой, но признался, что просил побить. Суд отправил заказчика нападения в колонию строгого режима на шесть лет, а непосредственный исполнитель - Юрий Заруцкий проведет в колонии особого режима десять лет. Столь изощренная форма воздействия среди балетных, это как?
- А.Л: Валера, это «корпоративка».
- В.К: Ясно. Про бедолагу Полонского говорить будем? Уж очень эффектно он выглядел со своими перипетиями: то кого-то бил, то сажал, то босиком ходил, то убегал от полицейского…
- А.Л: Экзальтированный богатый человек - имеет право.
- В.К: Развлекаться, как хочет.
- А.Л: У тихой речки отдохнуть.
- В.К: Понятно. Главным событием года для Мариинского театра стало завершение долгостроя и открытие в мае новой сцены. Ваши комментарии!
- А.Л: Я уже много раз это комментировал. Не хочу никого обидеть, но являюсь приверженцем другой архитектуры.
- В.К: Да нет там никакой архитектуры. Вообще ничего!
- А.Л: Ты меня спрашиваешь?
- В.К: Да.

- А.Л: Я отношусь к этому немного иначе. Наверное, иметь такую сцену - очень важно для города. Но мне она виделась по-другому. Повторяя слова Лепса (кстати, тоже одного из фигурантов информсводок), я не уеду жить в Лондон, но видел там очень удачное соотношение старины и инновационных зданий: высоких и низких, больших и малых, на берегу Темзы и в глубине города. Мне понравилось, все сделано органично и красиво, без диссонанса.
- В.К: Тебе повезло.
- А.Л: В Лондоне мое представление о красивости нарушено не было.
- В.К: У меня противоположное мнение: Лондон, безусловно, интересен и любопытен, но фрагментарно. Композиция города полностью нарушена.
- А.Л: Ну, что - разные мнения.
- В.К: Да, совершенно разные. Я не мог ничего сфотографировать, потому что в кадр постоянно лезло что-то неподобающее.

- А.Л: Ты объектив поменял? Поставил бы другой.
- В.К: Если бы поставил широкоугольник, стало бы еще хуже…
Для российского цирка уходящий год был переломным - приняли закон, спасший многие региональные цирки, а в наш Цирк на Фонтанке пришел Вячеслав Полунин. Ваш комментарий!
- А.Л: Я знаю, что завтра Вячеслав Полунин будет в гостях у Володи Мукусева в «Подводной лодке». Что касается появления у нас столь выдающегося человека, это, безусловно, победа. Мне кажется, у министра культуры Мединского, на чье место ты метишь...
- В.К: Я?!
- А.Л: Да-да, когда заводишь речь о культуре, у тебя глазки начинают гореть! Мне кажется, в 2013 году у него были две серьезные кадровые победы в Петербурге - Цискаридзе в Вагановке и Вячеслав Полунин в Цирке на Фонтанке. Особенно Полунин! Мне кажется, что теперь Министерство культуры должно максимально не лезть в творческие дела и помогать делать из петербургского цирка нечто выдающееся. Думаю, это возможно. Я бы очень хотел, чтобы Полунин вышел за пределы цирка, использовал перформансы и прочие вещи на улице, как это было в «Караване мира» в начале 1980-х.
- В.К: Дай-то Бог. Хотя далеко не всегда у выдающихся танцоров и клоунов получается то, что получилось у Дягилева…

Хорошо. Скажи, фильмы «Легенда № 17» и «Сталинград» стали событиями года?
- А.Л: Я не смотрел ни тот, ни другой. У меня мама-блокадница, и она отказалась смотреть «Сталинград» со словами: «Там стреляют, моему сердцу тяжело, и я не хочу это видеть». Вот и все.
- В.К: Не смотрел - значит, не смотрел. Но я бы сказал, что это событие. И заключается оно в том, что государство научилось вкладывать деньги в кино. Не в «Бригады», а в пропаганду настоящего патриотизма. Я говорю без лукавства!
- А.Л: Да-да.
- В.К: Хорошо ли это? Это чисто по-американски - когда в конце любого фильма стоит Брюс Уиллис с американским флагом, победивший весь мир.
- А.Л: В этом плане полностью с тобой согласен. Другое дело, что «Сталинград» с Брюсом Уиллисом я бы посмотрел.
- В.К: Зато ты посмотришь то, где снялся Уиллис. «Крепкий орешек»?
- А.Л: «РЭД-2».

- В.К: Где действие происходит в Москве…
Итак, в 2013 году прибыло российских граждан – наш паспорт получил знаменитый Жерар Депардьё. На всемирно популярного французского актера обрушилась специфическая российская слава - почти каждый регион предложил ему поднять уровень своей культурной жизни, выпал шанс стать министром культуры Мордовии и поработать в Тюменском Большом драматическом театре, а также заняться виноделием на Кубани, вступить в КПРФ и получить звание Почетного удмурта. На некоторые предложения Депардьё согласился, часть оставил без внимания.
(Смеются).
- А.Л: Серьезный человек - столько предложений...

- В.К: А мне только одно!
- А.Л: Валера, а ты бы согласился на все?
- В.К: На Почетного удмурта обязательно!
- А.Л: Кстати, сегодня российскому гражданину Жерару Депардьё исполняется 65 лет. Давайте его поздравим! Все остальное – пиар, не будем терять на него время.
- В.К: В истории российской космонавтики 2013-й останется годом очередных неудач. Я имею в виду аварии при запуске ракет «Зенит» и «Протон». Хотя, мне кажется, эпохальным событием стало то, что на МКС впервые побывал олимпийский факел.
- А.Л: Не надо, Валера…
- В.К: Как ты вообще оцениваешь ситуацию - и на верблюде ездят, и...
- А.Л: Хорошо!
- В.К: Но гаснет ведь...
- А.Л: Ребята, это шоу и давайте относиться к этому соответствующе. Притом шоу, объединяющее людей: и обычных, и инвалидов, и т.д. Люди даже умирали с факелом в руках! Все нормально. Я не вижу ничего плохого.
- В.К: Главное астрономическое событие 2013 года само прилетело из космоса: в середине февраля над Челябинском взорвался 20-метровый астероид, отчасти повторив историю Тунгусской катастрофы более чем 100-летней давности.

- А.Л: Это напоминание всем нам, что мы - твари земные, а мир велик, и события в нем происходят, никого не спрося, даже американского президента…
- В.К: И Брюса Уиллиса!
- А.Л: Даже российского президента! В любой момент (прости Господи!) из космоса может прилететь какая-то хрень и ударить по нашему мирному Челябинску. Нужно помнить, что мир гораздо больше и сильнее нас, учиться жить в контакте с природой.
- В.К: В продолжение этой темы: в июле 2013 года открыли новый бозон, а в марте подтвердили существование бозона Хиггса.
- А.Л: Да-да.
- В.К: Это привело людей, с одной стороны, к разочарованию, с другой - к радости. Потому что старая физика сохранила устои, а новая не потребовала теоретического обоснования.
- А.Л: Позволь мне напомнить, что 2013 год запомнился огромным количеством научных открытий. Огромным! Просто мы мало об этом знаем. Почти каждый день тот или иной официальный научный журнал публиковал информацию об открытиях, исследованиях, интересных опытах и т.п. Я поражаюсь! Особенно многое связано с расшифровкой генов. Безусловно, это повлияет на будущее – если не на наше, то наших детей, в рамках изучения человеческого организма, борьбы со смертельно опасными заболеваниями, медицинских новшеств. Вероятно, наши потомки будут жить дольше и - акцентирую на этом внимание! – лучше нас. Не в плане денег, а меньше болеть. Что очень важно, потому что болезнь отнимает массу времени и сил.

- В.К: В своем послании Президент России Путин сказал, что впереди нас ждут огромные перемены. Мне кажется, было бы замечательно, если бы они касались научной области. Почему в 2013 году сделано много открытий? Потому что наука развивается прогрессивно: чем больше мы познаем окружающую среду, тем активнее с ней соприкасаемся и интенсивнее развивается ситуация. Кто знает, может, белковая форма существования исчезнет, и мы эволюционно перейдем в цифру.
- А.Л: Это твоя тема...
- В.К: Да! Ну что же, Российская сборная по футболу, наверное, впервые за 15-20 лет вышла в финал Чемпионата мира. Стоит порадоваться за наших болельщиков. Обсуждать это мы не будем, потому что с тобой это бессмысленно: ты не понимаешь всей значимости данного события.
- А.Л: Тут я недоразвитый.
- В.К: Поэтому, друзья мои, в заключение программы мы переходим к действительно важным и резонансными событиями 2013 года.
- А.Л: Прежде чем перейдем, я хочу сделать две вещи. Во-первых, вспомнить людей, которые ушли из жизни за последние 12 месяцев. Тем более что многие из них бывали в этой студии.
- В.К: Конечно.

- А.Л: Это Юрий Маркович Шмидт - российский адвокат и правозащитник. Оскар Фельцман - народный артист РСФСР. Рем Вяхирев - легендарный глава «Газпрома». Алексей Герман – режиссер и удивительный человек. Скандально известный Президент Венесуэлы Уго Чавес. Писатель Борис Васильев - человек-легенда. Российский политик и в некотором смысле тоже целая эпоха - Борис Березовский. Блистательный артист Валерий Золотухин. Уже упомянутая сегодня Маргарет Тэтчер – экс-премьер-министр Великобритании. Кинорежиссеры Алексей Балабанов и Петр Тодоровский. Актриса театра и кино Ольга Аросева. Народный артист Советского Союза Юрий Яковлев. Конечно, Нельсон Мандела. И, безусловно, человек, чьи похороны состоялись сегодня, и на которых присутствовали Владимир Путин и Сергей Шойгу - конструктор-изобретатель стрелкового оружия, знаменитого на весь мир «калаша» Михаил Тимофеевич Калашников. Автомат Калашникова - самый раскрученный бренд Советского Союза и России. Ни водка, ни перестройка, ни Горбачев, ни что-либо еще! Так что, уважаемые телезрители, можно сказать, сегодня похоронен некий образ, символ. Надеюсь, дело этого талантливого человека будет продолжено, и мы получим от концерна «Калашников» приятные новости.

Во-вторых, я хочу показать фотографию, которую бы назначил на «ВОТ!» фотографией года. Пожалуйста, покажите ее нашим телезрителям. (Показывают снимок.) Казалось бы, что такого? Путин пожимает руку семи-восьмилетнему пацану. Вы видите трех охранников, которые буквально оттаскивают мальчишку в сторону, как бы защищая от президента. При этом он держит в руках Конституцию РФ и с восхищением смотрит на Владимира Владимировича, а тот ему улыбается. В чем семиотика фотографии? Это встреча двух надежд: каждый понимает, что от него и от его визави зависит будущее, жизнь страны и народа. Лично меня подкупает искренность данной фото. Охранники выглядят на нем «башнями Кремля» (образно выражаясь), силами, которые сдерживают развитие общества. Их руки – образ консерватизма, мешающего нам идти вперед. Тебе понравилась фотография?
- В.К: Слово «понравилась» здесь не подходит.
- А.Л: Впечатлила?
- В.К: Да! Прежде всего, твоим объяснением скрытого смысла. Есть о чем задуматься: не глянцевая картинка и не пропагандистская фотка, а снимок, в определенной степени олицетворяющий нашу современную жизнь.
- А.Л: Некую эпоху. Давай к темам, которые ты подготовил.
- В.К: Начнем с освобождения Ходорковского. Человек 10 лет не позволял о себе забыть, его помнили и сделали символом борьбы, не знаю за что. Одни считают, борьбы за свои деньги, другие – за либеральные начала в экономики. Для тебя лично, что значит освобождение Михаила Борисовича?
- А.Л: Мне кажется, это некий акт - справедливости или несправедливости. На сей счет есть разные мнения. Некоторые обозреватели говорят, что у человека руки в крови, а он вышел на свободу всего через «десяточку». Я не из их числа. Считаю, что Ходорковский отсидел свое. Что бы кто ни говорил, его было, за что посадить – я имею в виду первое дело. Таких людей в нашей стране много, особенно имевших крупный и очень крупный бизнес.

- В.К: И особенно в те годы.
- А.Л: Безусловно. Вообще, я не из тех, кто стремится всех посадить. Наоборот, предпочел бы амнистировать людей, которые раньше находились в сложных условиях, пытались что-то делать, но у них не все получилось. Кроме связанных с особо опасными преступлениями, нанесением вреда здоровью и жизни. Остальным нужен шанс смотреть вперед.
- В.К: Амнистия произошла.
- А.Л: Я имею в виду не только юридическую, но и моральную амнистию людей, которые делали перестройку, в том числе занимались залоговыми опционами. Хотя понимаю, что это не очень непопулярно. Большинство за то, чтобы Абрамовичи, Прохоровы, и т.д. - все, у кого есть деньги, сидели. Народу так спокойнее. Я - не сторонник такого подхода. К тому же есть понятие срока давности. Что касается именно Ходорковского, на мой взгляд, его освобождение - хороший знак, в частности, новых интеграционных процессов с Европой. Вообще, мне кажется, что от того, насколько мы интегрированы в мировое сообщество, прежде всего, европейское и североамериканское, во многом зависит наше будущее. Главная мысль, которую я хочу донести: мы - не враги ни с Европой, ни с США. Враги находятся в другой стороне - среди террористических групп и режимов, которые вне религий и менталитета. Мне хотелось бы стать ближе с христианским миром, который мне понятен, и выстраивать общие отношения в рамках «большой двадцатки», «большой восьмерки» и, в том числе, с такими странами, как Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и вообще вся Южная Америка. По-моему, это очень важно. Разногласий с Европой и Соединенными Штатами я не вижу.
- В.К: К сожалению, эти разногласия сложились не сегодня и даже не вчера.
- А.Л: Я имею в виду базисные вещи.

- В.К: Тогда почему размежевание длится веками? Почему произошел раздел церкви?
- А.Л: Дело в том, что раньше были некие богатые державы, определявшие свое место и влияние в мире. Сегодня они определились и стали центром создания новых технологий, научных открытий, знаний во многих областях. И у них есть проблемы, связанные с взаимоотношениями с другой частью мира, которая поднимает голову, что для этой цивилизации, мне кажется, опасно.
- В.К: Я бы с тобой согласился, но мне кажется, что в последние месяцы и годы наше стремление в Европу должно бы чуть поубавиться по одной простой причине - там работают не совсем умные власти и режимы. То есть не мы должны идти к ним, а они к нам.
- А.Л: Это пройдет, будут новые выборы и все встанет на свои места. Есть некая синусоида, маятник, который время от времени переходит из одного положения в другое. Нельзя забывать об огромной части культуры и экономики, которую впитало общество этих стран. Оно не позволит правителям вырваться из привычных и понятных взаимоотношений.
- В.К: К тому же метеориты могут начать падать чаще. Мне кажется, это символ, лишнее напоминанием о том, что планета у нас одна и нужно создавать единый глобальный мир. От этого никуда не уйти и не деться…
У нас осталось совсем мало времени. Буквально в двух словах скажем об Украине - ситуацию там нельзя обойти стороной.
- А.Л: Украина, Сирия и Ходорковский – эту «триаду», мне кажется, необходимо поставить в личную заслугу Владимиру Путину. Кто-то, вероятно, добавил бы сюда Сноудена, но я бы не стал. Три названных пункта делают Путина мощным руководителем, действительно влияющим на жизнь мира в целом. Он – авторитетный и серьезный политик, в 2013 году всячески это подтвердил, причем не словами и заявлениями, а делами. Не знаю, как пойдет дальше, но сегодня именно Путин выстраивает вертикаль взаимоотношений в стране. Одни считают, что это хорошо, другие - что плохо. В любом случае, Владимир Владимирович - не тиран, каким был Сталин; не мягкий и придурковатый, как Хрущев; не забронзовевший и не неадекватный, вроде Брежнева. Да, его рейтинг время от времени меняется, но человек у власти 14 лет и большинство граждан России относятся к нему с уважением. Путин – великолепный политик, ему нет равных в стране. Поэтому для меня он – «Человек года». Думаю, следующий год у него тоже будет удачным.

- В.К: Кстати, чего ты ждешь от следующего года? Коротко!
- А.Л: Очень жду Олимпиаду - мне она интересна. И еще думаю, будет интересно все, что произойдет после нее.
- В.К: (Смеется.)
- А.Л: В целом год будет сложный, потому что, с точки зрения экономики, не все так легко и просто; есть внутренние и внешние вызовы, проблемы в управлении, которые нельзя не решать, делая вид, что ничего не происходит. В обществе, наконец, должно возникнуть желание что-то делать, прийти на смену лени, апатии, депрессии и прочему. Надеюсь, экономическая заинтересованность выйдет на первое место, люди самомобилизуются и начнут совершать поступки, двигаться вперед. Во всех смыслах - творческом, экономическом, личностном. Я жду рост! Понимаешь?
- В.К: Знаете, дорогие друзья, где выигрывают лыжные гонщики? На горке, когда бегут вверх. Поэтому, если впереди нас ждут трудности, давайте ускорим свой личностный рост и приложим больше усилий, чтобы обогнать самих себя, свои мечты и задачи. Год предстоит непростой, так что давайте карабкаться быстрее! С Новым годом!

- А.Л: С Новым годом! Спасибо Господу и всем нам за 2013-й. Для меня он был счастливым. Думаю, для тебя тоже… разный.
- В.К: Я не знаю. Буду думать на эту тему!
- А.Л: Пусть новый год будет лучше. И то, что мы с Валерием Костиным иногда будем здесь появляться, придаст ему некий азарт – от ожидания новой встречи. Спасибо вам большое и с Новым годом!
- В.К: С Новым годом!

Телеканал «ВОТ!»,
«Особый взгляд»,
27 декабря 2013, 21.00
polit.pro


27 декабря 2013 -
 471     (0)    
Поделись новостью с друзьями:
Имя *:
Email:
Подписаться:1
Введи код:
 

  © 2011 - 2024, Полит.Pro, создание сайта - IVEEV.tvvot.ru
О нас · РейтингСигнал · Реклама · Контакты · Вход    
^ Наверх